В прошлом году произошло три крупных теракта: в Казани, Перми и Серпухове. У многих учеников, педагогов, родителей по сей день возникают острые вопросы. Как это предотвратить? Почему так происходит? Что можно сделать, столкнувшись с непосредственной угрозой?
Ответы на эти вопросы дает Ксения Воробьева, клинический психолог, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности Института психологии им. Л. С. Выготского РГГУ.
– Ксения Андреевна, поговорим о крупных терактах 2021. В первом случае стрелявшим был выпускник школы, во втором – студент вуза, в котором произошел инцидент, в третьем – ученик. Какие основные психологические причины ненависти к школам и вузам у подростков, в которых они учатся или учились, можно выявить?
– Сегодня школа, к сожалению, утрачивает свои воспитательные функции. Она полностью передала их семье. Большинство учителей сосредоточено на том, чтобы учеников подготовить к ЕГЭ и ГИА. Соответственно, практически не остается времени, чтобы решить другие задачи: выстроить коммуникацию между учениками, провести внеурочную работу, классные часы. Педагог практически не воздействует на формирование личности подростка. Педагог ориентирован на передачу знаний.
Есть еще одна важная проблема, о которой я не могу не сказать – нехватка специалистов. На одного психолога, в среднем, приходится 1400 ребят. Причем, это количество детей нужно умножить на количество родителей, которые их воспитывают. Сегодня педагоги-психологи работают по запросу и обслуживают сразу несколько школ.
Еще одна проблема: специфика подготовки психологов. От специалиста сегодня требуются не только знания общей, возрастной, социальной психологии, но и знания в области клинической психологии. Сейчас много детей с особенностями развития, такими, как гиперактивность или легкие органические изменения, которые требуют особого внимания и от психолога, и от родителей, и от педагогов. Дети с особенностями развития часто становятся объектами жестокости сверстников.
Существует и проблема стигматизации — навешивания ярлыков. Стоит ребенку оступиться однажды – ему сразу приписывают негативные качества, руководствуясь ошибочными оценочными суждениями.
Нельзя не упомянуть также о буллинге и кибербуллинге в молодежной среде. Жертвой травли может стать абсолютно каждый, в частности, дети, у которых есть какие-то особенности. Последствия буллинга и кибербуллинга могут быть очень серьезными: депрессия, чувство бессилия, недоверие к окружающим, высокая тревожность, ощущение несправедливости.
На мой взгляд, нужно принять во внимание, что, по последним исследованиям, каждый четвертый ребенок подвергается травле. Кроме того, я считаю, что особое внимание стоит обратить на пассивные роли: тех, кто не занимает ни позицию жертвы, ни позицию инициатора. В будущем они легко могут встать на любую сторону.
Если говорить о тех случаях, которые произошли в Казани, Перми и Серпухове, конечно, мы не назовем со стопроцентной уверенностью причины, спровоцировавшие детей на стрельбу. Но все же есть общие черты. Во-первых, проблемные семьи. Все трое пережили развод родителей, а он всегда является травмирующим событием для любого ребенка. Во-вторых, стоит обратить внимание на то, что у всех троих были проблемы со здоровьем. У мальчика из Казани были диагностированы эпилепсия и органические поражения головного мозга. Парня из Перми не взяли в армию по состоянию здоровья. У ребенка из Серпухова выявлены проблемы с щитовидной железой, а это – гормональные изменения, приводящие к раздражительности, скачкам настроения, негативизму. Более того, во всех трех случаях были особенности взаимоотношений со сверстниками. В первом случае – травля. Второй мальчик был замкнутым. Он не общался со ровесниками, не участвовал в общественной жизни. Третий, по словам его одноклассников, был добрым, но друзей особо не имел и негативно отзывался о некоторых учителях. К тому же, несмотря на особенности развития и здоровья, всем юношам выдали оружие. Как такое оказалось возможным – тоже большой вопрос.
– Что могут сделать преподаватели и родители, чтобы избежать подобных случаев?
– Большую часть времени ребенок проводит дома. Хотя хочу отметить, что институт семьи утрачивает свои позиции. На его место встают интернет и соцсети. По данным исследований Галины Солдатовой, заместителя заведующего кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, в среднем, 11-летний подросток проводит до 10 часов в виртуальном пространстве. Эту ситуацию ухудшила пандемия, так как люди стали еще больше времени проводить за гаджетами. На кафедре психологии личности Института психологии им. Л. С. Выготского РГГУ очень активно проводятся исследования самопрезентации, специфики коммуникации, виртуальной девиантной активности в социальных сетях в подростковом возрасте. Интернет-пространство стало еще одной платформой для реализации различных видов девиантного поведения.
Более того, самоизоляция обострила проблему «отцов и детей». Многие родители говорят, что им пришлось заново знакомиться со своими детьми. Все настолько были заняты материальным обеспечением семьи, проблемами со здоровьем, что мало общались с ними. В первую очередь, чтобы ребенок не хотел никому навредить, важно быть в доверительном контакте с ним, интересоваться его жизнью. Налаживать доверительные отношения стоит с самого детства.
Администрация образовательных учреждений и педагоги школы не должны нивелировать проблемы, связанные с проявлениями агрессии в детских коллективах, пренебрегать превентивной работой и освоением новых технологий предупреждения агрессивного и противоправного поведения несовершеннолетних.
– А если ребенок замкнут и не хочет говорить?
– Налаживать доверительные отношения с ребенком нужно не тогда, когда он вступил в кризис подросткового возраста, а с самого детства. Следует ввести традицию в семье: каждый день разговаривать с дочерью или сыном минимум 15 минут. Только с ним – и не отвлекаться на гаджеты. Часто бывает, что мама или папа говорят сыну или дочери: «Не сиди в телефоне», а сами продолжают это делать.
Важно постараться выстроить баланс между запретами и разрешениями. Будут вещи, которые родитель может не одобрять, но готов разрешить, например, носить рваные джинсы, ночевать у друзей.
Уважайте личное пространство подростка. В подростковом возрасте возникает потребность в одиночестве. Ребенок имеет право побыть один. Проявлением элементарного уважения со стороны родителя является стук в дверь. Ребенок обязательно оценит деликатное отношение к его личному пространству.
Контакт с ребенком предполагает не только физическое, но и эмоциональное участие родителей. Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является интимно-личностное общение. Если подросток влюбляется, да еще и безответно, ему так же больно, как и взрослому. Подросток очень нуждается в поддержке, у него еще нет опыта переживания расставания. Поддержка родителей была бы очень ценной для подростка в этот непростой для него момент.
Критика поступка подростка должна быть конструктивной и проходить в форме обсуждения последствий этого поступка.
Так же стоит почаще проводить время вместе – за лепкой пельменей, за ужином, чтением и обсуждением книги. К сожалению, сейчас это редкое явление – заводить семейные традиции для уменьшения разрыва между поколениями.
Нужно определить особые правила для семьи, которым все ее члены будут подчиняться. Это важно для формирования личности подростка: это дисциплинирует, выстраивает доверие внутри семьи, структурирует общение.
Еще один значимый элемент – планирование свободного времени ребенка. Большие города предлагают для этого огромные возможности. Если родители не знают, что любит их ребенок, то можно пригласить в гости друзей сына или дочери, чтобы понять, чем они интересуются и, соответственно, чем увлекается их собственное чадо. В определении склонностей и интересов подростка может помочь школьный психолог.
– Чем могут помочь учителя?
– Во-первых, педагогам в работе с подростками важно учитывать возрастные особенности этого сложного возраста, такие как негативизм, обидчивость, стремление к самоуважению и др. Недоверие оскорбляет подростка.
Во-вторых, важно поощрять подростка за любую инициативу в потребности в знаниях. Создавать ситуацию успеха.
В-третьих, обсуждать последствия проблемного поведения и учить преодолевать трудности.
В-четвертых, педагоги должны работать в тандеме с психологом, который обязан своевременно определять детей, склонных к асоциальному поведению. Психолог должен выходить в класс, проводить тренинги, давать обратную связь, рекомендации о взаимодействии с теми или иными ребятами, составлять их психологический портрет. В идеале работа должна быть систематической, коллективной и комплексной, нельзя возлагаться на одного-единственного специалиста.
– Чем может быть вызвана детская агрессия на ранних стадиях?
– Традиционно в роли катализаторов выступают три категории факторов. Первая – биологические. К ним относят: наследственность, органические поражения головного мозга, незрелость нейронных сетей, последствия черепно-мозговых травм. Социальные факторы: особенности детско-родительских отношений, неполная структура семьи, отсутствие доброжелательной атмосферы, враждебность, чрезмерная критика со стороны родителей. Третья категория – психологические.
Мы с вами не можем не выделить влияние средств массовой информации и интернета, которые демонстрируют определенные ценности. Эти паттерны принимаются неокрепшим детским сознанием как примеры для подражания. Отягчающими факторами могут выступать развод родителей или публичная неудача. Все в совокупности способно спровоцировать девиантное поведение.
Любая информация должна быть своевременно поданной. Я считаю важным отметить то, что обычно предрасположенностями детей к асоциальному поведению начинают заниматься где-то в девятом или десятом классе, а это поздно. Особенно учитывая то, что агрессия может проявляться еще в дошкольном возрасте.
Конечно, нужно учитывать возрастные и культурные особенности, потому что эта проблема деликатная и травмирующая, она требует тщательной подготовки. Важно объяснять ребенку еще в дошкольном возрасте, что такое хорошо и что такое плохо, говорить с ним о здоровье. Еще с начальной школы приглашать специалистов, чтобы они проводили тренинги, рассказывающие, как противостоять давлению окружающих, как выстроить конструктивную коммуникацию с другими людьми и правильно выходить из конфликтной ситуации.
– Вы неоднократно упоминали, что дети слишком много времени проводят в гаджетах и в интернете. Как грамотно выстроить взаимоотношения детей с интернетом?
– Интернет вызывает много споров. Безусловно, польза от него есть. Он помогает найти любую информацию очень быстро, способствует обучению. Однако нельзя не сказать и про его негативные стороны. Например, разные юноши и девушки вступают в группы, участники которых доводят себя до анорексии: там предусмотрена гонка, кто быстрее похудеет. Соревновательный момент отягощает последствия для здоровья молодых людей.
Та же самая проблема с компьютерными играми, где нормальна агрессия, обесценена человеческая жизнь. У большинства представителей подросткового возраста наблюдаются признаки проблемного использования интернета (когнитивная поглощенность, компульсивное использование, потеря интереса к реальной жизни, синдром отмены и др.)
Нужно формировать правильное отношение ребенка к средствам массовой информации. Родители должны уметь контролировать, сколько времени ребенок проводит в интернете, какой контент он потребляет. Сейчас технологии это позволяют.
Два мира – виртуальный и реальный – порой существуют параллельно. Родители должны понимать, как ребенок себя ведет в том и другом мире, потому что поведение в них может сильно отличаться. Причем делать это надо с детства: контроль над подростками может спровоцировать резко негативную реакцию. Нужно разговаривать с ребенком, интересоваться тем, чем он занят. Родители могут вместе с дочерью или сыном посмотреть какой-либо фильм, а потом обсудить его в кругу семьи.
Не нужно выстраивать формальный диалог: «Ты сегодня обедала?» – «Да». – «Сегодня был в школе?» – «Да». Родители, вроде бы, и поговорили с ребенком, но не факт, что он сказал правду. Важно пристраивать досуговую деятельность своего ребенка с детства, занимать чем-то позитивным и развивающим.
– Как должна быть устроена психологическая поддержка обучающихся, чтобы теракты не повторялись?
– На мой взгляд, в этом, прежде всего, должна быть заинтересована администрация образовательного учреждения. Всем важна успешная сдача экзаменов. В лучшем случае психолог проводит какие-то тренинги о том, как снизить тревожность перед ЕГЭ или ГИА. Вся психологическая работа вертится вокруг образовательных проблем. Однако не менее важно, чтобы в школе был человек, отвечающий за работу с группой риска – подростками, склонными к асоциальному поведению. По опыту могу сказать, что таких детей немного, но они требуют особого внимания. Соответственно, этот человек и призван доводить до сведения администрации информацию о проблемных детях.
Должна быть определенная группа лиц в образовательных учреждениях, которые отвечали бы за решение поставленных задач, связанных с профилактикой девиантного поведения детей и подростков. Это могут быть педагоги-психологи, у которых есть план работы с «трудными» детьми: диагностика, консультирование родителей, профилактическая работа с педагогическим составом, привлечение других специалистов из профильных учреждений. В первую очередь, следует увеличить количество сотрудников, которые могли бы взаимодействовать с этой категорией обучающихся.
В идеале, специалисты должны быть клиническими психологами.
Превентивные мероприятия и просветительскую деятельность по вопросам профилактики проблемного поведения и асоциальной направленности личности необходимо начинать в начальных классах. Есть такое важное понятие – «преемственность», когда учителя ходят в детские сады, чтобы познакомиться с детьми, которых предстоит обучать. Хорошо было бы, если бы в этот момент присутствовал и психолог, чтобы и он знал, кто будет принят в стенах школы.
Очень важно также своевременно выявлять агрессию у детей и проводить с ними профилактику. Особенно бы хотелось выделить работу с родителями. Не стоит лишний раз ругать ребенка, нужно уметь разрабатывать грамотные рекомендации, а для начала – можно попросить родителя поменяться с ребенком местами на время. Диалог в этот ролевой игре может помочь выстроить именно специалист.
Еще один момент – формирование позитивных перспектив. Родители и ребенок должны понимать, что у них впереди – ряд возможностей, которыми они смогут воспользоваться. Например, определиться с профессиональной направленностью подростка, определить его способности и склонности, помочь выстроить индивидуальный образовательный маршрут.
Также я считаю важной организацию в школе альтернативной психологической помощи: ребенок должен иметь право выбирать специалиста, с которым хотел бы поработать.
В каждом учебном заведении должен висеть стенд с информацией о том, куда ученик и его родители могут позвонить или обратиться, чтобы получить квалифицированную психологическую поддержку. Подростки не всегда хотят взаимодействовать со школьным психологом из страха, что его осудят, обо всех проблемах узнают родители, учителя, одноклассники, поэтому альтернативу психологической помощи предоставлять обязательно.
Комментарии