search
main
0

Интегрированные уроки Всечеловеческая идея

Тема “Создание ООН”.
Старшие классы
К праву через историю
План урока
1. Повторение: международные отношения в 1919-1939 гг., элементы старого и нового.
2. Роль антигитлеровской коалиции в создании основ современного мирового порядка.
а) Появление идеи коалиции. Атлантическая хартия.
б) Декларация ОН, Декларация об освобожденной Европе.
в) Вклад ОН в дело победы над фашизмом.
3. Создание ООН.
а) Принятие Устава ООН.
б) Идеи и принципы ООН.
в) Структура ООН и объем возможностей.
4. ООН в условиях блокового противостояния.
5. “Возрождение” ООН в конце 80-90-х гг.
а) Причины “возрождения”.
в) Реальный вклад ООН в дело предотвращения конфликтов.
6. Домашнее задание.
Задачи:
1. Выяснить главную причину формирования основ современного права.
2. Анализ источников антигитлеровской коалиции.
3. Показать процесс создания ООН: цели держав, принятие Устава. Анализ Устава ООН.
4. Выяснить структуру, функции и полномочия ООН.
5. Показать сложное взаимодействие принципов ООН и реальной политики держав во 2-й пол. 40-х – 1 пол. 80-х гг.
6. Выяснить причины “возрождения” ООН в последние годы ХХ века.
Ведущие идеи и понятия:
“ООН”, “сотрудничество наций”, “современное международное право”, “принцип четырех полицейских”, “права человека”, “общечеловеческие интересы”, “международное сообщество”, “международные преступления”, “деколонизация”, “общее наследие человечества”, “благо всего человечества”, “общечеловеческие ценности”.
Важнейшие события.
1941 г. – Принятие Атлантической хартии.
1942 г. – Подписание 26 государствами Декларации ОН. Появление термина “объединенные нации”, предложенного Фр. Д. Рузвельтом.
1944 г. – Конференция в Думбартон-Оксе, заложившая принципы, цели, структуру и функции ООН.
1945 г. – Ялтинская конференция. Окончательное решение об учреждении универсальной организации. Принятие Декларации об освобожденной Европе.
25 апреля 1945 г. – Конференция в Сан-Франциско. Подготовка Устава ООН.
24 октября 1945 г. – Принятие Устава ООН. День ООН.
10 октября 1948 г. – Принятие Всеобщей декларации прав человека.
1970 г. – Принятие Декларации о принципах международного права. Подтверждение принципов Устава ООН. “Потепление” в отношениях СССР и США.
1975 г. – Подписание Хельсинкского заключительного акта.
1989 г. – Принятие резолюции: “Укрепление международного мира, безопасности и международного сотрудничества во всех его аспектах в соответствии с Уставом ООН” по инициативе СССР и США. Завершение “холодной войны”. Великие державы поставили единые цели: 1. Демилитаризация мышления. 2. Сокращение ядерных вооружений. 3. Предотвращение региональных конфликтов. 4. Усиление роли ООН. 5. Усиление гуманитарного сотрудничества, прежде всего в области прав человека. 6. Решение проблемы борьбы с наркобизнесом и международным терроризмом.
1991 г. – Единодушное выступление ООН против агрессии Ирака в Кувейте.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Форма урока: лабораторное занятие с элементами лекционного.
Методы: самостоятельная работа с текстом учебника, коллективный анализ источников, рассказ учителя.
1. Повторение можно провести в форме беседы с помощью наводящих вопросов.
Примерные вопросы:
а) Что вызвало в начале ХХ века переориентацию принципов международного права? Какие условия этому способствовали?
б) Почему войны в ХХ веке стали более разрушительными и масштабными? Кто является виновником этих страшных событий?
в) Почему именно в странах с развитой демократической традицией появилось представление о новых подходах к мировому порядку?
2. Выяснение вопроса о роли антигитлеровской коалиции в создании основ современного международного права необходимо рассматривать в рамках конкретных источников: Атлантическая хартия, Декларация ОН, Декларация об освобожденной Европе. Время урока может не позволить провести такой анализ в отношении всех источников, поэтому может быть сделан выбор в пользу одного из них.
Часть материала учащиеся проходят самостоятельно, изучая тексты учебника. Источники следует раздать заранее.
Работа с источниками (вариант работы с “Атлантической хартией”).
Перед началом коллективной работы с источниками учитель рассказывает об истории создания документа и его последующей роли.
Учитель дает задание: найти в хартии, кто являлся учредителями, какие основные принципы международного порядка провозглашались, как относилась хартия к правам наций, каким образом учредители пытались способствовать экономическому развитию послевоенного мира?
Какую угрозу миру представляла нацистская тирания?
По каким соображениям государства в будущем должны отказываться от принципа применения силы? Какие страны можно считать агрессорами, почему их необходимо разоружать? Возможно ли против таких стран применить насилие?
Примерная работа с “Декларацией ООН”.
Этот документ дополняет информацию, полученную в ходе анализа “Атлантической хартии”, поскольку она дает четкое и конкретное определение своей цели: борьба с фашистской тиранией (“…для защиты жизни, свободы, независимости и религиозной свободы и для сохранения человеческих прав и справедливости…”). Декларация также содержит конкретные обязательства правительств ОН против членов Тройственного пакта. Выяснение этих важных моментов в становлении нового международного права можно провести учителю в форме ответов на вопросы, которые даются перед анализом источника, по вышеизложенным направлениям.
3. Процесс создания ООН, ее структура и функции довольно полно расписаны в учебнике, поэтому предпочтительнее не рассказывать, а предложить этот вопрос для самостоятельного изучения. Учитель задает направление: 1. Цели участников Сан-Францисской конференции. 2. Принятие Устава ООН. 3. Структура ООН, функции и полномочия.
Дополнить 3-й вопрос помогает анализ “Устава ООН”. Учитель объясняет, что Устав ООН является главным источником норм современного международного права. Учащимся можно предложить заполнить таблицу сравнения норм переходного и современного международного права. (Этот вид работы требует больших затрат времени, поэтому удобнее оставить его на дом, но начать необходимо на уроке).
Возможные вопросы проблемного характера к источнику “Устав ООН”.
Предполагает ли “Устав ООН” существование мировых вооруженных сил? В чьих интересах они могут быть задействованы?
Можно ли в известных условиях прекращать действия по защите прав человека? В каком случае? А если это государство-агрессор? Может ли армия ООН наносить масштабный урон противнику?
Что означают экономические санкции ООН в отношении какого-либо государства? Не нарушается ли тем самым принцип защиты и уважения прав человека и прав народа?
Как относилось к главным принципам и целям ООН правительство СССР? Не является ли циничным акт принятия СССР Устава ООН?
Как относится Устав ООН к диктатурам, подобным диктатуре Сталина? Найдите в Уставе ООН статьи, которые отвергают тоталитарные режимы как античеловечные.
Почему многие принципы ООН обходились многими державами, даже США? Каким силам противостоят эти принципы? В чем конкретно?
4 и 5. Учебники содержат ответы на эти вопросы, поэтому остановимся только на методе их разрешения. “Холодная война” перечеркивала все принципиальные договоренности ООН. Выяснить противоречие между словом и делом могут и сами учащиеся, но будет правильно, если учитель даст направление.
Возможные вопросы:
Можно ли утверждать, что создание НАТО не противоречило принципам Устава ООН?
Если да, тогда почему мы не можем считать, что и Варшавский договор не противоречил Уставу?
Не кажется ли вам странным, что священные принципы международного права, провозглашенные ООН, часто не соблюдались вплоть до краха реального социализма? Почему?
Какие сегодня есть основания говорить о “возрождении” ООН?
Необходимо ли землянам мировое правительство? Как будут строиться взаимоотношения национальных правительств с этим последним?
Что позволило в 1991 г. обуздать агрессию Ирака против Кувейта?
Оправдала ли себя идея Фр.Д.Рузвельта о “четырех полицейских”? Есть ли будущее у этой идеи? Какие державы должны стать мировыми полицейскими?
Тема “Права человека в современном международном и внутригосударственном праве”
План урока:
1. Повторение: гуманитарное право в 1919-1939 гг.
2. Источники прав человека.
а) Понятие прав человека.
б) Основные идеи и принципы.
в) “Поколения” прав человека.
3. Причины особой заинтересованности государств в утверждении принципа прав человека в качестве первоочередной заботы ООН и ее членов.
а) Вторая мировая война и рост общественного сознания. Демократизация.
б) Права человека в деятельности ООН.
в) Складывание современной мировой цивилизации и общечеловеческих ценностей.
4. Анализ документов по правам человека: “Всеобщая декларация прав человека”.
5. Права человека как метод политического давления.
а) Влияние “холодной войны” на роль прав человека в мире.
б) Защита прав человека в условиях “холодной войны”.
6. Права человека во 2-й пол. 80-х – 90-х гг. ХХ века.
7. Домашнее задание.
Цель: воспитание и образование в духе прав и свобод человека; воспитывать чувство уважения к человеческому достоинству; помочь в осознании фундаментального характера прав человека и их практической значимости для каждого.
Задачи:
1. Выяснить источники прав человека, основные идеи и понятия, “поколения” прав человека.
2. Выяснить, почему именно во 2-й пол. ХХ века защита прав человека наконец-то превратилась в первоочередную заботу международного сообщества?
3. Провести анализ важнейших источников по правам человека, научить работать с этим видом документов.
4. Показать трудности в деле реальной защиты прав человека в конце 40-х – нач. 80-х гг. ХХ века. Хрупкость и уязвимость прав человека.
5. Показать изменения в положении с правами человека на современном этапе. Усиление значения прав человека и их защиты.
Ведущие идеи и понятия:
“Права человека”, “гуманитарное право”, “поколения прав человека”, “естественное право”, “человеческое достоинство”, “гражданские и политические права”, “социальные, экономические и культурные права”, “права народов”, “механизм международной защиты прав человека”, “правовое сознание”.
Важнейшие события:
1941 г. – “Четыре свободы” Фр.Д.Рузвельта.
1941 г. – Атлантическая хартия в ст. 6 ставит целью – уничтожение нацистской тирании, установление мира, где люди будут свободны от страха и принуждения.
1942 г. – Декларация ОН призвала к победе над фашизмом ради сохранения прав человека.
1944 г. – “Экономический билль о правах” Фр.Д.Рузвельта, ставший основой идеи о социальных и экономических правах человека.
1945 г. – Ст. 55-56 Устава ООН включают впервые в мировой истории обязательства членов ООН обеспечивать права человека в своей стране и в мире.
1946 г. – Учреждение Комиссии по правам человека в ООН.
10 декабря 1948 г. – Принята Всеобщая декларация прав человека.
1950 г. – Европейская конвенция о правах человека.
1952 г. – Конвенция о политических правах женщин.
1966 г. – Принятие “Международного пакта о гражданских и политических правах” и “Международного пакта о социальных, экономических и культурных правах”. Оформление “Международного билля о правах человека”.
1977 г. – Дипломатическая кампания США в защиту прав человека.
1979 г. – Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.
1984 г. – Декларация о праве народов на мир.
1989 г. – Конвенция о правах ребенка.
1994 г. – Провозглашение ООН десятилетия образования в области прав человека.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Форма урока: лабораторное занятие.
Методы: самостоятельная работа с текстом учебника, коллективный анализ источников, решение задач по правам человека.
1. Повторение: гуманитарное право в 1919-1939 гг.
Вопросы для повторения:
Какие реальные шаги проделала Лига наций в признании важности гуманитарного права?
Почему Лига не смогла создать механизм для защиты прав человека?
Почему идеи прав человека появились в странах с развитыми демократическими традициями?
Почему именно США в ХХ веке были главными инициаторами создания прочного фундамента для признания прав человека в качестве международных и внутригосударственных норм?
2. Учебники не содержат подобной информации, поэтому учитель должен сам позаботиться о поиске материалов. Учителю следует сначала кратко охарактеризовать историю развития идей прав человека, начиная с Древней Греции и Рима (идеи гражданства, демократические ценности, естественно-правовая теория). Затем стоит напомнить учащимся развитие идеи прав человека в новое время у Г. Гроция, Дж. Локка, Ш. Монтескье, И. Канта и Б. Констана.
Определяя источники прав человека, необходимо раскрыть вопрос о влиянии морали и правового сознания на формирование идей прав человека в обществах с демократическими институтами. (Кратко объяснить влияние английских источников: “Великая Хартия вольностей”, “Хабеас Корпус”). Надо подвести к выводу о том, что идея прав человека основана на принципах свободы, равенства и милосердия (т.е. в основном опирается на развитую индивидуальную мораль).
Следующим пунктом будет вопрос о влиянии прав человека на историю международных отношений. Учащиеся должны знать, что до начала ХХ века права человека еще не вышли на арену международных отношений, до этого они развивались только в рамках внутригосударственного права. Необходимо напомнить, что в США национальное право признавало и международное право, поэтому идеи прав человека стали проникать в международное право. Это имело первостепенное значение для международного признания прав человека в ХХ веке. И как вывод учитель говорит об ограниченности переходного периода, не создавшего механизма защиты прав человека.
Права человека за время своего развития произвели целых три “поколения”: гражданские и политические права; социальные, экономические и культурные права; права народов.
3. Вторую задачу урока учащиеся решают самостоятельно, поскольку сам материал о создании ООН пройден недавно.
Некоторые вопросы для закрепления
Какие процессы могут стать реальным доказательством складывания мировой цивилизации?
Почему вторая мировая война вызвала к жизни массовое движение за демократизацию обществ?
Почему СССР – страна с командно-административной системой управления поддерживала этот процесс во время и в первые годы после войны?
Можем ли мы утверждать, что вторая мировая война укрепила правовое сознание и общечеловеческие ценности? Почему? Нельзя ли было избежать стольких жертв для того, чтобы понять это?
4. Анализ “Всеобщей декларации прав человека”.
Проблемно-поисковые вопросы и задачи:
Найдите основные статьи, которые не могли быть выполнены СССР. Почему?
Найдите основные статьи, которые традиционно не могут быть признаны большинством арабских стран. Почему? (Вопрос о равенстве полов).
На какие статьи мог реально опираться СССР? Почему?
Какие статьи были не популярны в политических кругах США? Почему? (Ст. 2, 22, 23, 25).
Является ли декларация обязательной для всех стран, подписавших ее?
Что говорит преамбула декларации о причинах мировых войн?
Чем может грозить несоблюдение прав человека?
Почему Устав ООН и преамбула декларации утверждают о том, что права человека, достоинство и ценность личности – это вера? Является ли вера надежным и достойным фундаментом?
Для чего необходимо всеобщее понимание характера прав и свобод человека?
Какие статьи особо ценны для вас? Почему? Готовы ли вы принять сам “дух декларации”?
5. Права человека в годы “холодной войны”, к сожалению, стали орудием блоковой политики. Уже в 1948 г. при разработке пактов о правах человека СССР пытался выдвинуть на первый план только гарантии 2-го поколения, а США и западные страны стремились гарантировать только 1-е поколение прав человека как первичные и фундаментальные права и свободы. Понятно, что СССР просто боялся признавать весь каталог прав и свобод человека, поэтому рассматривал подобные попытки как “вмешательство во внутренние дела”, тем самым показывая свою уязвимость в гуманитарной области. Учащиеся должны сами решить, могут ли соблюдаться права человека в социальной сфере без их полнейшего несоблюдения в сфере политической.
В 1966 г. был принят “Международный билль о правах человека”, вступивший в силу в 1976 г. В 1977 г. США объявляют настоящий “крестовый поход” под знаменем защиты прав человека. Впервые защита прав человека превратилась в особый институт при администрации президента США, посольства США – в пункты наблюдения за правами человека в мире, а конгресс – в орган по принятию отчетов по нарушениям прав человека в мире и решений в их защиту. Такая поддержка США усилила правозащитное движение в СССР, что привело в конечном итоге к формированию независимого общественного мнения в СССР. Учитель может сделать закономерный вывод о том, что права человека – враг любого тоталитаризма. Ничто не может настолько ярко показать антигуманность подобных моделей управления, как отношение к правам человека.
Дополнительные вопросы:
Является ли политика защиты прав человека США навязыванием миру американских ценностей?
Можно ли вообще определить национальность подобных идей?
И завершает свой рассказ учитель выяснением роли принятия конвенций в защиту прав женщин и детей.
6. Ответ на этот вопрос станет домашним заданием, поскольку учащиеся должны быть осведомлены в области прав человека в современной России.
Вывод: Таким образом, человечество во 2-й пол. ХХ века подтвердило свою веру в права и свободы человека, провозгласив права человека в качестве общепринятого международного права. Для осознания гуманистических ценностей человечеству пришлось заплатить очень дорогую цену. Но еще на целых 40 лет в условиях “холодной войны” политические права человека оказались невостребованными в странах социалистического лагеря. Однако препятствия в деле утверждения основных прав человека вызвали обратный удар по тоталитарному строю. В этом – непреходящая ценность и роль международного права и прав человека.

Антонина ДАНИЛОВА,
кандидат исторических наук
Чебоксары

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте