Как управлять внутришкольной оценкой
Сегодня очень много говорят о внутришкольной оценке, но не всегда задаются вопросом: а что она значит для современной школы? Для школы, которой нужно быть в курсе международных сопоставительных исследований, но не забывать про ГИА; быть открытой к независимой оценке, но продолжать культивировать собственные уникальные направления оценочной деятельности; добиваться объективности результатов оценки каждого ученика, но не иметь при этом ни внятных критериев объективности, ни однозначных механизмов ее достижения.
При очевидном развитии единой общероссийской системы оценки качества образования (ЕСОКО) и росте процедур внешней оценки внутришкольная оценка если и развивается сегодня, то, как правило, не из собственных запросов и аутентичных стратегий, а за счет тех самых внешних процедур, ориентация на которые и сподвигает школы проводить изменение внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО).
К примеру, все знают (открытая информация на сайте ФИОКО), что в 2017-2018 учебном году количество человеко-работ в рамках ВПР составило более полутора миллионов единиц (16140527 единиц). Но спроси сегодняшнего заместителя директора, сколько внутренних оценочных процедур за этот же период было проведено в его конкретной школе, навряд ли мы получим быстрый и точный ответ.
А если заглянем на школьные сайты? Увидим ли мы на них отражение системных подходов к внутришкольной оценке? В лучшем случае мы найдем Положение о ВСОКО, и хорошо, если оно не будет противоречить целевому разделу основной образовательной программы. В худшем – при отсутствии такого положения найдем другие, явно не актуальные локальные акты, не дающие представления о том, как же все-таки школа использует оценочные процедуры для развития и управления качеством образования.
Взять, допустим, такой предмет управленческого моделирования ВСОКО, как индивидуальный учет образовательных достижений обучающихся и систему их поощрений. Разве не управленец в рамках ВСОКО решает, что именно должно подлежать такому учету и какими будут соответствующие процедуры оценки в рамках внутришкольного контроля? Но почему тогда на сайтах школ Положение об индивидуальном учете, которое есть безусловный ресурс объективности ВСОКО, скорее исключение, чем правило?
Вряд ли стоит спорить, что само по себе требование объективности ВСОКО не имеет в себе ничего плохого. Но если помнить, что это компетенция образовательной организации, предполагающая ее самостоятельность в выборе предмета, форм и методов оценки, то требование объективности автоматически вынуждает школы расставлять приоритеты не в свою пользу, а в пользу внешних процедур, и многие школы, особенно с «неокрепшими» ВСОКО, невольно становятся заложниками федеральных регуляторов, теряя возможность развивать средствами ВСОКО свою уникальность и обеспечивать качество, отвечающее потребностям и возможностям наличного контингента обучающихся. При этом школа одинаково «под прицелом» и когда результаты ВСОКО ниже результатов внешних процедур, и наоборот.
Ситуация непростая, поскольку требование объективности результатов ВСОКО имеет смысл, если только сама она налажена и функционирует должным образом. Но не секрет, что в большинстве наших школ ВСОКО – это все еще переименованный внутришкольный контроль (ВШК) с сохраняющимся от советской системы образования предметом и методами управления качеством. До сих пор в таких школах сильна тенденция работать по инструкции и контролировать ровно столько, сколько рекомендуют «сверху». Для таких школ требование объективности может обернуться именно директивой, а не стимулом развития ВСОКО.
Вместе с тем все более очевидно сегодня, что аутентичные критерии и практики контрольно-оценочной деятельности – это не отвлекающий от внешних процедур и регуляторов предмет управления качеством, а насущный управленческий ресурс, страхующий школу от формального попадания в списки с необъективными результатами. И у школ, которые самостоятельно, не дожидаясь ВПР или региональных диагностик, спрогнозировали образовательные результаты обучающихся на основании стартового контроля, подтвердили эти результаты в рамках текущего контроля и промежуточной аттестации, обеспечили при этом необходимое информационно-аналитическое сопровождение и обратную связь с родителями и создали условия для своевременной коррекции образовательных траекторий немотивированных учеников, всегда будут аргументы собственной правоты, какими бы ни оказались результаты внешних процедур оценки.
Взрастить же в своем профессиональном багаже опыт аутентичных стратегий внутришкольной оценки – задача непростая. Здесь много барьеров. Начиная с неготовности инициировать уникальные практики ВСОКО, заканчивая недостатком информированности в ее методических вопросах, связанных с корректировкой образовательных программ и педагогического инструментария оценки. Если добавить к этому сложности локального нормативного регулирования ВСОКО и проработку организационной модели контроля, то получаем весьма увесистый багаж профессиональных дефицитов, которые препятствуют тому, чтобы оценочная деятельность в школе работала на ее развитие.
С пониманием того, насколько тесно проблематика объективности ВСОКО связана с обозначенными дефицитами, на базе ИНО МГПУ был разработан 36‑часовой курс «Контрольно-инспекционная деятельность в современной образовательной организации», первый выпуск которого состоялся уже в ноябре 2019 года.
Целевая аудитория курса – заместители руководителей школ и школьные методисты, курирующие вопросы обеспечения функционирования ВСОКО.
Ключевая идея курса – сформировать у слушателей комплексное представление о современных практиках административного контроля в общеобразовательной организации, основным средством которого рассматривается ВСОКО.
Понятие «инспекция» использовано в названии курса не случайно. Инспектировать – значит видеть и понимать. Видеть точечно, понимать системно. А главное – уметь самостоятельно планировать предмет управленческой инспекции, чтобы текущие контрольно-оценочные процедуры соответствовали актуальной рамке требований к качеству школьного образования.
Обучение новой модели внутришкольного контроля, основанной на актуальных, системно подготовленных, грамотно организованных оценочных процедурах, интегрированных в содержание ООП, и условия ее реализации – цель и содержательное ядро программы курса.
Первые отзывы на курс подтверждают, что он абсолютно на злобу дня. Слушатели говорят о сложившемся в ходе занятий понимании ключевых механизмов управления качеством и состава оценочных практик, необходимых в условиях реализации ФГОС. По словам Екатерины Машиной (АНО Школа «Премьер»), курс помог разобраться в единстве ВСОКО и внутришкольного контроля, по-новому посмотреть на роль отчета о самообследовании, изменить представление о мониторингах и научиться согласовывать их с задачами достижения искомых показателей качества образования.
Ирина Славинская (школа №1411 города Москвы) считает самым полезным своим обретением понимание алгоритмов внутришкольного контроля. Все выстроилось в непротиворечивую логическую цепочку: что контролировать, когда, с какой целью и с применением каких форм и методов. Прояснилась связь текущего контроля и промежуточной аттестации. Стали понятны перспективы работы с педагогическими кадрами школы.
А вот для Татьяны Плужниковой (школа №2057 города Москвы) курс стал еще и источником вдохновения, выходом на единый общешкольный проект новых практик оценки. Это смелая амбиция, но знания, полученные на курсе, вселяют надежду, и Татьяна Юрьевна верит, что все получится. Идеальный вариант этого проекта – оптимизация имеющихся оценочных процедур с учетом инструментов, интегрированных в МЭШ.
Со стороны организаторов курса важно, что опыт и профессиональные установки, обретенные его слушателями, могут найти продолжение в подготовке педагогических команд школ. Непосредственно для педагогов ИНО МГПУ предлагает отдельную программу повышения квалификации, в рамках которой педагогов готовят к обновлению оценочного инструментария рабочих программ по предмету и его внедрению в условиях изменений ФГОС. Ждем, что первые педагогические команды, обученные по этой программе, уже в текущем учебном году смогут предложить своим школам эффективные формы и методы текущего контроля успеваемости.
Говоря об уникальности программы курса, приятно констатировать, что это не единственный в своем роде курс по вопросам оценки качества образования. Хорошую емкую программу повышения квалификации, развернутую к активностям МЦКО, предлагает, например, Центр развития кадрового потенциала работников образования. По точечным вопросам управления качеством школьного образования в условиях проведения ВПР и НИКО квалификацию можно повысить на базе Федерального института оценки качества образования. Всегда нужные вебинары и семинары для развития компетенций оценки оценочной деятельности дает Центр оценки качества ИСМО РАО. Отдельные предложения есть и у некоммерческих структур и частных экспертов.
Спрос рождает предложение. И сегодня очевидно, что по мере понимания управленческими командами школ актуальности перехода на новую модель внутришкольного контроля будет расширяться и рынок программно-методических решений для повышения квалификации в вопросах оценки качества общего образования. Ну а мы ждем новых слушателей, которым важно, чтобы требование объективности ВСОКО не превратилось в очередную директиву, а стало стимулом развития качества образования в каждой конкретной школе.
Галина САВИНЫХ, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогических технологий непрерывного образования Института непрерывного образования ГАОУ ВО МГПУ
Комментарии