search
main
0

Интегративный (инклюзивный) класс и технология организации учебно-воспитательного процесса

Существование инклюзивного (интегративного) образования имеет большое значение в развитии идей гуманной педагогики. Если проанализировать деятельность общеобразовательных, гимназических, профильных, коррекционных и любых других однородных классов, то наше педагогическое чутье подсказывает нам, что организация таких классов – благо скорее для учителя, чем для ученика.

Действительно, создается стереотип о видимом благополучии ребенка в классах такого типа, многое в его развитии теряется от того, что он обучается на одинаковом интеллектуальном фоне, то есть существует один общий образец учебного поведения, который не учитывает возможности, способности ребенка, и, кроме того, это может повлиять на его дальнейшую социализацию, ведь наше общество неоднородно. Такая ситуация освобождает ребенка от стремления научиться общаться и подражать более высоким образцам, решать более сложные учебные задачи, он привыкает к «общему образцу» и не стремится его изменить, в конечном итоге у ребенка не формируется и навык конкурентоспособности. Наукой доказано, что, если в классе все дети примерно одинаковые, страдают и отличники, и средние, и неуспевающие, у них не развивается критическое мышление, задерживается развитие самоконтроля и объективной оценки. Короче говоря, отличнику также необходим отстающий, как и отстающему необходим отличник. Конечно, педагогам нелегко работать в разнородном классе, но результаты того стоят – по мнению исследователей, корректируются даже серьезные задержки в детском развитии. В инклюзивном классе должен сложиться особый этический фон учебно-воспитательного процесса: все педагогическое общение с детьми должно быть проникнуто оптимизмом, уверенностью в том, что совместными усилиями учителя, специалистов, сверстников, родителей, других взрослых, участвующих в процессе инклюзивного образования, все дети получат равные возможности и преодолеют возникающие у них трудности.

Педагогический коллектив Центра образования №1447 имени Н.А.Островского в течение шести лет осуществляет интегративную – инклюзивную модель образования на ступени начальной и основной школы, и стало очевидным, что учитель – основное действующее лицо, которое проводит с детьми большую часть времени. В его работу входит проведение учебных занятий, праздников, экскурсий.

Каждая из форм имеет свою структуру, методику проведения, целевые установки, но есть и определенные моменты, которые относятся к разряду методических и образовательных требований, необходимых к выполнению педагогом, работающим в интегративном классе.

Тема урока или мероприятия, которая должна соответствовать перспективному планированию педагога. Здесь необходимо учитывать преемственность в работе, скоординированность в отработке навыков и умений поведения ребенка учителем, воспитателем, психологом, учителем-дефектологом, логопедом и другими специалистами.

Любая форма педагогического общения должна иметь четко определенные цели:

образовательная должна решать задачи отработки учебного программного материала, овладение детьми учебными знаниями, умениями и навыками;

воспитательная должна решать задачи отработки моделей поведения, овладения детьми коммуникативными умениями, формирования эмоций;

коррекционно-развивающая – в классе есть ребенок с особыми образовательными потребностями и обычные дети, поэтому коррекционная задача должна четко ориентировать педагога на развитие способностей и возможностей всех детей и на исправление имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами.

Изменение структуры занятия, плана и логики; преемственность планов и последовательность включения детей; упражнения по степени нарастающей сложности – условие успешности всех учащихся, следовательно, и инклюзивного образования. В конспекте урока (занятия) отдельно должен быть отражен план деятельности на уроке (занятии) для ребенка с особыми образовательными потребностями. Педагоги по-разному подходят к решению данной проблемы. Одни составляют планирование отдельно – для всего класса и для ребенка с особыми образовательными потребностями, другие – общий план с включением в него блоков заданий для каждого ребенка, нуждающегося в силу особенностей развития в индивидуальном подходе, дополнительном внимании. Формы могут быть разные, главное – отразить в ходе урока (занятия) траекторию деятельности ребенка с особыми образовательными потребностями в классе детей «нормы».

Каждый этап занятия необходимо фиксировать, ориентируя учащихся на то, что они уже сделали и что им предстоит еще сделать. Подведение итогов становится своеобразным стимулом, побуждающим учащегося к включению во все более усложняющуюся работу. Особенно этот аспект важен для ребенка с особыми образовательными потребностями.

Методы и приемы педагога – арсенал средств, при помощи которых он добивается решения задач урока или занятия. Их следует умело отбирать и использовать. Комбинировать или менять средства и методы нужно так, чтобы при этом происходила смена видов деятельности учащихся, чтобы менялся доминантный анализатор, чтобы во время работы было задействовано как можно больше анализаторов – слух, зрение, моторика, память и логическое мышление в процессе восприятия материала. Учет особенностей учащихся предполагает соотнесение не только формы и содержания занятия, его методов и приемов проведения, но и личностный, а не нормативный характер оценки достижений ученика.

Особо следует сказать о психологии общения в ходе занятия, стиле общения. Здесь следует учитывать:

соотношение побуждений учащихся к деятельности и принуждения. Обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);

такт педагога;

психологический климат;

самоорганизацию педагога (собранность, настрой, педагогическая находчивость, оптимистический подход).

Сегодня становится понятным, что в развитии инклюзивного образования большую роль играет человеческий фактор, то есть в педагогическом коллективе формируется модель «идеального педагога», которая содержит такие характеристики учителя, как:

профессиональное мастерство в преподавании;

общая информированность;

психическое и физическое здоровье;

креативность и направленность на нововведения;

гибкость в мышлении и поведении;

авторитетность и личностная успешность;

стремление к самореализации;

коммуникабельность;

знание индивидуальных, гендерных и возрастных особенностей учащихся;

внимательность и рефлексивность;

чуткость и тактичность;

требовательность в сочетании со справедливостью;

альтруизм и эстетичность;

чувство юмора и меры;

трудолюбие и результативность.

Учитель – основное действующее лицо, но один в поле не воин. Один учитель в интегративном классе не может создать необходимые условия для обучения и развития ребенка с особыми образовательными потребностями. Важнейшее условие – наличие команды специалистов, осуществляющих коррекционно-развивающую работу: учитель-дефектолог, психолог, логопед и другие специалисты. Именно эта единая команда и осуществляет модификацию организации образовательной среды ребенка в соответствии с реальными возможностями ребенка, то есть создание индивидуального учебного плана и разработку индивидуальной образовательной программы ребенка с особыми образовательными потребностями.

Индивидуальная образовательная программа – документ, дающий представление о содержании деятельности учащегося, направленной на реализацию заявленных целей. Образовательная программа проектируется коллективом педагогов-предметников и специалистов, осуществляющих коррекционно-развивающие занятия.

Индивидуальный учебный план – совокупность учебных предметов, выбранных для освоения обучающимися, их родителями (законными представителями).

Реализация индивидуальной образовательной программы и учебного плана осуществляется через индивидуальный образовательный маршрут, который позволяет конструировать временную последовательность, формы и виды организации взаимодействия педагогов, специалистов и обучающихся.

Опыт работы Центра образования №1447 имени Н.А.Островского дает право говорить о том, что разработка и использование индивидуального учебного плана, программы и маршрута – необходимые условия создания комфортной образовательной среды не только для ребенка с особыми образовательными потребностями, но и для всех учащихся, а следовательно, и успешности инклюзивного образования.

Людмила РОМАШИНА, заместитель директора по УВР Центра образования №1447 имени Н.А.Островского

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте