search
main
0

Интеллектуальные игры

Турандот на школьный лад

Методические указания к проведению коллективных творческих дел (КТД)

КТД имеет главной целью создание наиболее благоприятных условий для выявления и развития творческих задатков у детей. Это особая форма сценического действия, позволяющая соединить учебные знания с личностью ребенка, представить их образно, обогатить программный материал, повысить познавательную активность школьников. В ходе подготовки и проведения КТД классный коллектив совершенствует межличностные отношения, создается обстановка общей увлеченности и творчества.

– Много есть в школе предметов

различных,

О них будет сыгран спектакль отличный.

– Что ж, начинать спектакль пора,

Пускай поможет нам игра!

– Смотрите драматургии клад –

“Турандот на школьный лад”.

– Кому известна сказка Гоцци “Турандот”,

Тот знает, что принцесса, жестока

и коварна,

Единственною дочкой Альтоума была.

– В один ужасный день принцесса

пожелала,

Чтобы отец оповестил указом,

Что свататься к ней может всякий принц,

Но с тем, что в заседании Дивана

Она торжественно, средь мудрецов,

Искателю предложит 7 загадок.

И если он их разрешит, то станет

Ей мужем и наследником престола,

А если он не разрешит загадок,

Хан Альтоум во исполнение клятвы,

Которую он даст богам, велит

Снесть голову безумцу за попытку

Решить загадки дочери.

– Ну что ж, я знаю эту сказку,

Но расскажу ее по-своему,

На новый лад,

Загадки я вложу в уста принцессы

Про школьные предметы.

А вот она сама идет!

Турандот (высокомерно). Кто это

дерзновенно возмечтал

Проникнуть в смысл загадок, невзирая

На множество примеров, и желает

Позорно кончить жизнь?

Альтоум. Дочь, это он!

И он вполне достоин, чтобы ты

Взяла его в мужья.

Турандот. Готовься к испытанью, дерзновенный!

Альтоум. О принц, ты симпатичен мне.

К чему твое упорство?

Не разгадаешь темных сих загадок!

Прошу тебя, от испытанья откажись!

Калаф. Нет, государь!

Я жажду смерти или Турандот.

Альтоум. Так огласите роковой указ,

А юноша пусть внемлет и трепещет.

Ведущий. “Любой властитель может

Турандот

Просить в супруги, но сначала должен

Средь мудрецов Дивана 7 загадок,

Принцессой заданные, разрешить.

Их разрешив, ее получит в жены.

А если неспособен, палачом

Да будет обезглавлен и умрет,

Хан Альтоум святым всем клянется

В точнейшем исполнении указа”.

Альтоум. О тягостный указ!

Турандот. Скажи мне, принц,

Над чем не властно время,

Хотя известно, что время столь жестоко,

Оно стирает города, народы,

А то, про что я говорю,

Оно лишь умножает.

Калаф. Я буду счастлив, если остальные

Загадки первой будут не трудней.

Принцесса, я вам отвечаю,

Что время лишь не властно над историей.

Турандот. Чтоб он победил?

Меня умом превысил? Никогда!

Что ж, слушай и смотри!

Загадку новую тебе я представляю,

Послушай и скажи,

Про что куплеты эти?

5 мальчиков исполняют частушки

– В сад пошел гулять Ньютон,

Свежий воздух любит он.

Ветер яблоко свалил,

А Ньютон закон открыл.

– В ванной Архимед помылся,

И закон ему открылся.

Уронил он в ванну мыло,

мыло вытолкнула сила.

– Что еще Кулону надо,

Было б только два заряда,

И Кулон вам даст ответ,

Оттолкнуться или нет.

1-й ведущий. За горами, за лесами,

За широкими морями,

Против неба – на земле

Жил старик в одном селе.

У старинушки три сына:

Старший умный был детина,

Средний сын и так и сяк,

Младший вовсе был дурак!

Вот окончили все школу,

Стали думать да гадать,

Как им дальше поступать.

2-й ведущий. Вот однажды приключилась с нашим Иваном (младшим сыном) одна история. Попал он в царство Физики. Королевой в этом царстве, как вы уже догадались, была сама Физика. Ее министрами были физические Законы. Ее фрейлинами были физические Формулы. Все они служили у нее при дворе. Весело они жили. Но не было короля в этом государстве. Многие хотели стать королем этой страны, но никому это не удавалось, т.к. любила Королева задавать задачи. Сначала задавали вопросы Формулы и Законы. Если он отвечал на них, то за дело принималась сама Королева (но это бывало очень редко).

Никто еще не мог ответить на все вопросы. “Незнайку” сажали в темницу и заставляли учить физику. А при дворе по этому поводу устраивался бал. Во время одного такого бала и попал туда Иван. Появляется Баба Яга (механика) на мотоцикле.

Королева. О Баба Яга, здравствуй! Наконец-то ты сменила свою ступу на лучший транспорт!

Баба Яга. Ох, да, да!!! Старость – не радость. Скоро уж 300 лет, на ступе-то летать совсем невмоготу. Радикулит замучил. А этот вот внучка подарила!

Королева. Она уж у тебя совсем большая теперь! Ой! Но послушай! Мы с тобой совсем заговорились. Что случилось?

Баба Яга. Ой, ваше физическое Величество, парнишка сюда идет. Да какой хороший!

Королева. И он хочет стать королем! Ну ничего, мы и его упрячем в темницу. Созывайте Совет. (Все разбегаются, королева берет телефон и звонит). Соедините меня с Лешим. Алло! Леший, дорогой, здравствуй! Сколько лет, сколько зим я с тобой не беседовала! Небось совсем забыл Физику.

Леший. Ваше Величество! Как я могу забыть ее, когда я главный электрик в вашем королевстве.

Королева. Леший, дорогой, я звоню-то тебе что! Там к нам юноша какой-то идет. Без твоей помощи не обойтись. Говорят, смышленый. Проверь-ка его да будь осторожен, сам ничего не перепутай. Ну ладно, пока! (В сторону.) Совсем старый стал. На пенсию пора.

(Стук в дверь).

Королева. Входите, входите, мои дорогие! Давно я вас не видела. Итак, господа, прошу, присаживайтесь. Сегодня я вас собрала по очень важному поводу. Сюда направляется очень смышленый юноша, который намеревается стать королем страны Физики. Лешему я уже дала задание. Но он может напутать что-нибудь. Так давайте, господа, будем думать о других мерах предосторожности. Мы должны проверить его. Итак, ваши предложения.

Создают план действий. Королева остается одна, чтобы обдумать план.

Появляется ведущий.

1-й ведущий. А сейчас мы оставим Королеву. И перенесемся к нашему бедному Лешему, которому предстояла нелегкая работа.

Ведущий уходит. Из зала выходит Иван.

Леший. Ванюша, здравствуй, дорогой! Слушай, Вань, помоги наладить, света нет. Ты мне сначала помоги, а потом займемся твоей проверкой.

Иван. Какой-такой проверкой? Ну-ка рассказывай!

Леший. Ой, проговорился! Не простит меня Королева! Предупреждала же она меня! Да, пора на пенсию, нужно писать заявление.

Иван. Ну ты, рассказывай давай! Какая мне проверка предназначена? Все равно ведь проболтался.

Леший. Нет! Не простит меня Королева.

Иван. Да если же ты мне поможешь, как не простит! Куда денется?

Леший. Ой! И правда. Только ты мне сначала помоги свет наладить. Что-то холодновато.

Иван. В 5 минут. Количество теплоты, выделенное лампочкой, прямо пропорционально квадрату тока, сопротивления лампочки и времени, т.е. часть энергии превратится в тепло.

Леший. Ох, Ваня, помог ты мне. Помогу и я тебе. Вот, держи эту книгу. Она тебе поможет. Садись и учи, а то здесь скоро будут гости из двора.

Иван. Спасибо тебе, Леший! Ты и впрямь великий электрик!

Иван берет книгу и принимается читать. Появляются Формулы и Законы.

Формула 1. Леший, сколько лет, сколько зим!

Закон 1. Здравствуй! Ой, да у тебя гости.

Формула 2. В замок идешь?

Иван. Да, собираюсь.

Закон 2. Пойдем с нами. Мы туда идем.

Иван. Ну пойдемте.

Леший отзывает в сторону Ивана.

Леший. Ванечка, будь осторожен. Они специально посланы. Следи за своими словами, иначе не миновать тебе темницы. Да книгу не забудь.

Иван. Ну, с Богом!

Формулы забирают Ивана и уходят.

2-й ведущий. Итак, попал наш Иван в руки к Законам и Формулам. Ох, и нелегко ему будет. Ну да не будем загадывать, а лучше посмотрим.

Ведущий уходит. Появляются Законы и Формулы, ведущие Ивана.

1-й Закон Ньютона. Слушай, Вань, а ты знаешь закон Ньютона?

Иван. Какой? Первый или второй?

Закон 1. Первый!

Закон 2. Второй! (Спорят).

Их разнимают. В это время Иван ищет в книге оба закона.

Иван. Да не спорьте вы! Я оба знаю. Ну хорошо, хорошо! Скажу я вам ваши законы.

Первый. Существуют такие системы отсчета, относительно которых поступательно движущееся тело сохраняет свою скорость постоянной, если на него действуют другие тела (или действие других тел компенсируется).

Слушайте второй, пока я его еще не забыл.

Сила, действующая на тело, равна произведению массы тела на сообщаемое этой силой ускорение. Ну все, пошли, а то уже времени много. А собственно говоря, вы что, меня проверяете?

Все. Нет, нет, что ты!

Иван. Смотрите мне!

Формула 1. Ты жди здесь, а мы пошли.

Иван остается один.

Иван. Хоть бы стул оставили, что ли, у меня ноги что, казенные?

Королева. Знаю, знаю! Зовите его. Приготовились!!!

Входит Иван.

Все. На колени! (Он падает на колени).

Королева. Зачем ты встал на колени?

Иван. Великий Ньютон сказал: “Все тела притягиваются к земле”.

Королева. Хм! Расскажи мне, как ты шел?

Иван. И опять Ньютон с нами, при ходьбе, согласно Ньютону, человек взаимодействует с Землей (толкает Землю, а Земля – человека).

Королева. Скажи, зачем ты сюда шел?

Иван. Просто! Вектор моего движения направлен параллельно вектору моих мыслей.

Королева. Ну все, хватит. Он опять прав. Что вы на меня смотрите? Вот наш король!

(Все веселятся. Поют и танцуют).

Калаф. Загадка ваша, о, принцесса,

Мне по зубам.

Знавал я сих ученых

И утверждаю, что физики они.

Турандот. Ты злишь меня, о дерзкий!

И для тебя загадка

Не будет очень легкой,

Ты поверь!

Мои невольницы сейчас станцуют,

а ты их танец угадать сумей.

Узнай, что показать они решили.

(Танец математических фигур).

Калаф. Ваш гнев, о, распрекрасная принцесса, мне не страшен.

Я разгадал сей танец.

Он математику изображает.

Песня про математику

Придется каждому из нас

Считать и умножать не раз.

Займет все это только миг,

Коль знаешь ты предмет один.

Нас сразу многие поймут,

Скажи-ка, как ее зовут?

Математика!!!

И гением был Архимед,

Коль изучал такой предмет,

Один из важных на планете,

Об этом знают даже дети.

Нас сразу многие поймут,

Скажите, как ее зовут?

Математика!!!

Турандот. Последний раз я к тебе обращаюсь.

Ты не боишься, что получишь смерть?

Калаф. Нет, я уже решил,

Я жажду смерти или, Турандот, тебя!

Турандот. Тебя убьет последняя загадка

И ты получишь смерть.

Сейчас увидишь.

(Встает, говорит торжественным тоном).

Скажи мне, как зовется та наука,

Которая всем нам необходима,

Которую мы носим и едим?

(Срывает вуаль с лица).

Взгляни в лицо мне, отвечай, не дрогнув,

Как сей предмет зовется, иль умри?!

Калаф (ошеломленно).

О красота! О диво!

(Закрывает лицо руками).

Альтоум. Он смутился!

Принц, что с тобой? Приди в себя!

Турандот. Несчастный! Ты погиб!

В своей судьбе лишь ты повинен!

Калаф (придя в себя). Турандот!

То ваша красота,

Сверкнув нежданно,

Меня смутила. Но я не побежден.

Та наука, которая

Нам так необходима,

Которую мы носим и едим,

Зовется Химией!

(Принцесса падает в обморок).

Альтоум. Теперь конец твоим тиранствам, дочка.

Любезный принц, приди в мои обьятья!

(Обнимает Калафа и Турандот).

А в заключенье дети,

Мы представление про Химию посмотрим.

(Выходят учащиеся в костюмах, с лабораторной посудой).

– О Химия, наука средь наук!

– Царица всех реакций и веществ!

– Твои чудесные превращения

Будоражат не только умы ученых,

– Поражают окружающих,

– Восхищают непосвященных,

Они еще вдохновляют

Таланты на сочинение

песен, стихов, баллад, гимнов.

– Тебе, о Химия, мы сказку посвящаем.

Жил да был один король,

Королей завидна роль,

Обожал его народ,

Звал любовно Кислород!

Он умело управлял,

P2O5 – Все на свете окислял

Получал везде оксиды,

Не давал он их в обиду.

– Вдруг сказал один оксид:

CO. “Я ужасно ядовит,

У меня отец алмаз,

В общем, я – угарный газ!”

Не хочу, чтоб кислород

Под уздой держал народ.

Собирайтесь-ка, друзья,

Жить, как прежде, нам нельзя.

H2S. Я друг CO, я сероводород,

Я ненавижу кислород,

Потому что может он

В любой момент меня превратить в SO2.

Запомните, что я тяжелый газ,

Понюхать меня можно только раз.

Распугаю наряд милиции

Запахом тухлых яиц я!

А я – бертолетова соль,

Лишь ударить меня изволь –

Ужасный сразу взрыв случится,

Мне в O2 придется превратиться.

Поэтому я его не тороплю.

Друзья, я с вами, горе – королю.

– Я всем известный кальция карбид,

Хоть я немного ядовит,

Но брось меня в воду,

Потом спичку брось,

И будут лежать твои косточки врозь!

– Но услышал кислород,

как пугает CO народ,

И окислил еще раз.

Углекислым стал угарный газ.

O2 доволен очень,

Проучил он, между прочим,

Наглеца и хвастуна,

Грубость в царстве не нужна!

– В этой сказке нам намек,

Кто не выучил урок,

Химия не только в учебе и работе пригодится,

Но и в любви поможет обьясниться.

(Выходит ученик в дырявом халате с пробирками и приборами в руках).

– В порыве страстного броженья

Я окисляюсь от тоски,

Душа не выдержит давленья

И разлетится на куски!

Мне нет покоя в здешнем мире,

Инертна воля, как азот.

И как аш-два-эс-о-четыре,

Любовь мне сердце жжет и жжет.

Ты помнишь, плыли мы на лодке,

тут аш-два-о, там – небосклон,

В тот вечер, словно в царской водке,

Был я тобою растворен!

Душой сливался я с тобою,

Того не выскажешь в словах,

Как окись Са с водою,

Как едкий натрий с Це-О-два.

Клянусь я Фосфором и Фтором,

Что был дороже мне всего,

Полна, полна любви раствором

Пробирка сердца моего!

(Все исполняют Гимн Химии).

Химия, ты Химия,

Химия моя,

Не было бы Химии,

Не было б меня.

Цвети и славься! Славься! Славься!

На многие лета,

Многие лета!

Ведущий.

Спектакль кончать пора,

Мы час неплохо провели.

Шутили, пели, как могли.

И, может, что-нибудь нашли

Полезное для вас.

Татьяна РОТКИНА

Оренбург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте