search
main
0

Инспектора вызывали? Без знания экономики и права – не обойтись

Чтобы узнать, как сегодня проходят повышение квалификации и переподготовка директоров школ, руководителей учреждений СПО и НПО, какие курсы и программы действуют в этом направлении, мы обратились к заведующему кафедрой управления образования АПКиППРО Николаю РЕШЕТНИКОВУ.

– Традиционно в системе образования на руководящие должности назначались в основном педагоги (учителя-предметники), проявившие способности и склонности к административной работе. Но с середины 90-х российские вузы приступили к подготовке студентов по новой специальности – «менеджер образования».

Для защиты на складывающемся рынке труда действующих в образовании руководителей, не имеющих такой квалификации, была разработана и утверждена программа их переподготовки (примерно на 500 аудиторных часов). Успешное обучение по этой программе позволяет человеку получить вторую, уже управленческую, специальность. Программа предусматривает обязательную защиту диплома или сдачу государственного экзамена.

Программу могут использовать образовательные учреждения, имеющие соответствующую лицензию, вузы, ИПК. С 1998 года Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки помогает территориальным ИПК на их базе работать по этой программе. Уже накопленный опыт позволяет нам в настоящее время готовить новую редакцию этой программы, учитывающую произошедшие с тех пор в нашей стране законодательные и социально-экономические изменения.

Помимо этого кафедры академии и ИПК ведут специальные курсы для директоров школ и руководителей ДОУ по различным актуальным вопросам. Достаточно упомянуть проблемы организации профильного и предпрофильного обучения, единого экзамена, усиления общественного сектора управления образованием.

Например, каждый год и в обязательном порядке наша кафедра организует специальные курсы для руководителей образовательных учреждений – директоров школ и заведующих ДОУ. Основные усилия на этих курсах мы направляем на улучшение правовой компетентности руководителей. Законодательство меняется быстро, и им нужна квалифицированная помощь, которую не всегда можно получить у себя на территории (к сожалению, хороших юристов в сфере образования работает катастрофически мало).

Помимо знания законов и нормативной базы современные директора должны хорошо разбираться и в финансовых вопросах. Без должной подготовки по ним бессмысленно говорить о переходе образовательных учреждений на финансовую и хозяйственную самостоятельность. Замечу в этой связи, что переход к финансовой самостоятельности требует не только подготовки директора, но и его помощников – заместителей.

В этом отношении очень интересен опыт Южного административного округа Москвы. В этом округе переход на финансовую самостоятельность – дело добровольное, но с обязательным повышением квалификации директоров, их заместителей по экономике и административно-хозяйственной части. Учитывая этот опыт, в Москве на уровне правительства поставлен вопрос о плановом переводе на финансовую самостоятельность всех образовательных учреждений города. Это значит, что повышение квалификации по финансовым вопросам директоров и их заместителей приобретет в столице массовый характер. При этом в Москве отчетливо понимают реальные проблемы такого перевода.

– Существуют ли специальные курсы для руководителей учреждений СПО и НПО?

– Общие обзорные курсы сегодня не очень востребованы. Руководители предпочитают подробное рассмотрение той или иной конкретной проблемы. Например, я уже отмечал проблемы финансовой самостоятельности или вопросы права. Рассмотрение этих вопросов, хорошие консультации по ним одинаково полезны для руководителей разных типов и видов образовательных учреждений.

Каждый год летом академия публикует и направляет в территории план-график курсов, организуемых ее кафедрами на очередной календарный год. Также и ИПК страны направляет в свои учреждения собственные планы на год.

Помимо повышения квалификации руководителей школ не менее, а даже более острый вопрос – повышение квалификации специалистов и руководителей органов управления образованием. Учитывая произошедшие изменения в распределении компетенций по уровням управления, он становится принципиальным.

С федеральными структурами управления образованием – Рособразованием и Рособрнадзором мы согласовываем программу по повышению квалификации тех специалистов, которым поручено осуществлять инспекторскую деятельность. В ноябре и декабре проведем первые курсы для этой категории специалистов органов управления субъектов РФ.

Более того, на перспективу поставлена задача организовать дело так, чтобы к этой деятельности допускались только грамотные, прошедшие специальную подготовку специалисты. Пока же, к сожалению, с контролем в образовании дело обстоит плохо, очень много неразберихи и вкусовщины.

– Существуют ли какие-нибудь новые учебные пособия для руководителей?

– Да. И очень много. Если говорить о нашей тематике, то у нас на кафедре Анатолий Кац разработал пособие «Новое в Законе РФ «Об образовании». Эти комментарии сегодня чрезвычайно востребованы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте