2 июня состоялась коллегия Министерства образования и науки РФ, посвященная инспекционной деятельности в отрасли. По словам министра Андрея Фурсенко, особую актуальность этому вопросу придает обеспокоенность многих абитуриентов и их родителей качеством образовательных услуг, предлагаемых вузами. Основными докладчиками выступили заместители руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Павел Кондрашов и Елена Геворкян.
Павел Кондрашов привел статистику инспекций в сфере соблюдения законодательства за 2004/2005 год. Тридцатью пятью комплексными проверками в 7 субъектах Федерации охвачено 27 региональных и муниципальных органов управления образованием и 64 образовательных учреждения различных типов. Типичные нарушения – ликвидация или реорганизация образовательных учреждений без экспертизы их социальных последствий для детей, пренебрежение нормами материального обеспечения сирот, слабая работа по выявлению детей, не закончивших школу, и по возвращению их за парты, несоблюдение порядка лицензирования, аттестации и госаккредитации. В образовательных учреждениях неправильно оформляются уставы, нарушаются правила приема, обучения и отчисления детей, делопроизводство и отчетность страдают во всех проинспектированных регионах.
Елена Геворкян уделила основное внимание инспектированию качества образования. За 2004/2005 учебный год была дана комплексная оценка деятельности 1100 образовательных учреждений и филиалов. Внеочередные проверки проведены в Ставропольском крае, Самарской и Тюменской областях, где проинспектированы 125 вузов и филиалов. Причем только 27 из них (21,6%) полностью выполняют лицензионные требования и обеспечивают должное качество образования. Внеочередные проверки Рособрнадзора в следующем году станут регулярными, а для предотвращения создания некачественных филиалов служба будет взаимодействовать с учредителями вузов.
Между тем основным вопросом, поднятым на коллегии, стала эффективность Рособрнадзора. Члены коллегии отказались признать изъяны нормативно-правовой базы работы инспекционных органов достаточным основанием низкой эффективности службы. На то, чтобы приступить к коррекции законодательства, у службы был год, а создание методических рекомендаций не требует длительных согласительных процедур с Минюстом. По словам Андрея Фурсенко, основная задача инспекционной службы – выявить недостатки и соответственно участвовать в формулировании требований и критериев качества образования. Однако, считает министр, пока Рособрнадзор не решает этой задачи.
Андрей Фурсенко потребовал представить четкие сроки выстраивания законодательного пространства и принципов работы Рособрнадзора. Помимо чисто формальных критериев, заявил министр, необходимо ввести и учитывать более содержательные требования, которым должны отвечать образовательные учреждения. «Мы должны знать, где и почему 140 тысяч образовательных учреждений страны не соответствуют сформулированным критериям качества», – заключил Андрей Фурсенко.
По материалам пресс-службы Министерства образования и науки РФ
Комментарии