search
main
0

Интеграция может быть движением общества к человеку

Проводимая в настоящее время в России политика равных прав и возможностей в нашей стране – положительный результат развития всего общества. Задача общества состоит в том, чтобы познакомить человека с миром (несмотря на то что у него, возможно, имеются проблемы с установлением контактов с этим обществом), дать ему возможность получить хорошее образование, а затем выстроить для него пространство для трудовой деятельности.

Ежедневная профессиональная деятельность людей с ограничениями – ключ для интеграции, которая рассматривается не просто как адаптация людей с особенностями развития к уже существующей среде, но также как движение общества навстречу такому человеку, когда оно само приспосабливается и изменяется. Опыт показывает, что никакие денежные пособия и терапевтические мероприятия не заменят особому подростку возможность приносить пользу людям. Если люди с ограничениями с помощью работы и соответствующего заработка получают шанс жить самостоятельно и как-то преодолевать зависимость от других людей, которую они так мучительно соблюдают или пытаются избегать, то работа для них становится большим, чем способ добывать хлеб насущный. Это также имеет большое значение и для людей с тяжелыми ограничениями. Они способны в большей или меньшей степени к производству как материального, так и нематериального богатства общества, хотя их взнос по сравнению с другими является очень небольшим.Один из принципов лечебной педагогики гласит: «Все дети должны обучаться: необучаемых детей не бывает». Образование – наиболее адекватная форма социализации ребенка; чем тяжелее состояние ребенка, тем более он нуждается в обучении. Правильно организованная образовательная среда оказывает на ребенка сильное терапевтическое воздействие, поэтому очень важным звеном в процессе социальной адаптации подростков с ограничениями интеллектуального и физического развития стала их профессиональная подготовка.В соответствии со статьями 37, 43 Конституции РФ, статьей 23 Конвенции о правах ребенка и Федеральным законом об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья от 18.07.1996 года подростки с выраженными психофизическими нарушениями имеют право на доступное профессиональное образование. Родители, воспитывающие детей с тяжелой интеллектуальной инвалидностью, имеют право на государственную поддержку в области образования таких детей и подростков, которых можно обучать очень узкому кругу специальностей, но опыт некоторых профессионально-технических колледжей показывает, что эти подростки способны овладевать более разнообразными профессиональными навыками. Подростки с выраженными нарушениями в развитии, например, способны овладеть несложными профессиональными навыками по специальностям 11583 («вышивальщица»), 19143 («ткач»), 11284 («брошюровщик»). Эти профессии актуальны на рынке труда городского хозяйства, в то же время полученные профессиональные умения и навыки по таким профессиям могут дать возможность лицам с выраженными умственными и физическими недостатками использоваться и в области малого бизнеса и надомного производства.По инициативе директора колледжа С.Завальской и педагогического коллектива при поддержке Департамента образования в педагогическом колледже №16 1 сентября 2009 года было открыто специальное образовательное подразделение по профессиональной подготовке в области художественно-творческой деятельности, социальной адаптации и реабилитации молодежи с выраженными физическими и интеллектуальными нарушениями, их интеграции в среду нормально развивающихся сверстников через организацию совместной воспитательно-образовательной деятельности. В течение 2008-2009 учебного года были определены основные направления профессиональной подготовки таких ребят (обучение профессиональным знаниям, умениям и навыкам, овладение навыками социальной адаптации и здорового образа жизни). Совместно с учебно-методическим центром профессионального образования Департамента образования были составлены учебные планы по трем профессиям, разработаны учебные программы по всем дисциплинам. В содержание обучения включены три блока.Общеобразовательный блок – совершенствование навыков счетной деятельности, развитие устной и письменной речи, основы безопасности жизнедеятельности, адаптивная физкультура, овладение элементарными навыками работы с компьютером. Изучение предметов в рамках этого блока предполагает овладение элементарными знаниями и умениями, необходимыми для самостоятельной жизни, развитие физических возможностей, приобщение к общекультурным ценностям общества.Коррекционно-развивающий блок – развитие творческих способностей, игровой практикум общения, социально-бытовая ориентировка. Этот блок направлен на развитие качеств, необходимых для успешного овладения выбранной профессией; адаптацию в социум в условиях колледжа, развитие навыков общения друг с другом, с преподавателями и студентами.Профессионально-производственный блок – обучение в учебно-производственных мастерских. Он ориентирован на овладение элементарными профессиональными навыками в художественной, швейной и ткацкой мастерских, а также в учебно-производственных мастерских художественной обработки материалов, декоративно-прикладного искусства и мастерской рисунка и живописи на базе педагогического колледжа №16.Многолетний опыт подготовки нашим колледжем выпускников по специальностям «специальное дошкольное образование», «специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях», «изобразительное искусство и черчение» позволяет осуществлять профессиональную подготовку подростков, имеющих особые образовательные потребности, и разработать необходимый учебно-методический комплекс по профессиям «вышивальщица» и «ткач» с учетом индивидуальных возможностей каждого подростка. Совместное обучение учащихся с проблемами в развитии и студентов, обучающихся по этим трем специальностям, позволяет, с одной стороны, расширять социальные взаимосвязи молодежи, с другой стороны, осуществлять воспитание толерантного отношения студентов, организовывать волонтерскую работу по психолого-педагогическому сопровождению подростков с выраженными физическими и умственными нарушениями. В процессе совместной деятельности студенты учатся взаимодействовать друг с другом, овладевают дополнительными практическими навыками работы, что дает положительные результаты социально-педагогической адаптации и реабилитации подростков с ограниченными возможностями здоровья.Есть надежда, что положительный опыт обучения лиц с выраженной интеллектуальной недостаточностью в условиях учреждения среднего профессионального образования будет способствовать распространению нашей инициативы.Н.СТОЛЯРОВА, ответственная за экспериментальную работу педагогического колледжа №16

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте