search
main
0

Интегрированные уроки Мир, закутанный в цветной туман

Тема “Куликовская битва”. 7-й класс
Цели:
научить учащихся характеризовать наиболее яркие итоги, значение Куликовской битвы; работая с источником, оценивать правдоподобность конкретного свидетельства;
обеспечить оптимальные условия для овладения учащимися мыслительными операциями синтеза, анализа исторических событий и источников, сравнения, конкретизации;
воспитывать и прививать уважительное отношение к выбору, сделанному историей, концепции развития которого бывают различными.

Оборудование:
карта “Образование Русского централизованного государства”;
фрагменты письменных источников “Задонщина”, “Сказание о Мамаевом побоище”, “Летописная повесть о Куликовской битве”; А. Кацва, А. Юрганов “История России VIII-IХ вв.”.

Ход урока:
Вступительная беседа
Однажды Тютчев, читая книгу Цицерона “Брут, или Диалог о славных ораторах”, обратил внимание на то место, где автор жалуется, что ему пришлось жить в эпоху кровавых междуусобий. Русский поэт так возразил римскому оратору:
Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!
Его призвал все благие
Как собеседника на пир!
В жизни человека и в жизни человечества иногда наступают “минуты роковые” – переломные моменты, когда необходим выбор дальнейшего пути. А как вы считаете, Бог наказывает или испытывает в этот момент человека? Да, в момент выбора проявляются интеллектуальные, нравственные, волевые качества человека.
Какой выбор должны были сделать русские князья после нашествия Батыя в отношениях с Золотой Ордой?

На доске:
Русь и Орда
Выбор
Сотрудничество или борьба
Александр Невский
Иван Калита

Александр Тверской
Дмитрий Донской

Какой выбор сделал А. Невский?
Побратался с сыном Батыя – Сартаком, в 1256 г. жестоко покарал восстание в Новгороде – зачинщикам “вынимали очи”, считая, что глаза человеку все равно не нужны, если он не видит, что вокруг делается.
попытайтесь объяснить выбор князя Александра. В 1327 году вспыхнуло восстание в Твери, значит, какой выбор сделал тверской князь Александр Михайлович?
А как поступил Иван Калита?
Наум Коржавин так писал о нем:

Был ты видом довольно противен,
Сердем подл, но не в этом суть:
Исторически прогрессивен
Оказался твой жизненный путь!

“Исторически прогрессивен”.
Какие последствия для Москвы имел выбор Калиты? На чьей стороне ваши симпатии?
В какой же мере мы из “настоящего” можем судить о поступках людей прошлого? Отказаться совсем от сочувствия им? Едва ли это будет честно по отношению к самим себе: ведь тогда и нам не надо совершать благородных поступков, если потомки их не оценят. Все-таки не бесполезное дело – бороться за свою свободу!
Минуты роковые ХIV века особенно отразились в жизни двух московских князей: Ивана Калиты и Дмитрия Донского, деда и внука. Смерть одного и рождение другого разделяют всего 10 лет и две даты – 1340, 1350. Правление этих князей составляет между тем разные эпохи.
Мотивация: почему внук позволил себе то, за что дед (в свое время) не прощал бы? Почему Дмитрий сделал иной выбор?
Объявление темы и целей урока. Домашнее задание.

II. Изучение нового материала.
1. Накануне Куликовской битвы.
Работа с картой:
Москва, Великое княжество Литовское и Русское, Золотая Орда.
Каково было состояние дел в этих государствах и цели правителей?
Работа с учебником (стр. 184).
Великое княжество
Литовское и Русское: Москва:

1377 г. – князь Ягайло 1359 г. – князь Дмитрий
Цель: Цель:
объединение Руси, объединение Руси,
разгром Москвы борьба с Ордой

Золотая Орда

Левобережная Правобережная
(усобицы) (усобицы)
к 70-м годам IVХ в. – 1361 г. – хан Мамай
хан Тохтамыш,
потомок Джучи
Цель: Цель:
изгнать Мамая разгромить Москву,
создать Новое государство

Определить союзников по их целям.
Столкновение неизбежно.

2. Подготовка к сражению.
Работа с учебником (стр. 186).
а) Мамай и союзники.
Генуэзская пехота.
Данте в “Божественной комедии” писал о них:
“О, генуэзцы, вы в чьем сердце минул
Последний стыд и все осквернено,
Зачем ваш род с земли еще не сгинул?”.
Данте, описывая ад, представлял его в виде воронки с уступами, постепенно сужающейся книзу, самые ужасные грешники – на девятом нижнем круге.
Как вы думаете, судя по характеристике, куда Данте поместил генуэзцев?
Неплохие союзники у Мамая!
Почему генуэзцы заключили союз с Мамаем?

(Меховая торговля на северо-востоке Руси – им на откуп.)
Рязанский князь Олег. Чем объяснить его выбор?
(Карта – Рязанское княжество.)
Князь Ягайло – продолжил антимосковскую политику своего князя Ольгерда. Литва – соперница Москвы в объединении Руси.
б) Князь Дмитрий и союзники.
Москва – Владимир, Суздаль, Нижний Новгород, Ростов, Ярославль, Кострома, Брянск, Переяславль.
Литовские князья – Андрей и Дмитрий (сводные братья Ягайло).
(Музыка – колокола)
“Звенит слава по всей земли Русской. Трубы трубят на Коломне, бубны бьют в Серпухове, стоят стязи у Дона Великого на брезе. Звенят колокола вечные в Великом Новгороде”.

Погибнуть или победить.
Работа с документами.
Найдите подтверждение многочисленности войск.
О Куликовской битве много легенд. Проверим достоверность одной.
У кого в источнике упоминаются имена Пересвета и Челубея?
“Поединок Пересвета с Челубеем” – “Сказание о Мамаевом побоище”, ХV в. “Задонщина” – к ХIV в., “Летописная повесть о Куликовской битве” – изображает начало сражения без столкновения поединщиков.
Как вы считаете, какой источник более достоверен, судя по дате?

Сказание о Мамаевом побоище
(составлено в ХV веке)
И вот уже, братья, в то время полки ведут: передовой полк ведет князь Дмитрий Всеволодович, а с правой руки полк ведет Микула Васильевич с коломенцами, а с левой руки полк ведет Тимофей Волуевич с костромичами. Многие же полки поганых бредут со всех сторон: от множества войска нет им места, где сойтись. Безбожный же царь Мамай, выехав на высокое место с тремя князьями, следит за людским кровопролитием.
Уже близко друг к другу подходят сильные полки, и тогда выехал злой печенег из большого войска татарского, перед всеми доблестью похваляясь, видом подобен древнему Голиафу: пяти сажен высота его и трех сажен ширина его. И увидел его Александр Пересвет, монах, который был в полку Владимира Всеволодовича, и, вступив из рядов сказал: “Этот человек имеет подобного себе, я хочу с ним перевидаться!”. И был на его голове шлем, как у архангела, вооружен же он схимою с повелению игумена Сергия. И сказал: “Отцы и братья, простите меня, грешного! Брат мой, Андрей Осляба, моли Бога за меня! Чаду моему Якову – мир и благословение!” Бросился на печенега и добавил: “Игумен Сергий! Помоги мне молитвою!” Печенег же устремился навстречу ему, и христиане все воскликнули: “Боже, помоги рабу своему!” И ударились крепко копьями, едва земля не проломилась под ними, и свалились оба с коней на землю и скончались.
Задонщина
(конец ХIV века)
Уже те соколы и кречеты, и белозерские ястребы за Дон быстро перелетели и ринулись на несметные стаи гусиные и лебединые. То ведь были не соколы и не кречеты, – то налетели русские князья на силу татарскую. Затрещали копья каленые, загремели мечи булатные о шлемы червленые, мечи на поле Куликовом, на речке Непрядке.
Черная земля под копытами, костями татарскими поля засеяны, и кровью их земля полита. Могучая рать сошлась тут и потоптала холмы, луга и затуманила реки, потоки и озера.
И бились с утра до полудня в субботу на Рождество Святой Богородицы. Пересвета-чернеца, из брянских бояр, призвали на поле брани. И сказал Пересвет-чернец: “Лучше нам порубленными быть, чем в плен попасть к поганым татарам!”. Поскакивает Пересвет на своем борзом коне, золочеными доспехами сверкая, а уже многие лежат посечены у Дона Великого на берегу.

Летописная повесть о Куликовской битве
В урочный час сперва начали съезжаться сторожевые полки русские с татарскими. Сам же князь великий напал первым на поганого царя Теляка, называемого воплощенным дьяволом Мамая. Однако скоро отъехал князь, и Великий полк, и вот двинулась великая рать Мамая, все силы татарские. А с нашей стороны – князь Великий Дмитрий Иванович со всеми князьями русскими, изготовив полки, пошел против поганых. И воззрев на небо с мольбою и преисполнившись на многие часы, обе силы великие, и покрыли полки поле верст на десять – такое было множество воинов. И были сеча лютая и великая, и грохот страшный: от сотворения мира не было такой битвы у русских великих князей, как при этом великом князе всея Руси. Когда бились они, от шестого часа до девятого, словно дождь и тучи, лилась кровь у русских сынов, и поганых, и бесчисленное множество пало мертвыми с обеих сторон. И много Руси побито татарами, и татар – Русью. И падал труп на труп, падало тело на тело, тело татарское на тело христианское. Сошлись вместе и перемешались, ибо каждый хотел своего противника победить.

