search
main
0

Иногда требуется запустить черную кошку…

Дистант заставил многих преодолеть психологический барьер – освоить «цифру» в считаные дни. Прямой корреляции уровня IT-грамотности с учительским возрастом нет.

Знаю массу примеров, когда коллеги 65+ уверенно пользуются всеми гаджетами. Страх перед техникой «ой, я сейчас нажму не туда, и все сломается» бывает у любого. Но учителя не только сами с интересом используют новые технологии, но и делятся опытом с менее отважными коллегами.

Очень помогает институт наставничества: опытные педагоги передают свои находки и наработки молодым, а те в свою очередь объясняют наставникам, как «приручить» мессенджер для обратной связи, настроить чат для общения, а гугл-почту – для сбора домашних заданий.

Таким образом, наставничество помогает сделать шаг вперед в пропедевтике цифровых технологий. Учителя убеждаются, что цифровизация способна приносить пользу, экономя время для решения общих задач.

В чем же заключаются эти задачи? Самая актуальная – как организовать в Сети контрольную работу без списывания. В конце прошлого триместра, когда старшая школа внезапно перешла на дистант, вопрос встал ребром. Наши учителя собирались по методобъединениям и упорно искали способы, подходящие для разных классов и параллелей. Кто-то пользовался гугл-формой, кто-то – возможностями Яндекса. Моделей, к счастью, уже много.

Важно, что в этот раз самообучение педагогов происходит не в отрыве от конкретной ситуации, а изнутри. Я рад, что учителя не закрываются, авторские решения становятся доступны для всех. Город, спасибо ему, способствует учительской дискуссии, предоставляя онлайн-площадки. Организованы методические клубы предметников, где самые активные, кому есть чем поделиться, участвуют в обсуждениях. Работает городской онлайн-педсовет. Проблема есть, но общими усилиями мы ее преодолеваем.

Еще одна сложность заключается в соблюдении правил на уроке. В очной форме все правила предзаданы и хорошо известны детям. А в дистанте необходимо проговаривать заранее все детали: как мы ведем себя на уроке, какие дедлайны, как их соблюдать.

Детализация правил – полезный навык, он понадобится ребятам в недалеком будущем, когда им придется проходить собеседования и подписывать договоры. Важно приучить школьников соблюдать строгий регламент делового письма и общения, но еще важнее подавать личный пример. Для меня равноценны правила для учителей и правила для учащихся. Ни одна из сторон не должна их нарушать.

Следующая задача – удержать внимание класса. Трудно сказать, кого сильнее демотивирует ряд черных квадратов вместо лиц – учителя или детей. «Ой, у нас нет камер, нет микрофонов». А как проверишь? Дистанционный урок совсем иначе задействует каналы восприятия, а значит, требует особых хитростей.

Например, в Сингапуре изобрели такой прием: учитель внезапно просит класс отложить ручки и поднять руки. Сразу ясно, кто слышит, а кто «отключился». Пока последний ученик не поднимет руку, урок не продолжается. Можно пользоваться опытом ютуберов, когда в ролике зашифровывается какая-нибудь фраза или строчка из песни, кто первый заметит, тот получает приз.

Многие из нас сталкивались с такой неприятностью, как рекламные баннеры, невесть откуда всплывающие посреди урока. Они производят эффект черной кошки в аудитории, мгновенно завладевая вниманием учеников. А что мешает учителю самому запустить такую «кошку», расставив на рабочем столе значки, которые будут появляться в нужный момент?

Дети устают. Согласно санитарным нормам время работы с экраном следует ограничивать. Значит, ни минуты нельзя терять впустую. Преодолеть утечку времени – главную беду дистантного обучения – можно лишь с помощью четкого планирования.

Учитель должен заранее знать, какими инструментами он будет пользоваться на уроке в зависимости от поставленной задачи: что лучше подойдет для повторения, а что – для объяснения нового материала. Все опции должны быть протестированы прежде, чем ученики войдут в виртуальный класс.

Точно так же заранее нужно продумать и наладить форму обратной связи: собрать все электронные адреса ребят, выяснить, как поднимать руку с помощью специального инструмента в программе, как отвечать, не перебивая друг друга.

Всю индивидуальную работу с учениками лучше перенести в мессенджер. Но даже здесь требуется твердая договоренность. Иначе придется отвечать на вопросы детей круглосуточно без отдыха и выходных.

Если учитель заинтересован в высоком результате, организационные моменты на уроке нужно минимизировать. Дети должны понимать правила и получать четкие инструкции. Бессмысленно ругать учеников за отключенную камеру, намного эффективнее поощрять их внимание.

Да, придется потратить гораздо больше времени на подготовку к уроку и освоить педагогический дизайн. Но на дистанте успех ребят зависит от открытости учителя: готов он вносить в свой урок что-то новое или нет.

Владимир КОНДАКОВ, учитель информатики, педагог-организатор по образовательной деятельности школы №1811 «Восточное Измайлово»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте