Слияние и поглощение, образование крупных холдингов, повышение эффективности и выход на новый уровень качества… В нашем сознании эти слова и стоящие за ними процессы связаны исключительно с производством, причем с крупным. Но пришло время, когда те же явления стали затрагивать сферу образования, как среднего, так и высшего.
Примеров слияния средних школ читатели знают немало – реструктуризация идет в нашей стране не первый год. Если же говорить о модернизации и качественных изменениях в высшей школе, то в этом направлении движение только начинается. Реорганизация вузов, как правило, путем присоединения небольших учреждений высшего образования к более сильным и значимым собратьям соответствует концепции модернизации педагогического образования, заявленной Президентом РФ в Послании Федеральному Собранию 12 ноября 2009 года. Но инициатива объединения (и это существенное отличие от процессов реструктуризации средней школы) идет не только сверху. Немаловажную роль играет мнение ученых советов самих объединяющихся вузов, его научно-педагогических работников. В данном случае вполне можно говорить о двусторонней инициативе, поддержанной Министерством образования и науки РФ. В итоге в рамках реализации инициативы должны появиться крупные образовательные холдинги, ориентированные на потребности государства и общества, дающие образование гораздо более высокого уровня. Особая роль в связи с интеграцией отводится проектному управлению и ставке на лидеров. Модель управления образовательным холдингом существенно отличается от привычной, известной ранее. Оно (управление) будет осуществляться через установление стратегического партнерства, разработку и реализацию образовательных программ и проектов. Прежде всего, по мнению разработчиков и сторонников идеи слияния вузов, интеграция позволит преодолеть дисбаланс между учебным процессом и потребностями рынка труда.В текущем году произошло несколько слияний. Так, например, Елабужский государственный педагогический университет был присоединен к Казанскому государственному университету, а Волжский государственный инженерно-педагогический университет – к Нижегородскому государственному педагогическому университету. Конечно, процедура объединения дело очень серьезное и требует времени. Передача полномочий и ответственности не может осуществиться в течение недели, требуются множество двусторонних согласований, юридических консультаций, четко организованный аудит и контроль со стороны учредителя. Например, в Нижегородском государственном педагогическом университете организационный этап длился с 7 апреля текущего года, когда министр образования и науки Андрей Фурсенко подписал приказ о присоединении ВГИПУ к НГПУ, до 7 сентября, когда вновь образованная структура получила официальный статус (кстати, в этот же день вузу распоряжением правительства Нижегородской области было присвоено имя Козьмы Минина). Но в 5-месячный срок невозможно было пройти интеграционный процесс, если бы не была проведена предварительная подготовка. По словам ректора НГПУ профессора Льва Шапошникова, организационным мероприятиям предшествовала совместная деятельность двух вузов. Еще раньше, в течение 2009 и 2010 годов, руководство вузов разработало среднесрочную программу проектно-инновационной деятельности. В результате комплексного анализа состояния вузов были выявлены точки роста и области устойчивого развития, подготовлены паспорта научно-образовательных направлений, рассчитывались вероятностные финансово-экономические показатели. Одновременно были определены проблемные секторы, составлены модели оценки рисков, разработана программа их нивелирования. Наконец, был проведен SWOT-анализ на базе паспортизации научно-образовательных направлений, определены векторы развития стратегических приоритетов, намечены компенсационные меры в преодолении угроз.В подготовительный период были установлены комплексные отношения с основными партнерами и работодателями. В 2010 году был создан учебно-методический комплекс по педагогическому и профессионально-педагогическому образованию Нижегородской области (УНМК). Он включает в себя 3 вуза, 12 учреждений среднего и среднего профессионального образования, совет директоров СПО Нижегородской области и Нижегородскую ассоциацию промышленников и предпринимателей. Основной задачей объединения было и остается совместное участие в федеральных целевых и грантовых программах и трудоустройство выпускников. По словам Льва Шапошникова, главная цель интеграции – создание современного конкурентоспособного престижного университета, лидера профессионально-педагогического, социально-гуманитарного практико-ориентированного непрерывного образования. Фундаментальной основой процесса развития нового образовательного холдинга должна стать система научно-образовательных кластеров, ориентированных на внедрение в учебный процесс и деятельность организаций-партнеров. СтатфактВ 2011 году НГПУ отметил свой 100-летний юбилей. На сегодняшний день в нем работают более 70 докторов наук, более 300 кандидатов наук, на 8 факультетах обучаются более 8000 студентов по 30 специальностям, действуют 4 диссертационных совета, есть докторантура.Нижегородская область
Комментарии