Вопросы:
Когда появляется Пересвет в описании “Задонщины”, “Сказания о Мамаевом побоище”?
Когда началось сражение?
Какие потери понесли противники?
Главное противоречие с реальностью в рассказе о поединке перед Куликовской битвой в том, что военная тактика того времени подразумевала столкновение конных лав. Но полки были внутренне организованы. Нарушение конного строя в татаро-монгольских войсках каралось смертью. Зачем автор исказил реальный факт?
Открытое столкновение монаха – воина и татарина – мусульманина. Религиозное значение Куликовской битвы велико, как сражение с неверными в защиту православия.

4. Значение Куликовской битвы.
Эти жертвы не были напрасными. Суздальцы, владимирцы, ростовцы, псковичи пошли сражаться на Куликово поле как представители своих княжеств, но вернулись оттуда русскими. Они поняли, что у них общее дело, что они – один народ, с общим горем и с общими радостями. Дмитрий Московский стал Дмитрием Донским, Москва – национальной столицей.

Записать:
а) пробуждение национального самосознания;
б) уверенность в неизбежном падении татаро-монгольского ига.

Закрепление:
Тест из пяти вопросов (5 мин.).
Взаимопроверка, подведение итогов.
Татьяна КЛОПОВА,
учитель истории
Астрахань

Тема “Занятие и быт населения Золотой орды”. 7-й класс

Цель: формирование у учащихся умений исследовательской работы для самостоятельного приобретения знаний об основных функциях золотоордынского государства, занятиях, быте населения Золотой Орды.

Задачи: систематизировать добытые учащимися на уроке знания и на их основе выстроить систему учебного материала; способствовать воспитанию у учащихся личностного отношения к историческим событиям, стремлению к самостоятельному приобретению знаний, поиску, открытиям.

Основной метод: исследовательский.
Оборудование:
Карта “Борьба народов нашей страны с иноземными завоевателями в ХIII в.”.
Вещественные исторические источники (набор археологических находок золотоордынского периода).
Учебное пособие: Макаренко Ю.А. Хрестоматийный материал и познавательные задания к урокам истории Астраханского края с древнейших времен до конца ХVIII века.
Видеосюжет “Археологические раскопки”.
ТСО (телевизор, видеоплеер).

Основные понятия: занятия людей, государство, татаро-монгольское иго, ярлык, выход, запросы, баскаки.

Ход урока:
Какое государство мы сегодня будем изучать? Что вам известно об этом государстве?
Учитель. Совершив два похода на русские княжества, монголо-татары во главе с ханом Батыем образовали в 1242-1243 гг. в Нижнем Поволжье государство Золотая Орда (или улус Джучи), летом 1242 г. Батый вызвал к себе русских князей, которые вынуждены были признать верховную власть завоевателей, началось монгольское иго над русскими землями, которое длилось 238 лет. В русские города были посланы ханские наместники (баскаки) с вооруженными отрядами.
Сначала Золотая Орда была частью Монгольской державы, но с 1262 г. становится независимым государством.

Что такое государство?
Ученики. Государство – это орудие политической власти в обществе.
Учитель. Золотая Орда была государством, с помощью которого монголо-татары удерживали свое господство над русскими княжествами и другими завоеванными землями.

II этап – основной. 25 мин.
Работа с документом
Цель 1 – исследовать систему угнетения покоренных монголо-татарами народов.
Учитель. Откройте пособие к уроку. На странице 10 напечатана статья доктора исторических наук В. Кучкина “Русь под владычеством Золотой Орды”. (См. приложение 2).
Задача: найдите в тексте названия повинностей, которые должны были выполнить русские княжества по отношению к Золотой Орде, и объясните их.
Почему церковь была освобождена от налогов?
Закрепление
Дайте определение понятиям: баскак, ярлык, выход, запросы. Запишите определения в тетрадь.
Сделайте промежуточный вывод.
Ученики. Золотая Орда имела мощную систему угнетения покоренных народов.
Рассказ
Из истории мы знаем, что государство, основанное только на угнетении покоренных народов, не может существовать долго. А монгольское господство длилось 238 лет. Значит, сила Золотой Орды была заключена в ее основе, в экономике.
Цель 2 – исследовать основные занятия и быт населения Золотой Орды. Представьте, что вы – ученые-археологи. Бескрайние степи шумят ковылями, струится прозрачная вода широкой реки. Легкий туман окутал лесок, где раскинулся палаточный лагерь археологов. Рассвет едва брезжит, а вы уже за работой. Осторожно орудуя маленькими ножами, специальными кисточками, лопатками, пытаетесь заставить землю раскрыть свои тайны.

Случайно на ноже карманном
Найти пылинку дальних стран.
И мир опять предстанет странным,
Закутанным в цветной туман.

Вот эти находки. Изделия из кости, камня, глины. Удивительные и бесценные для вас. Подумать только – им более 600 лет. О чем они могут нам рассказать?
Работа с археологическими находками и документами, источниками.

1-я часть
Класс разбит на группы по 2-4 человека. Учитель просит определить, для чего была предназначена та или иная археологическая находка. После чего каждая группа получает один из предметов для более детального исследования. Учащимся предлагаются: два фрагмента посуды, изделие из кости, подвеска, грузило, фрагмент водопроводной трубы, оселок.
Задача.
Для чего был предназначен предмет?

2-я часть
Задача
Проанализировать находку и текст документа и ответить на вопрос, о каком занятии они рассказывают.

Группа 1
Археологическая находка – фрагмент посуды.
Иосафат Барбаро (ХV в.).

Группа 2
Археологическая находка – фрагменты посуды, сделанные в Золотой Орде и Волжской Булгарии.
Ибн-Батута (ХIV в.).
“В Сарай-Бату живут разные народы, как монголы – это настоящие жители страны и владыки ее; некоторые из них мусульмане; асы, которые мусульмане; кипчаки, черкесы, русские и византийцы, которые христьяне. Каждый народ живет в своем участке; там и базары их. Купцы же и чужеземцы из обоих Ираков, из Египта и других мест живут в особом участке, где стены ограждают имущество купцов”.
Ибн-Батута “Подарок наблюдателям по части диковин стран и чудес путешествий”.
Амвросий Контарини (ХV в.).
“Вместе с послом идут многие татарские купцы; они везут с собой шелковые изделия, чтобы обменять их на меха, седла, сабли, уздечки”.
Из “Барбаро и Контарини о России” – Ленинград, 1971.
С кем и чем торговали монголо-татары?

Группа 3
Археологическая находка – изделие из кости (“Коньки”)
Плано Карпини.
“Мужчины ничего вовсе не делают, за исключением стрел, а также отчасти попечение имеют о стадах…”
Из: “Хрестоматия по истории Астраханского края”. – Астрахань, 1992
Какой скот разводили монголо-татары?
Дополнение учителя: Скот держали на подножном корму целый год. Зимой его загоняли в заросли камыша для защиты от стужи. Ранней весной поили снеговой водой, летом гнали на водопой к рекам и озерам.

Группа 4
Археологическая находка – подвеска с изображением диких зверей.
Адам Олеарий.
“В этой же стране, по близости моря и по множеству лежащих островов, поросших тростником и кустарником, водится множество всякого рода дичи, особенно диких гусей и больших красных уток, которых татары испокон веков мастерски скоро ловят с помощью прирученных к тому соколов и ястребов”.
Из “Хрестоматии по истории Астраханского края”.
Как охотились монголо-татары?

Группа 5
Археологическая находка – грузило.
Адам Олеарий.
“Река в этом месте… доставляет чрезвычайно богатый лов всякого рода рыбы, которая здесь весьма дешева… Водится здесь и бездна раков, но так как татары не едят их, то их ни во что не ставят и выбрасывают”.
Из “Хрестоматии по истории Астраханского края”.
С помощью чего ловили рыбу?

Группа 6
Археологическая находка – фрагмент водопроводной трубы.
В. Ян
“В верхнем, северном конце его, на каменистом бугре, переливался всеми яркими красками странного, необычного вида небольшой домик-игрушка с легкой кружевной башенкой, весь выложенный цветными изразцами… Сюда, для строительства домика, сделали огромный путь китайские мастера-рабы, из трех тысяч мастеров до Итиля добрела только небольшая часть”.
В. Ян “К последнему морю”.
Чей труд использовали монголо-татары?
Дополнение учителя. Жилища монгольских кочевников имели круглую форму. Наверху было круглое окно, откуда попадал свет и выходил дым, стены и крыша были покрыты сначала собачьими шкурами, а затем войлоком. такие жилища быстро разбирались и перевозились на вьючных животных.

Анализ документальных источников
Было ли у монголо-татар развито земледелие?
Как можно объяснить разногласия в записях путешественников?

Плано Карпини (ХIII в.).
“Хлеба у них нет, равно как зелени и овощей и ничего другого, кроме мяса…”
Иоанн де Плано Карпини “История монголов”.
Ученики. Монголо-татары переняли к ХV веку занятие земледелием у покоренных народов и перешли к оседлому образу жизни.
Сделайте вывод о развитии хозяйства у монголо-татар.
Ученики. Золотая Орда была основана на развитом хозяйстве.

Юрий МАКАРЕНКО,
учитель истории
Астрахань

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте