Совпадения в жизни играют значительную роль: так получилось, что в МГУ у профессора Георгия Челпанова был студент по фамилии Щукин, а его папа, тоже Щукин, был богатейшим русским промышленником. Челпанов мечтал создать Психологический институт, студент – помочь профессору, меценат – увековечить память любимой жены, скоропостижно скончавшейся от неведомой болезни.
Богатыми Щукины были не всегда. Дед пришел пешком из Боровска, отец стал купцом первой гильдии, разбогател, купил большой дом, снимал ложу в Большом театре. Жизнь его сыновей сложилась по-разному. Один из братьев, Николай, собирал старинное серебро, другой, Петр, – фарфор, древние книги, эмали, жемчужное шитье, построил в Москве музей, который отдал в казну и за то был произведен в генералы, третий, Иван, жил в Париже и увлекался искусством: читал лекции в Русской высшей школе общественных наук, собирал картины старых мастеров – его коллекция Гойи и Веласкеса была самой большой в Париже.Только один из братьев, Сергей, занимался коммерцией и составил неплохое состояние, позволившее ему удовлетворять свои собственные интересы. Сергей Щукин получил начальное домашнее образование, затем среднее образование в Саксонии, окончил Высшую коммерческую школу в г. Гера (Бавария). С 1878 г. Щукин участвовал в делах семейного предприятия – торгового дома «И.В. Щукин с сыновьями» (одной из крупнейших в России оптовых мануфактурных фирм), с 1890 г. возглавив его, состоял также членом правления товарищества «Эмиль Циндель», членом совета Московского учетного банка, председателем совета Московского купеческого общества взаимного кредита, членом правления страхового общества «Якорь», был избран членом правления Московской купеческой управы, товарищем старшины московского купечества. В Москве Сергея Щукина звали министром коммерции за необыкновенное чутье: например, в 1905 году, пока все пугались революции, Сергей Иванович скупил всю московскую мануфактуру и нажил миллион рублей – большущие деньги по тем временам. И в революцию он не обеднел: держал свои деньги в западных банках и тем самым обеспечил безбедную жизнь в эмиграции и себе, и своей семье на много лет вперед. С 1895 года Сергей Щукин стал собирать коллекцию картин, купив несколько пейзажей норвежского художника Ф.Таулова. Предприниматель увлекся новой западной живописью, среди первых приобретений Щукина были картины Дж.Уистлера, Пюви де Шаванна, П.Синьяка, П.Сезанна. В 1896 году его родственник Ф.Боткин, постоянно живший во Франции, познакомил Щукина с творчеством импрессионистов, и в 1897 году он приобрел первую в России картину К.Моне «Сирень», затем еще 12 полотен этого мастера, в том числе «Полдень», «Вечер», «Стога», «Чайки» и знаменитый «Завтрак на траве», 16 картин П.Гогена («Автопортрет», «Сбор плодов», «Женщины на берегу моря» и другие). В 1905 году Щукин на Парижской выставке впервые познакомился с работами А.Матисса, в 1906 г. побывал в его мастерской. В 1909-1910 гг. художник по заказу Щукина выполнил два декоративных панно для лестницы московского особняка Щукина – «Танец» и «Музыка», а в 911 г. Матисс по приглашению Щукина гостил у него в Москве. За неполные 20 лет, до начала Первой мировой войны, Щукин создал не очень большое, но замечательное собрание современного европейского искусства. В него входили полотна импрессионистов и их преемников, кубистов и фовистов (Огюста Ренуара, Клода Моне, Поля Сезанна, Анри Матисса, Пабло Пикассо и еще ряда выдающихся живописцев). К 1914 г. в коллекции Щукина насчитывалось 37 картин Матисса, не считая панно «Танец» и «Музыка». Сергей Иванович совершил поездку в Египет, откуда привез купленные в Каирском музее произведения африканской скульптуры, которые также вошли в состав его коллекции. В 1908 г. во время очередного пребывания Щукина в Париже Матисс познакомил его с молодым П.Пикассо; Щукин приобрел две его картины. В 1908-1914 гг. Пикассо существовал главным образом на средства Щукина, который приобрел свыше 50 его работ. Вместе с произведениями Матисса они составили главную ценность коллекции. Пикассо и Матисс жили на его деньги – если бы он не покупал их работы, они, быть может, и не дождались бы своего признания. Щукин познакомил москвичей также с картинами А.Руссо (76 в собрании Щукина). К 1908 году в собрании Щукина насчитывалось 80 картин. С 1909 года каждое воскресенье особняк в Большом Знаменском переулке был открыт для посетителей: Щукин сам знакомил их с произведениями нового западного искусства. В 1912 году к ним добавились полотна импрессионистов из собрания брата – Петра Щукина, к 1914 году в коллекции находилось 256 произведений, в том числе М. де Вламинка, Гогена, В. ван Гога, Э.Дега, А.Дерена, А.Марке, К.Писарро, П.Сезанна, О.Родена, А.Руссо, П.Синьяка, А.Сислея, А. де Тулуз-Лотрека. Нынче собрание «нового западного искусства» Сергея Щукина украшает Эрмитаж и Пушкинский музей, а 90 лет назад изумляло всю Россию. На изучении коллекции Щукина, открытой для посещений, выросли русские авангардисты, повлиявшие на судьбы мирового искусства ХХ века. Жена Сергея Ивановича Лидия Григорьевна была первой красавицей в Москве, происходила из старинной дворянской семьи, была женщиной образованной (в 1903 году издана книга, написанная ею, – «Спартанцы. Сцены из древнегреческой жизни»). Щукин любил свою жену, поэтому потеря Лидии Григорьевны была для него особенно горькой. Именно в этот период сын знакомит отца с Георгием Челпановым, у Щукина возникает желание почтить память жены пожертвованием денег на устройство совершенно нового для России научного учреждения – Психологического института. В 1910 году Сергей Щукин отдал двести тысяч рублей на строительство Психологического института, видимо, решив, что лучше помочь науке, чем жертвовать на храм. Интерес и, как говорил сам Щукин, сочувствие к философским и психологическим наукам были обусловлены не только широтой его натуры и любознательностью, но и распространенным в начале века среди интеллигенции всеобщим увлечением философией. В 1918 году Сергей Щукин уехал в эмиграцию и скончался в 1936 году в Париже.
Комментарии