Осенью традиционно на страницах «УГ» мы подводим итоги летней программы детского отдыха. За одиннадцать лет существования наш карельский лагерь «Большое Приключение» стал всесезонным и круглогодичным, но июнь, июль и август остаются самым напряженным временем для педагогов и инструкторов. И каждое лето преподносит новые сюрпризы и проблемы. О трудностях и ошибках, об уроках, на которых сами учимся, уже не в первый раз мы рассказываем на страницах газеты. Дмитрий ШПАРО, директор Клуба «Приключение»
Центром внимания и объектом анализа на итоговом совещании персонала «Большого Приключения» становится простая тетрадка с надписью на обложке «Журнал нештатных ситуаций». Туризм, путешествия и приключения для педагогов – это способ извлечь из воспитательного процесса максимальную пользу, но, как ни крути, в условиях повышенной опасности.«Вечером поступил звонок от инструктора В.Радионова заместителю директора по безопасности К.Вшивцеву с сообщением, что участник группы «Мастера путешествий» Михаил получил сильный ожог стопы ноги, вылив кипяток из котелка. На тот момент Михаил находился один на «своем» острове (по программе лагеря для групп «Мастера путешествий»), у него не было никаких медикаментов и мобильного телефона. Было выяснено, что Михаил сообщил о случившемся своему товарищу по команде, докричавшись до соседнего острова, а тот в свою очередь сообщил мимо проплывавшему инструктору Радионову, который и позвонил в базовый лагерь. Группа из К.Вшивцева и медика лагеря Т.Чинковой немедленно выехала на моторной лодке к месту происшествия, и спустя тридцать минут была оказана квалифицированная медпомощь пострадавшему».Даже если болезнь – это всего лишь экстравагантный способ обратить на себя внимание, запись о ней появится в журнале, чтобы инструкторы имели в виду, что может быть и так:«Во время многодневного похода, в его второй трети, одна девочка сказала, что у нее болит сердце. Созвонился с доктором. Она пообщалась с девочкой, в результате чего выяснилось, что девочка врет. Говоря про больное сердце, девочка увиливала от гребли и работ по лагерю. В итоге было принято решение не разоблачать девочку и уделять ей больше внимания. Поход закончился нормально. Жалоб особых от этой девочки не поступало».Межличностные конфликты были, есть и будут неиссякаемым источником проблемных ситуаций.«Утром сопровождающая начала будить двух мальчиков, которые не давали спать остальным ночью. После чего в ее адрес были высказаны нецензурные выражения. Я попросил мальчиков соблюдать уважение к старшему человеку, после чего услышал в свой адрес такие же слова. Я сидел за столом, пил чай и сказал им, чтобы они вышли из палатки и сказали мне все лично, а не прятались по палаткам и не бубнили себе это под нос. Минут через 5 один выскочил из палатки со злобным видом. Я встал перед ним, после чего еще раз услышал те же выражения. Отворачиваясь от него, получил удар в челюсть. Я успел увернуться от второго удара, мы с ним сцепились. После чего были растащены ребятами и инструктором из другой группы. Далее позвонил в лагерь заместителю директора по безопасности, дождался его приезда. Ребята (два брата) были увезены в базовый лагерь. Вся группа была довольна таким решением. Рекомендации: вовремя подмечать такие ситуации и не распускать ребят до такого поведения или изначально показать инструкторский твердый характер».Необходимость быть жестким четко осознают инструктора, выбравшие на первых порах неправильный стиль руководства:«Моя первая группа в лагере «Большое Приключение». После однодневного похода (в котором группа в дождь справилась с трудностями, устройством бивуака, приготовлением пищи, заготовкой дров) группа отказалась идти в поход. Это было мотивировано тем, что «нам не нравится», «мы не хотим», «это тупо», «нам говорили другое, а здесь палатки». Рекомендации: 1. Перед тем как отправлять детей в лагерь, дать им более четкие представления о том, что их ожидает – описательную информацию о лагере. 2. Для приютских детей инструктору выбирать более четкий, не мягкий, «прямой» стиль. Добрые просьбы за такой короткий срок детей не «построят». 3. Начинающим инструкторам не бояться, общаться с ними как с обычными, взрослыми людьми».Показатель хорошей работы инструктора лагеря – это не количество пройденных порогов высокой сложности, это группа ребят, вернувшаяся из похода довольной и повзрослевшей:«На конечной стоянке послал троих ребят за дровами – Сашу, Сергея и Никиту (самого проблемного). Минут через 15 прибегает в лагерь Саша и говорит: «Никита обиделся, психанул и пошел в Москву!» Ушел по дороге метров на 50. После разговора выяснилось, что Сергей случайно попал Никите камнем в ногу, ну тут Никита и сорвался. Принятые меры: во время разговора я осмотрел ногу. Вернулись в лагерь, я всех собрал и провел беседу о взаимоотношениях в группе и о поведении при заготовке дров. Ребята пообещали мне, что такого больше не повторится».Это пример грамотного выхода из непростой ситуации, причем инструктору удалось предотвратить тяжелые последствия – побег не состоялся.«Группа детей ехала на поезде в лагерь. К моменту ЧП все дети уже лежали на своих местах. Двое мальчиков – Алексей и Андрей – еще переговаривались друг с другом. Вдруг с соседнего места встал незнакомый мужчина, не говоря ничего, грубо отодвинул меня рукой, схватил за бок Алексея, затем сильно ущипнул его за правую щеку и нанес два удара кулаком по лицу, при этом грубо выражаясь. Вследствие нанесенных ударов у Алексея сильно пошла кровь из носа, опух нос и появился небольшой синяк под правым глазом. Алексею была оказана первая медицинская помощь: ватные тампоны в нос и холодное полотенце на место ушиба. Я обратилась к проводникам, затем к начальнику поезда. Начальником поезда была вызвана охрана. Охранники поговорили с мужчиной, и он лег спать. Кровотечение у Алексея довольно быстро прекратилось. Утром я отзвонилась в Клуб «Приключение» и далее действовала в соответствии с полученными указаниями. Была вызвана ППС, которая ехала с нами в вагоне до станции Кондопога. Мною было подписано заявление в двух экземплярах – объяснительная – кроме того, объяснительные писали соседние пассажиры и дети (в моем присутствии). Сотрудниками ППС был составлен протокол происшедшего, начальником поезда был составлен акт. На станции Сегежа группу встретил директор лагеря, который сходил с Алексеем в травмпункт. Выводы: нельзя разрешать детям переговариваться в ночное время. Думаю, что именно разговор детей спровоцировал мужчину. Рекомендации: по возможности обеспечивать группу достаточной охраной в пути».Но даже нештатная ситуация не повод терять чувство юмора, а шутки инструкторов скорее признак, что им удается держать себя в руках:«Группа слабослышащих детей согласно расписанию прибыла на занятие на велодроме. После проведения инструктажа и проводки по маршруту компетентными и специально обученными людьми группа приступила к занятию. Проехав примерно тридцать метров, одна из девочек (очень крупной комплекции) не справилась с управлением своего транспортного средства и на одном из поворотов вылетела за пределы трассы. В результате подвернула правую ногу. После тщательного осмотра ногу девочки поместили в холод и затянули в эластичный бинт. На следующий день она благополучно вышла в многодневный поход верхом на вещах. Рекомендации: обратить внимание правительства на отсутствие детских спортивных площадок во дворах, усилить пропаганду спорта».Но если отвлечься от шуток, то общий смысл большинства записей в журнале нештатных ситуаций можно свести к словам: «Инструктор! Будь бдителен!». Потому что предотвратить любое ЧП или смягчить его последствия должен в первую очередь именно он – инструктор лагеря «Большое Приключение».P.S. Лагерь «Большое Приключение» существует при поддержке «Нестле Россия», «Нестле Пурина ПетКер», ЗАО «Каргилл АО», «Макдоналдс», группы компаний «Аэрофьюэлз Групп», компании «ОВА», ГУП «Столичные аптеки», ООО «Санта-Мария».
Комментарии