Как переходить от педагогики знаний к педагогике способов мышления и действий? Является ли дидактическая система Яна Амоса Коменского устаревшей или у нее есть будущее? Каковы перспективы развития не классно-урочных систем обучения? Могут ли они заменить или поглотить классно-урочные или разные системы обучения будут существовать равноправно, но различаться по сферам применения? Нужны ли школы-«заповедники» с успешно функционирующими уникальными системами обучения, опыт которых не приживается в других школах? При каком подходе возможно объединение разных не классно-урочных систем и форм обучения в единую универсальную дидактическую систему? Что мы можем и должны для этого сделать? Каковы перспективы развития не классно-урочных систем обучения в массовой школе, в семейной форме образования, в дистанционном образовании, в образовании народов, ведущих кочевой и полукочевой образ жизни, в обучении взрослых?
Эти и многие другие актуальные вопросы становления не классно-урочных систем обучения обсуждались в Красноярске на научных диспутах и сорока рабочих площадках IX Всероссийской научно-методической конференции «Современная дидактика и качество образования», которая была организована Министерством образования Красноярского края и Красноярским краевым институтом повышения квалификации. В этом году конференция была посвящена представлению и анализу современных дидактических систем и практик, альтернативных классно-урочной форме обучения. Это система коллективного обучения на основе индивидуальных учебных маршрутов красноярской дидактической школы Виталия Дьяченко и Манука Мкртчяна, «Школа-парк» («Образовательный парк открытых студий») знаменитого российского педагога Милослава Балабана, тьюторская педагогика, открытое образование, обучение в сотрудничестве, сетевая школа и другие дистанционные, проектные, нефронтальные формы обучения.Ежедневно в работе форума принимали участие более 400 педагогов, воспитателей, методистов, студентов, ученых, психологов, других специалистов сферы образования и представителей общественных организаций из городов и поселков Красноярского края. Активное участие в работе конференции приняли делегации Хакасии, Тувы и Якутии, гости из Южно-Сахалинска и Москвы.Гости форума высказали много интересных идей, часть из которых не были широко известны в профессиональной педагогической среде. Так, огромное количество благодарных откликов и комментариев у участников конференции вызвало выступление доктора педагогических наук, профессора, зав. кафедрой индивидуализации и тьюторства Московского педагогического государственного университета, президента Межрегиональной тьюторской ассоциации (г. Москва) Татьяны Михайловны Ковалевой, которая рассказала о результатах исследования поведения людей (детей в том числе) в современной ситуации переизбытка информации и вызвала бурную полемику среди педагогов гипотезой о необходимости и возможностях работы школы с полной линейкой временных категорий – категорией прошлого (через обращение к опыту ребенка), категорией настоящего (по опыту школ Френе, Монтессори, вальдорфских школ, парк-школ и других) и особенно с категорией будущего (через овладение форсайт-культурой). Форсайт дидактические разработки для общего образования – совершенно новое и очень перспективное направление исследования. Не были широко известны в Красноярске и парки-школы Милослава Балабана. Признаки, по которым не классно-урочная система отличается от классно-урочной, на примере дидактической системы Милослава Балабана «Образовательное пространство открытых студий» представила директор центра образовательной стратегии и методологии «Школа-парк» (г. Москва) Ольга Милославовна Леонтьева. К таким признакам она относит переход от трансляции знания к его наращиванию и развитию, открытые разновозрастные и разноуровневые группы, индивидуализацию учебного процесса и другие. Переход к настоящим не классно-урочным формам невозможен без трех системных шагов: демократизации управления школой, продуктивного (деятельного) образования, открытого образовательного пространства (студий), считает Ольга Милославовна. Выступление О.М.Леонтьевой было воспринято с интересом и некоторым скептицизмом, так как в Красноярском крае таких школ нет, а наши стереотипы не позволяют представить действующую систему, в которой совсем нет уроков, но дети тем не менее успешно учатся.Однако основное внимание на конференции уделялось различным аспектам становления не классно-урочных форм обучения.Светлана Анатольевна Федорова, заведующая кафедрой семейного воспитания Красноярского краевого института повышения квалификации, постоянная участница всех девяти конференций «Современная дидактика», рассказывает: – Тема конференции – не классно-урочные формы обучения – становится все более актуальной в связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов. Ведь требуемые в них образовательные результаты в классе и на уроке не всегда реализуются. Поэтому и стоит вопрос о том, где развивать, например, регулятивные и другие метапредметные умения? Видимо, для этого требуется другая система обучения, отличная от классно-урочной. И еще, мне кажется, что не классно-урочная система дает больше возможностей для включения родителей в образовательный процесс.Людмила Васильевна Бондаренко, методист лаборатории методологии и технологии коллективного способа обучения Красноярского краевого института повышения квалификации, рассказала о системе коллективного обучения на основе индивидуальных программ и отличиях этой системы от классно-урочной (коллективное учебное занятие вместо урока, отсутствие фронтальности в построении занятий, разные ученические маршруты, временные кооперации учащихся).Геннадий Николаевич Блинов, заместитель директора по науке Центра социально-экономического мониторинга при Министерстве экономического развития, инвестиционной политики и внешних связей Красноярского края, выдвинул гипотезу о взаимопроникновении двух дидактических подходов – развивающего обучения и коллективного способа обучения – и создании на их основе новой дидактической системы, базирующейся на развитии словесно-логического и оптоидного мышления.Алексей Борисович Воронцов, кандидат педагогических наук, генеральный директор открытого института «Развивающее образование», доцент кафедры педагогической психологии Московского психолого-педагогического университета, постоянный участник конференции «Современная дидактика и качество образования», считает, что объединение разных дидактических систем возможно на основе сетевого подхода, и для повышения продуктивности конференции необходимо от формата обсуждения переходить к практической работе по рефлексивному анализу существующих практик и их дидактическому оформлению:- Не классно-урочные формы – это то, чего не хватает современной школе. Важно понимать, какой арсенал других форм есть в запасе у педагогов Красноярского края. Конечно же, надеюсь, что по итогам этой конференции будут создаваться тексты по новой дидактике. А пока нет текстов, разговоры останутся разговорами. Для подготовки следующей конференции нам нужно проанализировать и осмыслить содержание всех прошедших конференций «Современная дидактика» с точки зрения влияния на массовое сознание учителя, выстраивания дидактики и отказа от всего, что уводит в сторону от дидактики.Главным итогом прошедшего форума стала идея встречи и интеграции разных дидактик. Нельзя сказать, что об этом не говорилось на конференциях прошлых лет, такая цель ставилась изначально. Но именно на нынешней конференции эта идея стала ключевой, звучала из уст разных участников, и энергетика конференции дает надежду, что воплощение в жизнь идеи реально и по силам педагогическому сообществу. От редакцииСсылки на материалы конференции, программу, краткие репортажи с площадок и видеозаписи пленарных выступлений участников конференции (научных диспутов) есть на сайте конференции http://neo-didactica.kipk.ru.Ирина КИТАЕВА, Центр аналитики Красноярского краевого института повышения квалификации
Комментарии