Еще 10 лет назад мало кто из нас знал, что такое мобильное приложение и что такое быть постоянно онлайн – сегодня мобильный доступ есть почти в любой точке мира. А что если заглянуть на 10 лет вперед – какой должна стать школа нового поколения, сохранятся ли уроки и оценки в этой школе, что произойдет с учителем?
Предлагаю начать с главного: определиться с задачей школы. И сейчас, и в будущем ответом будет – воспитать успешного выпускника. При этом сегодня задача школы трансформируется из «дать ученику готовые знания» в «научить ребенка самостоятельно учиться, приучить к работе в коллективе, помочь социализироваться и быть готовым к решению проектных задач».Но что делать в случае, когда жизненный цикл технологий сжимается до нескольких лет и к моменту окончания школы технологии, знания о которых были получены учеником, уже устарели? Единственное решение – создание школы как института опережающего развития, места, где ученик получает не знания о мире, а умения и навыки жить и развиваться в этом мире. Важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь.Именно такие акценты мы ставим в нашей школе. С первого класса мы вовлекаем школьников в исследовательскую и проектную деятельность, предлагаем творческие задания, которые помогают ребятам выражать собственные мысли, формулировать и осознавать свои интересы и возможности, помогать себе и друг другу. В работе над личными или коллективными проектами учитель выполняет функцию эксперта-консультанта, модератора. Благодаря этому подходу образование получается личностно ориентированным, а основной образовательной задачей становится умение качественно работать с информационными потоками, эффективно применять полученные знания в самостоятельной деятельности, как в школе, так и за ее пределами. В этом учителю помогают, например, ролевые деятельностные игры, дискуссии, квесты и другие интерактивные формы работы с детьми. Школьникам такие форматы позволяют вжиться в ту или иную ситуацию.Изменяя подходы и делая акцент на проектной деятельности в образовании, мы заново переосмысливаем роль, которая отводится формальной оценке в школе. Все чаще мы задаемся вопросом апробации безотметочного обучения детей. Также идут дискуссии относительно трансформации существующего формата урока. Уже сейчас урок вышел за рамки одной аудитории, класса. Школа активно использует социокультурные ресурсы города, а в ближайшей перспективе благодаря таким ключевым региональным и федеральным проектам, как «Московская электронная школа» и «Российская электронная школа», широкое распространение получит практика электронного образования, которая, на мой взгляд, и станет основой нового процесса обучения.Уже очевидно, что взрывное развитие информационных технологий постепенно приведет к смещению акцентов с очного обучения на онлайн-формат взаимодействия, дистанционное образование способно значительно расширить возможности для получения новых знаний.Осознавая эту данность и развитие цифровых технологий, учителя уже сейчас осваивают «цифровую» педагогику, а их прежняя роль источника знаний постепенно преобразуется в роль регулятора образовательного процесса. Сам урок в результате трансформируется из моно- в полиединицу учебного времени, наполненную интегративным содержанием разных образовательных областей.По моему мнению, урок в ближайшее время будет представлять собой метапредметное занятие, обеспечивающее комплексный подход в изучении школьной программы и формирующее у ученика целостное восприятие картины окружающего мира.Рассуждая об образовании будущего, нельзя забывать и о самой образовательной среде. Какой она станет? Какими характеристиками она должна обладать в будущем?Понятно, что школа должна соответствовать запросам современного мира, ученика и тем процессам, которые происходят в социуме. Поэтому вполне очевидно, что инфраструктура не может ограничиваться только учебниками, партами, стульями и учебной доской. Учебные пространства должны легко трансформироваться под текущую образовательную задачу, обладать высокотехнологичным учебным оборудованием. Образовательное пространство нужно насытить интерактивными элементами, оно должно позволять ученикам взаимодействовать вне зависимости от их территориального местоположения и физических особенностей. Другими словами, школа должна стать многофункциональным и высокотехнологичным пространством, объединяющим ресурсы всех зданий школы, города, страны, мира для всестороннего развития своего ученика.Школа и ее образовательное пространство меняются, ученик и учитель тоже, урок также трансформируется. Что же останется от текущего образования?Неизменным ключевым звеном образовательных отношений, как и сейчас, останутся его основные участники: учитель – ученик – родитель. Но взаимодействие родителей и школы тоже поднимется на новый уровень, делая участие родителей в жизни школы более значимым, и, возможно, именно родитель выступит в роли «соавтора» в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, определяющих парадигму развития детей.Интересно? Очень!Вы спросите, когда же это произойдет, когда школа начнет эти изменения? Ответ, возможно, удивит стороннего наблюдателя: современные московские школы уже давно идут по этому пути!Многое из того, что необходимо для подобных изменений, у нас уже есть. Актуальные федеральные государственные образовательные стандарты, инновационные технологии, а также глубокая информатизация образовательного процесса (проект «Московская электронная школа»), разнообразные социокультурные ресурсы, которые предоставляет школьникам наш город, профессиональный стандарт педагога, определяющий уровень его профессиональных компетенций. Наконец, достаточная самостоятельность школы, позволяющая ей выстраивать свою траекторию развития, проводить те изменения, которые коллектив школы считает необходимыми для создания школы будущего.Резюмируя свои рассуждения об образовании будущего, хотелось бы добавить: время стремительно движется вперед. Меняются запросы, это приводит к изменению условий образования и заставляет меняться нас. И именно от нашего отношения и от нашей активности зависит, каким в итоге станет образование будущего.Роман ЕРШОВ, директор школы №1794ДосьеРоман Ершов около 10 лет работал в области ИТ-технологий в крупных российских ИТ-компаниях, с 2014 года в ТемоЦентре руководил формированием, реализацией и развитием информационных отраслевых и общегородских систем и ресурсов в части, касающейся Департамента образования города Москвы. С 2017 году назначен директором школы с углубленным изучением отдельных предметов №1794.
Комментарии