Когда мы слышим слово «инклюзия», перед глазами сразу встает образ человека с ограниченными возможностями здоровья. До недавнего времени, не стану скрывать, в подобном заблуждении пребывала и я. Однако после прихода на работу в «Учительскую газету» мой взгляд на многие аспекты значительно изменился.
Читая тексты наших талантливых собкоров, посещая образовательные учреждения, я не моментально, но постепенно начала осознавать: под термином «инклюзивное образование» не всегда подразумевается работа с детьми с особенностями развития – с ограниченными возможностями здоровья, социально незащищенными. Порой, употребляя эту фразу, мы говорим о любом необычном проявлении, в том числе выдающемся таланте, одаренности. Недаром в обществе не так давно возник, но уже приобрел популярность индивидуальный подход к каждому ученику или студенту на всех уровнях образования. Подобное отношение предполагает тщательное и заблаговременное изучение особенностей каждого ребенка, подростка, юноши или девушки. Особенностей – не всегда ограничений по здоровью, но склонностей, способностей, типов интеллекта и восприятия мира. С учетом совокупности этих факторов составляется учебный план.
Еще один важный момент – интеграция тех, кто отличается от других, в социум. Даже если на короткое время абстрагироваться от проблем адаптации дошкольной и школьной программ под нужды детей с особыми образовательными потребностями, остается работа с одаренными детьми. Здесь педагоги и воспитатели встречаются едва ли не с большим количеством подводных камней.
Дело в том, что талантливым ребятам свойственна повышенная возбудимость, их хуже понимают сверстники и взрослые.
Длительный стресс и фоновое состояние тревожности могут быть чреваты депрессиями. Для того чтобы справиться с умственными нагрузками, важен полноценный сон, но из-за депрессии он страдает. Успеваемость учеников ухудшается, из-за переутомления они порой начинают грубить педагогам и становятся фактически неуправляемыми. И да, решение этих проблем наряду с интеграцией одаренных детей в социум, как ни парадоксально, тоже вопрос инклюзии.
Подтверждение моих размышлений пришло с неожиданной стороны. В конце октября минувшего года мне удалось посетить мастерскую для учителей «Среда обучения» в подмосковном Солнечногорске. Мероприятие проводили сотрудники мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия – страна возможностей». После панельной дискуссии мы разговорились в кулуарах с директором Академии талантов Санкт-Петербурга Ингрид Пильдес. Затронули многие вопросы образования, не обошли вниманием и инклюзию. У моей визави оказалось очень широкое и глубокое понимание этого термина, или, не побоюсь громкого слова, феномена. «Если мы говорим о любом нестандартном подходе, слово «инклюзивный» применять уместно. А стандартизировать мы уже не можем, поскольку понимаем: запрос общества поменялся. Недаром слово «инклюзия» вышло далеко за пределы коррекционной педагогики и уже масштабно применяется даже на экономических форумах, например том же ПМЭФ. Если же в школах мы, педагоги, будем и дальше стричь учащихся под одну гребенку, то обретем не меньше, а больше проблем», – выразила уверенность эксперт.
Мы бодро вступаем в новый, в большинстве смыслов непредсказуемый 2022 год. Год, в самом начале которого стоит признать: инклюзия уже давно стала и продолжит быть частью повседневной реальности. Замалчивать эту тему, открещиваться от нее уже не получится никакими способами. Скажу честно: меня это не может не радовать, ведь признание проблемы – первый и главный шаг на пути к ее решению. Вместе мы обязательно справимся.
Алена ЮРЧЕНКО, редактор отдела образования и воспитания
Комментарии