Цель урока: дать общее представление о музыке и литературе, созданной во время Великой Отечественной войны.
Задачи урока
1. Познакомиться с Седьмой симфонией Д.Д. Шостаковича.
2. Развивать фантазию и творческое начало, музыкальный слух.
3. Формировать устную и письменную речь учащихся.
4. Учиться выражать свои чувства, эмоции, навеянные музыкой.
5. Познакомить учащихся с одним из самых трагичных этапов Великой Отечественной войны – Ленинградской блокады.
6. Воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма; слушательскую культуру.
Тип урока: комбинированный, интеграция предметов гуманитарного цикла.
Эпиграф:
О, музыка! В час скорби и печали
Ты мне вручаешь боль сердечных мук,
Уносишь мысль в неведомые дали,
Когда услышу твой волшебный звук…
В уроке принимают участие дети: историки, литературоведы, музыковеды.
Ход урока.
Слово учителю музыки: Сегодня у нас необычный урок, потому что он будет включать в себя три предмета: музыку, литературу и историю. Тема урока: «Роль музыки или литературы в годы Великой Отечественной войны». Остановимся мы на особом ее этапе, трагическом – блокаде Ленинграда. В этом городе жил и творил русский композитор Д.Д. Шостакович. О творчестве этого композитора мы и будем говорить на уроке.
Слово учителю литературы: Мы сегодня будем с вами учиться создавать словесную зарисовку под впечатлением услышанной музыки. Это сжатый словесный набросок, отличающийся образностью, точностью. Сложность этой работы в том, чтобы, как можно ближе, точнее передать музыкальные впечатления.
А для начала давайте послушаем исторические сведения о взятии Ленинграда в блокаду.
Историк 1: 22 июня 1941 года гитлеровские войска атаковали нашу страну. План немецкого командования «Барбаросса» был рассчитан на «молниеносную войну», которая должна была закончиться в течение нескольких месяцев (максимально пяти) разгромом Советского союза, порабощением всего населения и захватом всех ресурсов страны.
Мощный, хорошо подготовленный бросок осуществлялся группами по трем основным направлениям: группа «Север» – на Ленинград, группа «Центр» – на Москву, группа «Юг» должна была наступать на южном, украинском направлении.
Историк 2: На дальних подступах к Ленинграду развернулись бои уже в июне 1941 года. Город, заложенный Петром Великим, из границ которого, по словам поэта, «грозить мы будем шведу», был приговорен к полному уничтожению. Его собирались стереть с лица земли.
Историк 3: Вокруг Ленинграда спешно создавалась система обороны, рылись окопы, устанавливались противотанковые заграждения.
Историк 4: Сразу захватить город не удалось. Тогда фашисты изменили тактику. Они решили сломать сопротивление русских длительной блокадой, артиллерийским огнем дальнобойной артиллерии и регулярными бомбардировками с воздуха.
Историк 5: Обречь на мучительную смерть как можно больше людей, оставшихся в живых, деморализовать, разобщить их, лишить воли к сопротивлению, пробудить животные инстинкты, взять Ленинград голыми руками, а пленных превратить в рабов, готовых за миску баланды на все… Вот какую стратегию выдумала фашистская Германия.
Историк 6: 6-8 сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады длиною в 900 дней и ночей. В кольце блокады Ленинграда оказалось 2 млн. 887 тыс. человек.
Литературовед 1:
Над Ленинградом смертная угроза…
Бессонные ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы,
Что называлось страхом и мольбой…
Литературовед 2:
Я говорю с тобой под свист снарядов,
Угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
Страна моя, печальная страна.
Историк 1: В связи с истекающими запасами муки продолжали снижаться нормы выдачи хлеба. С 20 ноября 1941 года в пять раз сокращается хлебный паек: рабочие стали получать в сутки 250 граммов хлеба, а неработающие (служащие, иждивенцы, дети) по 125 граммов хлеба в сутки. Крошечный, почти невесомый ломтик. Сто двадцать пять блокадных граммов.
Историк 2: Острый голод давал о себе знать все сильнее, умирали молодые и старые, мужчины, женщины, дети. У людей слабели руки и ноги, немело тело, оцепенение постепенно приближалось к сердцу, и наступал конец. Смерть настигала людей везде. На улице человек падал и больше не поднимался. В квартире ложился спать и засыпал навеки. Нередко жизнь обрывалась у станка, в школе за партой, да и просто на улице.
Девчонка руки протянула
И головой на край стола.
Сначала думали: уснула,
А оказалось, умерла…
Никто не обронил ни слова.
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Занятья после похорон…
Историк: И только за первую блокадную зиму голод унес в Ленинграде 252 тысячи человек. Потеря близких отражалась острой болью в сердце живых, однако большая смертность не породила отчаяния и паники в народе.
Литературовед:
И листовки летели с неба
На пороги замерших квартир:
«Будет хлеб. Вы хотите хлеба?..
Будет мир. Вам не снится мир?»
Дети, плача, хлеба просили,
Нет страшнее муки такой.
Ленинградцы ворот не открыли
И не вышли к стене городской.
Без воды, без тепла и без света
День похож на черную ночь,
Может, в мире и силы нету,
Чтобы все это превозмочь?
Умирали и говорили:
«Наши дети увидят свет!»
Но ворота они не открыли,
На колени не встали, нет!
Историк: Ленинградцы умирали, но как? Они оставались героями до последнего вздоха, их смерть призывала живых к настойчивой неукротимой борьбе. От малого до старого все испытывали голод, но трудились и жили с надеждой в торжество победы. Это чувство поднимало кузнеца, инженера, бухгалтера, ученого и музыканта на героические дела.
Музыковед: Может быть, поэтому много песен родилось во время Великой Отечественной войны, это особая глава песенной истории нашего народа и нашей армии. Музыка была вдохновленным политруком, строгим командиром, любящей матерью, женой, невестой. Это было сложное время, но русский народ находил в себе силы бороться с врагом, и вместе с солдатами в окопах, на передовой были музыка, литература.
Учитель музыки: Во время блокады Д.Д. Шостакович вместе с другими ленинградцами дежурил на крышах домов, куда падали зажигательные бомбы, в то же время с необыкновенным воодушевлением сочинял свою знаменитую Седьмую симфонию под названием «Ленинградская». “Музыка неудержимо рвалась из меня” – вспоминал он потом. Завершил Шостакович симфонию уже в Куйбышеве, куда его больного и ослабевшего от голода, вывезли с двумя маленькими детьми самолетом.
Вам предлагается прослушать эпизод 1 части «Нашествие»
Звучит 1 часть «Нашествие»
Звучит первая и вторая музыкальные темы, рисующие довоенную жизнь. Вдруг появляется новая музыка, она отличается от предыдущей, но основная тема сохраняется. Как будто вдали бесшумно заскользили какие – то тени. Послышалось тихое постукивание барабана, четкое и ритмичное. Мелкая барабанная дробь не прекращается, а вместе с ней в музыку будто вползает странная и уродливая тема. Прошелестев один раз, она повторяется с назойливой аккуратностью. Еще не понятно, что происходит, но мы уже настораживаемся, почувствовав тревогу. Мало-помалу сердце сжимает страшное предчувствие.
А тема «надвигается», «наступает», она «нарастает» с неуловимой постепенностью, автоматично повторяясь от начала до конца: раз, другой, третий, четвертый, пятый… Все громче и громче, все ближе и ближе, все страшнее и ужаснее…
И люди, впервые слушающие эту тему, уже безошибочно узнают ее это вражеское нашествие, это сама война надвигается на них! Тема заполняет все вокруг, слышатся стенания и вопли, срежет железа. Безостановочно, как автомат, вражеская сила шествует в зареве пожарищ, сметая на своем пути все, разрушая и убивая. Невероятная, страшная картина нечеловеческих мук, смерти показана музыкой. Сокрушить это железное чудовище, хочется немедленно броситься ему наперерез, остановить его!
Тема все повторятся. Кажется, что звериная жестокость безраздельно торжествует, что в чудовищном грохоте и лязге невозможно ничто живое. И вдруг, как будто из самой глубины оркестра, рождаются мощные, гневно протестующие звуки. Они перекрывают грохот разрушения, ломают железный строй вражеской стихии, прекращают страшный парад жестокости. Размеренная механическая поступь вражеского нашествия, натолкнувшись на преграду, разбивается о нее.
Тема нашествия сразу же искажается, она дробится, проходит отрывками. Враг уже не кажется всесильным. Героическое сопротивление преградило ему путь. И человек переводит дыхание – надежда приходит на смену гнетущему отчаянию.
Вопросы к обсуждению:
Понравилось ли вам произведение?
Какие образы рисует композитор?
(Образ мирной жизни, образ войны, образ врага, образ противоборствующей силы, образ надежды).
При помощи каких звуков он рисует эти образы?
(Образ войны – скользящие звуки, мелкая барабанная дробь с усилением звука, звук автоматично повторяется несколько раз подряд; звук, передающий стенания и вопли, срежет железа, отрывистый звук в нижней регистре.
Образ мирной жизни – тихие, спокойные, ровные звуки.
Образ надежды появляется в самом конце, отрывистый звук, уходящий в верхний регистр).
Учитель литературы: Что делает музыка в произведении?
(Льется, завораживает, призывает, взрывается, грохочет, стонет, вопит, стучит, тревожит, подкрадывается, повторяется, наводит страх и ужас…).
Какие чувства возникли у вас при прослушивании? (Чувства спокойствия, деятельной жизни (в начале), тревоги, надвигающегося беспокойства, опасности, хаоса, боли, торжества, уверенности (в конце), гнева, ненависти, любви, эмоционального давления…).
Практическая работа
Учитель литературы: Ребята, приступаем к письменной работе. Напоминаю, это текст- миниатюра, поэтому времени на работу отводится всего 5 -7 минут.
Напоминаю, композиция текста традиционная. Комментарий к музыке, слова историков, чтецов, надеюсь, вам поможет выразить ваши мысли. Пользуйтесь словами подсказками, которые написаны на доске.
Написание сочинений.
Слово учителю литературы. Зачитывание лучших сочинений.
Музыковед: 9 августа 1942 года, по планам фашистского командования, Ленинград должен был пасть. На этот день был назначен даже парад немецких войск в городе. И в этот день в Большом зале Ленинградской консерватории, ныне носящей имя Д.Д. Шостаковича, была исполнена его Седьмая симфония.
Литературовед: Один из ее исполнителей, солдат Николай Совков, написал тогда стихи.
И когда в знак начала
Дирижерская палочка поднялась,
Над краем передним, как гром величаво,
Другая симфония началась,
Симфония наших гвардейских пушек,
Чтоб враг по городу бить не стал,
Чтоб город Седьмую симфонию слушал,
И в зале шквал,
И по фронту шквал…
А когда разошлись по квартирам люди,
Полны высоких и гордых чувств,
Бойцы опустили стволы орудий,
Защитив от обстрела площадь Искусств.
Литературовед: Это был день нашего торжества, это была симфония грядущей Победы…
Итог урока
Учитель музыки: Нужна ли музыка на войне?
Музыка на войне была просто необходима. Это не только симфония Шостаковича, которая поразила весь мир, но и множества военных песен, которые врачевали души и сердца русского человека.
В наши дни учеными доказано, что симфония Шостаковича обладает необыкновенной силой, она сумела поднять дух солдат на фронте, поверить русскому народу в свою мощь и силу, именно она породила надежду.
Это была не просто музыка, а музыка и гнев, музыка и вера, музыка и проклятие, музыка и пророчество.
Историк: О жителях и защитниках Ленинграда написано немало. Суровая блокада в январе 1943 года была прорвана. 900 дней и ночей не прошли даром. Ленинград понес огромные и невосполнимые потери. В дни блокады умерло только от голода более 600 тысяч человек. Но ни голод, ни холод, ни артиллерийские обстрелы не сломали дух его защитников. Родина высоко оценила заслуги города героя. 26 января 1945 года он был награжден орденом Ленина. Более 930 тысяч солдат, воевавших у его рубежей, удостоились медали «За оборону Ленинграда».
Мне кажется:
Когда гремит салют,
Погибшие блокадники встают.
Они к Неве,
К Неве
По улицам идут,
Как все живые,
Только не поют.
Не потому,
Что с нами не хотят,
А потому,
Что мертвые молчат.
Мы их не слышим,
Мы не видим их,
Но мертвые всегда, всегда
Среди живых.
Идут и смотрят,
Буд то ждут ответа:
Ты этой жизни
Стоишь или нет?
Учитель литературы: Ребята, наш урок заканчивается риторическим вопросом, стоим ли мы, живущие сегодня, мирной жизни, завоеванной такой ценой?
Домашнее задание: Над этим вопросом пусть подумает каждый один на один с самим собой.
Оценки за урок по музыке, литературе, истории.
Ирина Николаева, учитель музыки, мировой художественной культуры средней школы №4 города Рославля Смоленской области
Комментарии