Словари – это главный источник для познания мира не только взрослым, но и ребенком. Я, как учитель русского языка и литературы, обязательно провожу уроки, посвященные знакомству со словарем. Причем это можно делать в увлекательной форме. Например, когда в 6-м классе мы знакомимся со словарем, то я приношу разные виды словарей. Конечно, в первую очередь это толковые словари Даля, Ожегова, словарь синонимов, словарь фразеологизмов, орфоэпический словарь, морфемный словарь. Ребята делятся на группы, и каждая группа получает разные словари. Мы начинаем изучение словаря с обложки, с титульного листа. Потом смотрим основу, понимая, зачем нужен алфавит. Затем каждая группа делает своеобразную защиту проекта. Ребята должны сказать основное: кто автор словаря, как он называется, сколько слов в словаре и привести в пример самые интересные слова. Поиск интересного слова – это творческое занятие.
Когда мы работаем на уроках, то тоже часто обращаемся к словарю, в основном Сергея Ивановича Ожегова. При знакомстве с новым словом ребята должны прочитать, что значит слово, составить с ним словосочетание, предложение, потом записать орфографию и постараться употребить это слово, расширив свой словарный запас. Кроме того, попутно может возникнуть вопрос о слове, часто употребляемом в среде ребят. Скажем, «жесть» в значении «хорошо, отлично». Смотрим, что это означает: «жестяной», то есть твердый, жесткий на ощупь. Разве это может быть отличным? И ребята начинают задумываться. Слово, конечно, будет употребляться и дальше, но благодаря словарю ребята понимают, в чем его суть. Словарь нам очень помогает на элективном курсе «Язык делового общения». Там мы постигаем самые употребляемые слова: «менеджмент», «акции», «фирма» и т. д. Словарь помогает узнать норму, как все-таки правильно говорить. Ребята могут потом сталкиваться с тем, что современные словари дают два варианта ударения одного и того же слова, но они уже будут знать, что норма, например: «творОг», а не «твОрог».Словарь сегодня не столько нужен учителю, сколько ученику. Мы только показываем, как с ним работать. Ученик должен знать, что словарь – это инструмент, с помощью которого он может познать мир. Через словари мы даем текстологический навык письма. Когда ребенку по тексту все понятно, он сможет создать свой текст. А раз сможет создать свой текст, он готов к жизни.Светлана ОСИПОВА, учитель русского языка и литературы школы №314, отличник народного просвещения, Санкт-Петербург
Комментарии