Интеграция в образовании не мода и не очередная кампания. Она отражение тех тенденций, которые характеризуют сегодня все сферы человеческой деятельности.
Задача интегрирования не только показать области соприкосновения нескольких учебных дисциплин, но и через их органическую, а также реальную связь дать ученикам представление о единстве окружающего нас мира.Надо сказать, что физика настолько универсальна, что ее можно интегрировать с любым предметом: с литературойМир электронаБыть может, эти электроны -Миры, где пять материков,Искусства, знанья, войны, троныИ память сорока веков!Еще, быть может, каждый атом -Вселенная, где сто планет;Там все, что здесь, в объеме сжатом,Но также то, чего здесь нет.(Валерий Брюсов) с биологией (работы Гальвани и его последователей по животному электричеству или простые механизмы в человеческом организме или растениях); с географией (понятие атмосферных явлений, гидростатического давления с учетом давления атмосферы, явление дневных и ночных бризов); с историей (промышленная революция, связанная с изобретением парового двигателя и в дальнейшем двигателя внутреннего сгорания, реактивного двигателя).Но есть еще один аспект интеграции – использование современных информационно-коммуникационных технологий в преподавании физики. Дело в том, что не любая деятельность развивает, а только та, в процессе которой возникают положительные эмоции. Познавательная потребность характеризуется выраженным чувством удовольствия от умственной работы.Психологи отмечают, что лишь 15% новых сведений остаются в памяти, если их передавали с помощью речи. Зрительное же получение информации самое эффективное и запоминающееся. Поэтому мультимедийная презентация, которая пошагово сопровождает объяснение новой темы, решение задач или же выполнение лабораторной работы, значительно облегчает учебный процесс. Создание презентации – трудоемкая и кропотливая работа: необходимо совместить текстовую информацию, рисунки и фотографии, а также графики, анимации и видеофрагменты таким образом, чтобы ненавязчиво, увлекательно и доступно построить объяснение нового материала. Например, с помощью мощного симулятора «Конструктор виртуальных экспериментов. Физика» Crocodile Physics я могу не только самостоятельно моделировать физические явления, но и создавать свои анимации с последующим их копированием в презентацию. Программа позволяет создавать анимированные графики физических процессов в режиме реального времени. Образовательный комплекс «1С: Школа. Физика. 7 класс; 8 класс; 10 класс» под редакцией Н.Ханнанова дает мне возможность экспортировать в свою презентацию анимации, видеофрагменты, интерактивные модели и задания. Библиотека наглядных пособий «Физика 7-11 класс», содержащая видеофрагменты, анимации и модели, способствует осознанию обучающимися разнообразных связей между объектами и явлениями; электронное пособие «Физика. 10-11 класс. Видеодемонстрации» позволяет использовать в презентации видеодемонстрации ключевых опытов по физике; информационный портал mail.ru в свободном доступе дает возможность скачивать интересные документальные и игровые фильмы, которые после редактирования и монтажа в программе Movie Maker я использую в своих презентациях в качестве иллюстраций или комментария к качественным задачам. Физика – наука экспериментальная, поэтому лабораторные работы я предваряю виртуальным экспериментом, который позволяют провести электронное учебное издание «Лабораторные работы по физике 11 класс, 10 класс, 9 класс, 8 класс, 7 класс», а также «Виртуальные лабораторные работы по физике 7-9 классы», «Физика. Электричество» и «Физика. Волновая оптика. Виртуальные лабораторные работы».Стоит также отметить: все, что есть у меня на компьютере, демонстрируется и на интерактивной доске. На ней можно передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам и рисункам, сохраняя их для последующего использования, а также выделять ключевые области и добавлять цвета. Тексты, рисунки или подсказки к заданиям можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты урока. Я делают все это стоя у доски, перед классом, что привлекает внимание учеников, а мне позволяет не только отслеживать активную работу каждого, но и проверять их знания, вовлекать в дискуссию.Давно назрела необходимость модернизации школьного физического практикума и его интеграции с компьютерным моделированием. Мультимедийные демонстрации и виртуальные опыты, широко представленные в различных цифровых образовательных ресурсах, все же не дают возможности школьнику ощутить на себе все таинство настоящего физического эксперимента. Поэтому я использую интеграцию информационных технологий и компьютерного моделирования для выполнения домашних лабораторных работ в профильных классах. Такая форма деятельности позволяет снизить аудиторную нагрузку и адаптировать виртуальный эксперимент для работы в малых группах, что было обозначено в президентской инициативе «Наша новая школа» среди других приоритетов. Качественный лабораторный практикум представлен Национальным исследовательским томским государственным университетом на сайте Единой коллекции ЦОР.Интеграция через проектную деятельность – это краткосрочные научно-информационные проекты. Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности.Прежде чем предложить тот или иной проект, я должна провести исследовательскую работу, которая состоит из нескольких этапов: формулировка темы проекта таким образом, чтобы она соответствовала изучаемому по программе материалу; разработка и последующее предложение к изучению вопросов, которые должны заинтересовать учеников и стимулировать их самостоятельную работу; составление списка литературы по проекту и поиск соответствующих сайтов.В зависимости от уровня обучаемости учащихся краткосрочные научные проекты, которые я использую для опережающего обучения, постоянно трансформируются и дифференцируются по степени сложности раскрываемой ими темы. Используемые в моей работе проекты прежде всего индивидуальные, направленные на каждого конкретного ученика, потому как умения, нарабатываемые школьником в процессе проектирования, формируют осмысленное исполнение жизненно важных умственных и практических действий.Гимназия №1516 сотрудничает с Центром довузовской подготовки МГТУ имени Н.Э.Баумана и Российским национальным исследовательским медицинским университетом имени Н.И.Пирогова, поэтому, ознакомившись с программами по физике этих учебных заведений, я внесла коррективы в тематику научно-информационных проектов, например, для кафедры медицинской биофизики Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н.И.Пирогова в проекты 10-го класса «Значение сверхпроводимости», «Применение электролиза» внесены: использование сверхпроводимости в медицине, электрофорез.Проект 11-го класса «Звуковые волны» также дополнен вопросами: акустическое давление и его воздействие на живые организмы; значение звука в жизни людей, в жизни животных; агрессивная звуковая среда и формы борьбы с ней; свойства и применение инфра- и ультразвука в медицине.В моей практике есть и долгосрочные проекты. Полноценная познавательная деятельность школьников, особенно мотивированных, таких, которые обучаются в нашей гимназии, выступает главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Эти качества личности есть не что иное, как ключевые компетентности, о которых так много говорят в последнее время. При этом обучаемый сам выбирает образовательную траекторию в детально разработанной учебной среде. Эту среду помогает создать цифровая лаборатория «Архимед», которую я использую для выполнения исследовательской части долгосрочных проектов по физике. Например, совместный с учителем биологии Татьяной Буздаловой интегрированный проект по теме «Трение в природе и технике», в котором ученик 6-го класса Владислав Мишин эмпирическим путем с использованием датчика силы из цифровой лаборатории «Архимед» доказывал зависимость силы роста монстеры деликатесной от верхушечного роста побега и вставочного роста стебля. Это растение было выбрано, в связи с тем что монстера – тропическая лиана, лазящая при помощи придаточных корней.В нашей естественно-научной школьной лаборатории есть новый беспроводной компактный регистратор данных Labdisc, который включает в себя дисплей, набор кнопок, память и аккумулятор для обеспечения полностью автономного сбора данных, а программа Globi Lab позволяет обучающимся производить разнообразные измерения, анализировать данные замеров в реальном времени и получать красочную интерпретацию полученных результатов.С помощью регистратора данных Labdisc и программы Globi Lab ученик естественно-научной подгруппы 10-го класса Шерзод Джумабоев проводил эксперимент по определению степени воздействия музыки на здоровье человеческого организма, в частности на сердечный ритм. Участникам эксперимента предложили прослушать 3 различных композиции: классику, поп- и рок-музыку, а затем проверили их сердечный ритм с помощью датчика сердечных сокращений. Данные опыты стали частью долгосрочного интегрированного проекта по теме «Звуковые волны в медицине», который был начат еще в прошлом учебном году.Участники Всероссийского съезда учителей физики, который состоялся в июне 2011 года, предложили Министерству образования и науки РФ вернуть в школу уроки астрономии, педагоги потребовали в образовательных стандартах второго поколения дать школьникам право выбирать на профильном уровне одновременно физику и астрономию, разработать положение о статусе школ с профильным преподаванием естественно-научных предметов. Но, как говорится, ждать милости от природы не приходится, поэтому интеграция астрономии в физику в моей работе происходит не только через краткосрочные научно-информационные проекты в 8-х и 11-х классах, но и использование экскурсионной составляющей. Например, проекту «Оптические системы» предшествовала поездка в Звенигородскую обсерваторию, которая состоялась благодаря заведующему обсерваторией кандидату физико-математических наук Сергею Барабанову, помощнику директора Института астрономии РАН Ольге Платициной и сотруднику ИНАСАН доктору физико-математических наук Дмитрию Вибе. Ученики осмотрели башню с откатывающейся крышей, в которой установлена камера ВАУ – единственная в мире, способная проводить массовые наблюдения геостационарных спутников, башню астрографа «Цейс-400», а также павильон, в котором установлены две спутниковые камеры, лазерный спутниковый дальномер и фотографическая зенитная труба.Таким образом, интеграция учебных предметов – процесс, требующий существенных изменений в содержании, структуре учебных предметов, усилений в них общих идей и теоретических концепций. Важно помнить, что интеграция возможна не только через урочную деятельность, в большинстве случаев это самостоятельное овладение знаниями с опережением, то есть на перспективу. При этом дети учатся рассматривать любые явления с разных точек зрения, развивают умения применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи, у них формируются способности самостоятельно проводить творческие исследования и развивается желание активно выражать себя в каком-либо творчестве.Задуматься над тем, что интеграция предметов в современной школе – реальная потребность времени, необходимая всем тем, кто заинтересован в формировании всесторонне развитой личности, а также всем, кто занимается вопросами базового педагогического образования.Елена НИКИШИНА, учитель физики гимназии №1516
Комментарии