search
main
0

Интеграция как реальность. или Перспектива взаимодействия со странами СНГ

Российская система повышения квалификации и переподготовки работников образования, как никакая другая система, открыта для интегративных процессов и, более того, призвана постоянно обогащать практику повышения квалификации зарубежным опытом, так как она остается едва ли не единственным источником получения новой информации, нового знания и новых навыков управленцами, администраторами и педагогами, поэтому именно она в известной мере несет ответственность за недостаточную подготовленность работников образования к модернизации системы образования.

Современная практика повышения квалификации работников образования нашей страны основана на федерально-региональном, а следовательно, вертикально интегрированном подходе, где вертикаль можно рассматривать как организационную структуру деятельности системы, а интеграцию – как основу содержательной и иной деятельности, направленной на развитие системы повышения квалификации и переподготовки кадров. Активными действующими структурами в этом процессе являются Министерство образования и науки РФ, Академия повышения квалификации и региональные органы управления и учреждения повышения квалификации, муниципальные методические службы и школьные педагогические коллективы.

Модель построена на принципиальных изменениях в распределении компетенций и ответственности на разных уровнях системы дополнительного профессионального педагогического образования как в части содержания образования, так и в части создания необходимых условий, специфики организации, осуществления образовательного процесса и оценки его результатов. На каждом уровне решаются определенные задачи.

За последние 2 года использование развивающегося потенциала федерально-региональной системы ПК позволило успешно реализовать ряд стратегических инициатив Министерства образования и науки РФ через значимые для всей системы общего образования проекты. Так, в сжатые сроки был успешно реализован проект по переходу на новое содержание исторического и обществоведческого образования старших классов общеобразовательной школы.

Главным механизмом успешной реализации этого проекта явилась совместная работа Минобрнауки, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, региональных учреждений повышения квалификации педагогических работников по подготовке более 1000 преподавателей-тренеров из ИПК, вузов, методистов и учителей – лидеров системы общего образования.

При этом были широко использованы возможности федерального центра для привлечения к работе с тренерами-преподавателями видных государственных деятелей, известных политологов, авторитетных ученых-историков.

При активном участии региональных органов управления образованием прошедшие в академии переподготовку преподаватели провели на местах массовое повышение квалификации около 100 тысяч учителей истории и обществознания.

Более миллиона старшеклассников вот уже 2 года изучают новейшую историю нашей страны и обществознание по измененным учебникам, прошедшим широкую экспертизу.

Этот проект задал старт перестройке всего школьного исторического образования и созданию системы непрерывного образования учителей истории и обществознания.

Процесс массовой переподготовки учителей истории, согласованный по содержанию и способам организации на всех уровнях исполнения, принципиально значимый для всей системы школьного образования, был удачно завершен благодаря именно вертикально интегрированному характеру его организации. В связи с этим на съезде учителей стран – участников СНГ было бы актуальным обсудить перспективу создания ассоциации школьных учителей-предметников государств – членов СНГ. Академия с опорой на ведущих ученых университетов – соучредителей ассоциаций планирует также проводить курсы повышения квалификации для учителей-предметников. Опыт взаимодействия в рамках складывающейся федерально-региональной системы ПК работников образования позволяет успешно реализовывать в настоящее время ряд других общесистемных проектов, направленных на повышение уровня профессиональной компетентности педагогических кадров общего образования.

Общесистемные эффекты использования федерально-региональной системы повышения квалификации стали очевидны также при реализации проекта повышения квалификации учителей в рамках апробации в школах 19 регионов РФ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Опираясь на организационно-управленческие, научно-методические возможности федерально-региональной системы, удалось в короткие сроки подготовить необходимые учебно-методические комплексы, включающие 6 предметных модулей по ОРКиСЭ, разнообразные методические материалы и пособия.

На основе совместно разработанных учебно-методических материалов было проведено обучение 1000 тренеров-преподавателей, для проведения повышения квалификации 15 тысяч учителей начальной школы непосредственно на местах.

1 апреля 15 тысяч подготовленных учителей пришли к 250 тысячам школьников с пониманием своей миссии и профессиональной готовностью успешно осуществить этот чрезвычайно важный эксперимент.

В режиме совместных усилий Министерству образования и науки РФ удается выстраивать уже дающую системные эффекты вертикально интегрированную федерально-региональную систему повышения квалификации работников образования, которая имеет понятный алгоритм совместной деятельности.

Одним из направлений развития федерально-региональной системы повышения квалификации работников образования стала сегодня деятельность ассоциаций учреждений дополнительного профессионального педагогического образования, действующих в каждом федеральном округе РФ. Академия всегда участвует в их работе, видит огромную пользу от их деятельности. Мы уверены, что в случае создания ассоциации учреждений дополнительного профессионального педагогического образования государств – членов СНГ достижение прогнозируемых результатов на стратегически важных направлениях развития образования каждой из этих стран, выраженное в успешной кадровой подготовке к осуществляемым изменениям, станет очень близкой реальностью. При этом для достижения запланированных результатов эффективно могут использоваться ресурсы государств, а региональные возможности придадут этой деятельности гибкий, оперативный формат.

С учетом сложившегося опыта академия готова инициировать совместную работу специалистов стран СНГ по созданию и практической реализации национальных моделей повышения квалификации педагогических кадров с выработкой согласованных подходов к оценке профессионализма работников образования.

Перспективы сотрудничества стран СНГ в области образования, на наш взгляд, в значительной мере связаны с сетевыми технологиями и ресурсами. Учитывая общие тенденции развития стран, связанные с расширением практики сетевого профессионального взаимодействия и дистанционного обучения, ростом ИКТ-компетентности учителей и руководителей школ, в сфере повышения квалификации учителей, именно на этой основе могут быть получены существенные эффекты. Академия повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования, имея хорошие партнерские связи с крупнейшими IT-компаниями – производителями программных продуктов, мультимедийных ресурсов («Майкрософт Рус», «Полимедиа», «Лаборатория Касперского», «Интел», «Новый Диск» и др.), во взаимодействии с ними создает среду обучения и общения для специалистов системы дополнительного профессионального педагогического образования, для руководителей школ и школьных учителей. АПК и ППРО разрабатываются и реализуются проекты, на базе которых может осуществляться современное дистанционное повышение квалификации педагогических кадров, актуальное по тематике и доступное по используемым технологиям: проект «Сетевая школа управленческих кадров общего образования» (с возможным дистанционным повышением квалификации по четырем программам, адресованным школьным управленцам); совместный с «Майкрософт» проект «Академия учителей», в рамках которого как на ресурсах АПК и ППРО, так и на ресурсах «Майкрософт» может осуществляться дистанционное обучение учителей по ряду курсов, из которых новыми, запускаемыми сейчас, являются «Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет» (уже прошедший апробацию в дистанционном режиме и снабженный программой, методическими материалами, CD для самостоятельных занятий) и «ИКТ для директора инновационной школы», в рамках которого интегрированы управленческое и ИКТ-содержание. Разработан и предлагается дистанционный курс обучения способам работы с интерактивными досками и включения в образовательный процесс ресурсов интерактивной доски (совместно с «Полимедиа»). Подготовлены и смогут быть предложены около 20 курсов по разным вопросам использования ИКТ в обучении школьников, по истории философии и науки, профессиональному английскому языку для педагогов-исследователей. Академия располагает программно-аппаратными и педагогическими ресурсами для проведения сетевых семинаров (вебинаров) по широкому кругу вопросов, которые могут составить основу дистанционного повышения квалификации.

Как показывают различные научные и научно-практические конференции, в которых принимают участие специалисты из стран СНГ, у нас много общего в понимании основ образования, что, несомненно, связано с нашей общей историей и общим педагогическим наследием. Особенно важными в этой сфере представляются регулярные целевые «обменные» стажировки молодых исследователей проблем образования.

Может быть интересным и перспективным также взаимное консультирование, к которому будут привлечены ведущие специалисты в области повышения квалификации работников образования. Учитывая хорошую оснащенность современными средствами сетевой коммуникации, перспективны постоянно действующие сетевые научно-педагогические семинары, модераторами которых могут выступать специалисты разных стран, объединившие свои научно-педагогические и сетевые ресурсы.

Одним из перспективных направлений сотрудничества стран СНГ в области образования могут стать также проекты, связанные, по крайней мере, с созданием соотносимой критериальной базы качества учебников и с формированием общественного экспертного сообщества, в состав которого могут войти научно-педагогические работники из разных стран СНГ, школьные учителя, руководители школ и специалисты методических служб.

Уже только сама возможность общественного обсуждения школьных учебников, знакомство с учебниками, издаваемыми в странах СНГ, организация практики взаимообмена учительскими методическими материалами, демонстрирующими сильные или слабые стороны учебников и пути сотворчества с авторами учебников, могут быть полезными для решения проблем развития школьного образования всех стран – участников такого сотрудничества.

Наиболее перспективными направлениями в области образовательных структур повышения квалификации стран СНГ могут быть:

Разработка и практическая реализация модели сопровождения профессионального развития руководителя и учителя, предусматривающей непрерывное образование с опорой на формирование индивидуальной образовательной программы.

Выработка единых подходов к оценке профессионализма работника образования (национальные модели аттестации кадров).

Взаимная экспертиза образовательных ресурсов на основе единых подходов и критериев оценки их качества (учебники, интернет-ресурсы и т. п.).

Организация международных научно-практических исследований (грантовая поддержка со стороны всех стран-участниц) по глобальным проблемам развития образования (таким, например, как внедрение компетентностного подхода).

Создание единой международной открытой образовательной среды в сфере ДПО (единый банк образовательных программ ДПО, единый образовательный портал и т. п.).

Проведение международных конкурсов профессионального мастерства по разным номинациям, включая ППС ДПО.

В настоящее время академия активно сотрудничает с образовательными структурами повышения квалификации педагогических кадров Украины, Белоруссии, Таджикистана. Эти соглашения строятся на равноправной основе и предполагают широкий обмен опытом организации повышения квалификации педагогов наших стран.

Установлен дружеский и профессиональный контакт с республиканским ИПК педагогических кадров Казахстана. Кафедра русского языка и литературы академии неоднократно выезжала в Казахстан для проведения семинаров, поддерживает постоянный рабочий контакт с коллегами из Казахстана. В настоящее время готовятся к подписанию договора о сотрудничестве с Азербайджаном и Арменией. Сложившаяся практика общения вселяет в нас уверенность в возможности создания устойчивой долговременной программы взаимодействия учреждений и систем повышения квалификации стран СНГ.

Съезд работников образования в Астане может стать той площадкой, на которой пройдут конкретные обсуждения содержания и форм сотрудничества в области повышения квалификации работников образования.

Эдуард НИКИТИН, ректор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте