Сколько себя помнит, Юля всегда мечтала стать учительницей. Ой, нет! Сначала она хотела быть балериной. Балет завораживал ее. Когда в программе телепередач был спектакль, Юля усаживалась перед телевизором прямо на пол. Глаза ее широко раскрывались, постепенно наполняясь слезами восторга перед удивительной четкостью и одновременно с этим какой-то невероятной нежной красотой и пластикой. Девочка поминутно вскакивала, чтобы повторить движения, но у нее ничего не получалось… Она вся сникала, но затем, встрепенувшись, пыталась снова и снова встать на цыпочки. Однажды эту картину увидела мама. Склонив голову набок, она весело рассмеялась: «Балерина ты моя!» Было это в классе первом или втором, сейчас Юлия Николаевна уже и не помнит точно. Помнит только, что мама отвела ее заниматься в танцевальный кружок.
«И правильно сделала, – говорит математик Путилина, упрямо вскинув голову. – Я научилась управлять телом, искренне выражать свои эмоции и открыто реагировать на эмоции других людей. А хорошему учителю эти качества, на мой взгляд, совершенно необходимы. Мне не нужно скрывать от детей ни того, что они меня огорчили, ни того, что я очень сержусь. И уж, разумеется, я всегда рада показать любому моему ученику, что именно меня восхищает в его симпатичном поступке или логичном, толковом ответе на уроке. Я вовсе не стремлюсь к тому, чтобы все мои дети непременно любили математику, экономику, информатику. Это невозможно! Но я хочу дать им в руки инструмент, который позволит каждому из них найти свое место в жизни». Свое место в жизни пятиклассница Юля уже знала довольно твердо. Во всяком случае, всегда в приподнятом настроении, она рассаживала своих и подружкиных кукол друг за другом тремя ровными рядами и уверенным голосом, очень громко, с расстановкой и вместе с тем с какой-то ей самой непонятной и отчаянной радостью произносила: «Здравствуйте, дети! Меня зовут Юлия Николаевна! Я ваша учительница!» Подружка, которая хотела стать врачом, в это время смирненько ждала, когда закончатся уроки и «учительница» приведет весь класс в ее медкабинет. Между прочим, так оно в дальнейшей жизни и случилось. Окончив школу, обе они приехали из своего маленького городка в огромный, как им тогда казалось, Челябинск. Подруга пошла в медицинский, а Юля, конечно же, в педагогический университет. Детские мечты ведь обязательно сбываются, если ты мечтаешь по-настоящему, если идешь навстречу мечте, упорно трудясь и не сдаваясь. Кстати, сдавать все экзамены ей не пришлось: школу Юлия Путилина окончила с золотой медалью и ей надо было только подтвердить отличную оценку по математике. Правда, она поступила не на чистую математику, выбрала специальность «математика, экономика». Это было в 1995 году. Профессия «экономист» как раз стала самой престижной. Но математика-то влекла больше всего, а мама говорила: нужен кусок хлеба в доме. И мудрая Юлия нашла хорошую возможность и ее порадовать, и свои интересы учесть. Училась студентка Юлия легко. Любой предмет ей давался. Однако и трудиться, по ее мнению, тоже было нелишним. Юля часами просиживала в библиотеке. Трудолюбивой была вся ее семья. Мама и папа всю свою рабочую жизнь станочники на литейно-механическом заводе, до сих пор главном предприятии Катав-Ивановска Челябинской области. Отца все уважали. Его портрет многие годы украшал городскую Доску почета. Очень важно для человека, какое у него было детство, какие люди его окружали. И юность студенческая – тоже особый жизненный период. Он тоже шлифует характер. Юля с подругой снимали комнату у одной бабушки, которая многому их научила. Она никогда не позволяла помогать ей! На кухне, на печи с кипятком управлялась просто заправски. Со всем в своей жизни: с любой проблемой, с любой болью или несправедливостью, например, человек должен справляться сам. Так говорила эта абсолютно незрячая, маленькая и по внешнему виду совсем слабая женщина. Однажды она прослушала по радио спектакль «Анна Каренина». Как же сильно она была возмущена поступком Анны: «Надо же! Броситься под поезд! Такая умная, красивая! И так не любила жизнь…» Юля запомнила эти ее маленькие уроки мужества и жизнелюбия навсегда. Она всегда сама справляется со всеми своими трудностями. Когда подросла старшая дочка, Юлия попыталась устроить ее в детский сад. Увы, место для ребенка ей предложили только при условии, что она придет работать воспитателем. Так Юлия Николаевна, будучи обладателем красного диплома, мало того, поработав преподавателем математики и экономики в филиале престижного Московского инженерно-физического института в городе Трехгорном под Челябинском, стала рядовым воспитателем в своем родном Катав-Ивановске. Юлия Николаевна сегодня с большим теплом вспоминает преподавательскую работу в высшей школе. Там она тоже многому научилась. Вообще это удивительное свойство: относиться к жизни как к чему-то такому, что учит тебя взаимодействовать с людьми. Большинство молодых нынче стараются не столько дать обществу, сколько взять, приспособить к себе. Она же всегда училась отдавать. И довольно скоро поняла, что это и есть главное умение. Ведь мы друг от друга зависим – хотим это или нет, но это так! Юлия работала с утра до позднего вечера, занятия с вечерниками заканчивались не раньше десяти. Она приходила в свое общежитие и мгновенно засыпала, а в три ночи, невероятным усилием воли разрывая тяжелую усталость, поднимала себя, чтобы успеть подготовиться к утренним лекциям. Платили за такую работу гроши. Но разве можно было думать о деньгах, когда тебя ждут студенты? Когда ты понимаешь, что чем больше знаешь ты, тем больше получат они. Вот потому-то профессию учителя и называют благородной, что она подвигает человека отдавать. Студенты, даже взрослые вечерники, относились к ней с огромным уважением. Даже приглашали перейти к ним на работу экономистом. А она-то боялась читать лекции: у них же такой опыт, чему она сможет их научить? Все-таки научила! Не только благородная, но и благодарная все же профессия. Надо сказать, из Трехгорного она уехала сама. Решила поначалу вообще оставить преподавательскую работу. Сейчас и сама не знает почему. Возможно, просто немного устала, она была совсем молодой, растила свою маленькую дочку. Потом Юлия Николаевна, конечно же, вернулась в профессию! Ну кто бы сомневался, ведь учительство – это диагноз. По личным причинам она вернулась сначала в родной город, а потом и в родную школу. «Но детский сад мне тоже многое дал в профессиональном смысле», – говорит Путилина, продолжая рассказывать, что она всю жизнь учится. Она впервые почувствовала себя человеком, который не только преподает, но и воспитывает. Двадцать гавриков (у которых, как известно, в груди вечный двигатель) надо организовать, заинтересовать. Это с одной стороны. А с другой – погладить по головке, приласкать, выслушать их наиважнейшие и трудно облекаемые в слова мысли. А при этом еще и многому научить – ох как это непросто! Она справилась. И даже сегодня, спустя немало лет, очень этим гордится. Научилась терпению и материнской мудрости.«Я не только в вузе и детском саду училась профессии,- продолжает Юлия Николаевна. – Работала и в профессиональном училище. И знаете, что я поняла? Школа ребенку друг. Знания – это, разумеется, в первую очередь. Но учитель не элементарный передатчик. Он личность, которая дает уроки жизни. Он педагог. И непременно любящий, понимающий, внимательный». Надо или нет заглядывать каждому ученику в глаза? И есть ли на это время у чрезвычайно занятого учителя? Для Путилиной это странные вопросы. Если ты всей своей сутью настроен на свою работу, на своих учеников, то обязательно увидишь, почувствуешь душой, что с кем-то из них сегодня что-то не так. Однажды она краешком сердца ощутила, что Таня (имя изменено) как-то необычно тиха. Все вроде как всегда: и слушает, и сидит на уроке как обычно. В конце занятий Путилина поговорила с Таниной подружкой. «Так ее вчера отец отлупасил, – ответила та, пожав плечами, – он же вообще алкаш». В этот же день Путилина отправилась в милицию, а самой Тане рассказала про ту слепую бабушку, у которой она снимала комнату в студенчестве. И про то, что жизнь, какой бы она ни казалась, достойна того, чтобы мы любили ее. «Воспитатель сам должен быть тем, кем он хочет сделать своих воспитанников» – эти слова Василия Ключевского стали девизом профессиональной жизни математика Путилиной. Свою педагогическую задачу Юлия Николаевна видит в том, чтобы ученики, вооружившись знаниями, которые она щедро отдает на всех своих уроках, научились главному: выстраивать свою жизнь правильно. Чтобы были они привержены благородству и уважали труд. Чтобы научились управлять судьбой. Чтобы смотрели на реальность с разных ракурсов. Не боялись трудностей. Чтобы точно знали, что собственное счастье – это важно, но расставленные по жизни локти мешают другим. Чтобы так же, как она, умели, образно говоря, вставать в три часа ночи с одной лишь целью: приготовить свои ум и душу для людей. «Моя задача, – сказала на областном конкурсе «Учитель года-2013» победитель Юлия Путилина, – дать в руки детей инструменты, с помощью которых они будут успешными в жизни». Она повторила эти слова и на конкурсе в Москве.Катав-Ивановск, Челябинская область
Комментарии