Умение грамотно выражать свои мысли и структурировать их – способность, которая развивается у детей в детском саду и используется на протяжении всей жизни. Это делает миссию воспитателя как никогда важной и ответственной, ведь мы закладываем фундамент основных умений и навыков, необходимых каждому человеку.
Именно с развитием связной речи и умением грамотно излагать свои мысли связана моя педагогическая находка – интеллект-карты.
К.Д.Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Интеллект-карты – это уникальный метод запоминания информации, который направлен на развитие различных способностей у детей, как творческих, так и речевых, активизацию мышления.
Карты особенно привлекательны тем, что являются яркими, наглядными и запоминающимися, ведь они совмещают образы и цвета для лучшего восприятия ребенком.
Интеллект-карта представляет собой схему для последовательного рассказа, в которой от центра, где изображена сама тема, идут различные стрелочки под темами справа налево (не более семи), а от тех в свою очередь еще ветви с микротемами и тезисами, если это необходимо. Интеллект-карты создаются цветными карандашами и фломастерами для выразительности и большей привлекательности для детей. Они служат своеобразной версией конспекта для дошкольников, с помощью которого они безошибочно воспроизводят полученную информацию.
Когда я предложила ребятам сделать после краткого объяснения интеллект-карту, они с большим интересом и энтузиазмом подошли к делу. При последовательном изготовлении с детьми мы обговаривали каждый этап, рисовали, клеили, анализировали, рассуждали вслух. Я наблюдала, как позитивно процесс влиял на запоминание материала.
Например, в преддверии Дня города мы с детьми изготовили интеллект-карту «Моя Москва». Дошкольники с легкостью запомнили информацию о Москве и с удовольствием рассказывали своим младшим товарищам о том, кто основал наш город, каким он был и каким стал, о башнях Кремля, о достопримечательностях нашей столицы, ее символах. А также, что очень важно, об интересных местах для детей в нашем городе. Ребятам очень понравилась роль экскурсовода!
Благодаря работе, проводимой по созданию интеллект-карты и изложению по ней определенной информации, у дошкольников развивается ассоциативное мышление, пополняется словарный запас, развивается фантазия. В процессе творчества они учатся анализировать, сравнивать предметы, определять общие признаки и различия, классифицировать их по группам и подгруппам. Дети с легкостью стали запоминать и рассказывать по схеме без моей помощи, а это и являлось моей целью. Я очень рада такой находке и, безусловно, продолжу работу с детьми в этом направлении. Советую вам тоже попробовать!
Шорена КВАРАЦХЕЛИЯ, воспитатель школы №654 имени А.Д.Фридмана
Комментарии