search
main
0

Инновационный поиск – движение вперед

​Профессиональное становление человека начинается в учебном заведении. Основной формой такого становления личности стало профессиональное воспитание и формирование навыков конкретного вида деятельности. В этом мы видим связь профориентации и профессионализации.дин из путей решения такой задачи – создание профессионального музея-студии по профессии «парикмахер». Отличительные черты обучения в музее – неформальность и добровольность. Студенты могут максимально реализовать свои способности и удовлетворить профессиональные интересы. Обучение осуществляется в форме экскурсий, уроков на базе музея.

При исследовании рынка труда мы совместно с работодателем стремимся создать портрет выпускника по профессиям «продавец, контролер-кассир», «парикмахер» и по специальностям «туризм» и «гостиничный сервис». По результатам исследований внесены необходимые дополнения в рабочие программы дисциплин и профессиональных модулей по внедрению профессиональных компьютерных программ по профессии «парикмахер» (Salon Styler Pro), специальностям «туризм» («Мастер-тур») и «гостиничный сервис» (Opera).Учитывая, что иностранный язык становится действенным фактором социально-экономического, научно-технического и общекультурного прогресса, ему отводится существенная роль при подготовке специалиста в сфере услуг. В колледже создана и протестирована мультимедийная языковая лаборатория для наиболее эффективного использования программы «English Discoveries Expert», которая позволяет переводить оригинальные тексты по специальности, оформлять документы, вести деловую беседу, переговоры. Использование программы «English Discoveries Expert» в учебной дисциплине «Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации» по специальности «туризм» дает возможность студентам совершенствовать знания иностранного языка, необходимые им в профессиональной деятельности. Актуальным методом профессионализации также стало создание электронного портфолио молодого специалиста, своего рода коллекции творческих и практических работ, которая дает возможность работодателю увидеть результаты интеллектуального труда выпускника колледжа – претендента на работу – его достижения в разных областях, а также дает возможность оценить его творческий потенциал. Под руководством преподавателей группа студентов подготовила и успешно реализовала проект «Создание электронного портфолио студента» по профессиям и специальностям колледжа. Для повышения качества обучения студентов колледжа было принято решение о создании личных кабинетов преподавателей на портале колледжа. Эта идея была реализована при помощи системы дистанционного обучения Moodle. Активно работают личные кабинеты преподавателей истории, информационных технологий, некоторых общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей. Одним из путей решений проблем социально-трудовой адаптации выпускников в нашем колледже признана программа сопровождения профессиональной карьеры, реализуемая совместно с социальными партнерами ООО «МЕТРО Кэш энд Керри», ООО «М.Видео», ООО «Спортмастер», с 2013 года в эту программу включился новый партнер – ООО «Леруа-Мерлен». Мы выделили несколько этапов в реализации программы для продавцов, контролеров-кассиров, менеджеров, коммерсантов. Первый этап – адаптационный, это начало приобщения к профессии и специальности. На этом этапе студенты на предприятиях в период учебной практики постепенно адаптируются к требованиям рынка труда, к производственным требованиям на конкретном рабочем месте. Они учатся взаимодействию в трудовом коллективе, приобретают опыт реальной трудовой деятельности, учатся решать практические задачи и проблемные ситуации, возникающие в процессе работы с персоналом и клиентами. На первом этапе студенты проходят весь производственный цикл от входа клиентов и приемки товаров до обслуживания покупателей. Второй этап – самоопределяющий. На этом этапе компании-партнеры организуют тренинги от профессионалов и мастер-классы от лидеров бизнеса, студенты принимают участие в дополнительных образовательных программах, предлагаемых «Метро Кэш энд Керри», ООО «М.Видео», ООО «Спортмастер» с выдачей сертификатов, которые включаются студентами в свое портфолио. То есть компании на этом этапе участвуют в реализации вариативной части программы подготовки специалистов в области торговли, которая не просто согласована с работодателем, но ими разработана и проводится. Вариативная часть программы подготовки, разработанная специалистами компании «М.Видео», получила название «Кафедра М.Видео». В 2011-2012 учебном году компания начала реализацию пилотного проекта на базе колледжа малого бизнеса №48. Успех программы расширил количество участников проекта. В 2012-2013 годах в проекте принял участие не только наш колледж, но и другие учебные заведения Москвы и регионов РФ. Начиная со второго этапа студентам предоставляется возможность временного трудоустройства на предприятии, где они проходили практику. Третий – прогнозирующий. На этом этапе в период производственной (преддипломной) практики студенты с учетом уже приобретенного опыта и своих профессиональных возможностей планируют развитие карьеры в конкретной компании, участвуют в конкурсных программах предприятия, проверяя свои профессиональные возможности, углубляют и развивают профессиональные знания, готовят проекты и защищают их на предприятии, уже осознают свою принадлежность к профессиональному сообществу компании. Четвертый – реализующий. На этом этапе выпускники приходят на работу в компанию и вступают в программу развития специалистов. Решая проблемы построения индивидуальной траектории профессионального развития и социальной адаптации студентов колледжа, мы встали перед необходимостью выстроить более совершенную схему профориентационной деятельности, трудоустройства, профессионального и карьерного роста выпускников колледжа. То есть нам надо быть построить непрерывную систему, которая могла бы состоять из профессиональной ориентации школьников на специальности и профессии колледжа, системы комплексного сопровождения карьерного роста и профессиональной адаптации выпускников на современном рынке труда. Поэтому мы приняли решение создать на базе колледжа Центр профориентации, сопровождения профессиональной карьеры и трудоустройства выпускников. На начальном этапе деятельности центра были созданы учебные планы и программы элективных курсов «Ты и твоя будущая профессия», «Введение в профессию «парикмахер» и «Введение в профессию «продавец, контролер-кассир». Эти программы составлены таким образом, чтобы старшеклассники смогли получить представление о специфике таких типов учебных заведений, как колледж; о профессиях и специальностях, по которым ведется подготовка в нашем колледже; о требованиях, предъявляемых к специалистам; о современном рынке труда. Эти курсы проходят как на базе школ, так и на базе колледжа. Интересным новообразованием в рамках деятельности центра стало создание PR-бригад. Основная цель деятельности PR-бригад – информирование учащихся общеобразовательных учреждений о профессиях и специальностях. В рамках деятельности PR-бригад – подготовка сценариев и проведение мастер-классов, профессиональных проб, презентаций профессий и специальностей, участие студентов в окружных и городских конкурсах профессионального мастерства, выставках и ярмарках вакансий. Например, проведение PR-бригадой колледжа викторины для школьников «Счастливый случай», патриотического мероприятия «Великие имена в названиях улиц Северо-Западного округа Москвы» позволило увеличить количество абитуриентов. Одна из задач центра – популяризация рабочих профессий и развитие профессионального самоопределения школьников. Эту задачу колледж реализует через совместные с работодателями мероприятия для школьников на различных площадках: в школах, выставочных центрах, в колледже. Совместно с ООО «М.Видео» студенты колледжа, обучающиеся по специальности «менеджмент», разработали для школьников деловую игру «Путь к успеху», которая прошла в выставочно-маркетинговом центре СЗАО для учащихся школ округа и в колледже для школьников Северного Тушино. Основным условием проведения такой игры стало участие в ней не только студентов колледжа и бизнес-тренеров компании, но и выпускников колледжа, которые в компании достигли определенного карьерного роста, это формирует у школьников и их родителей мотивацию успешности через получение профессии. Для развития профессионального самоопределения и социальной компетентности детей и подростков Департамент образования и Учебно-методический центр по профессиональному образованию в 2013 году организовали конкурс профессионального развития «Умные руки столицы» по компетенциям «Мастер красоты», «Мастер кухни», «Мастер одежды», «Мастер по дереву», «Мастер сада», «Мастер дома». В апреле 2013 года состоялись отборочные соревнования среди школ города на базе московских колледжей, в мае прошли полуфиналы по нескольким компетенциям, а осенью состоится городской финал. В нашем колледже прошел отборочный тур конкурса «Умные руки столицы» СЗАО по компетенции «мастер красоты», в котором приняли участие 36 учеников из школ №1399, 680, 883, 1057, 644, 821. Конкурсу предшествовали тренинги преподавателей колледжа. К каждому конкурсанту был прикреплен наставник-студент, который вместе с преподавателем помогал школьникам приобретать навыки плетения. Во время проведения конкурса царил дух творчества и состязательности, поддержать участников пришли их родители, учителя, а также наставники от колледжа. Ребята – участники конкурса творчески подошли к выполнению заданий. Жюри было очень сложно определить победителей, так как ребята приложили максимум усилий и в результате все работы были выполнены на хорошем профессиональном уровне. Всем участникам тренингов были вручены сертификаты, а победителям отборочного тура – грамоты. Победителями отборочного тура стали:    категория «Teens» – команды школ №1399, 680, 883;     категория «Junior» – команда школы №1399. Все победители окружного отборочного тура выиграли полуфинал и вышли в финал первого детско-юношеского конкурса профессионального развития «Умные руки». Замечательный проект «Умные руки» вызвал огромный интерес как у учащихся общеобразовательных школ, так и у их родителей. Надеемся, что конкурс станет традиционным и будет способствовать активизации профессионального самоопределения детей и юношества. Неотъемлемым элементом профориентационной деятельности стал сайт колледжа. Он помогает родителям и абитуриентам получать наиболее полную и достоверную информацию по имеющимся в колледже профессиям и специальностям, по трудоустройству и т. д. На сайте абитуриенты могут отправить электронное заявление в приемную комиссию колледжа. Новостной блок сайта предоставляет информацию о мероприятиях, проходящих в колледже, районе, округе и городе. Таким образом, используя широкий спектр педагогических и информационных технологий, совместно с работодателями мы не только добиваемся хороших результатов обученности студентов, но и готовим профессиональных специалистов, способных развиваться в условиях современного общества.  Но, несмотря на достигнутые результаты, мы уверены, что впереди у нас еще много открытий, поскольку в современной педагогике без инновационного поиска работать невозможно. М.КОМАРОВА, заместитель директора по учебно-производственной работе, Л.РЯЗАНЦЕВА, начальник отдела учебно-методической и инновационной работы, Г.ШАГОВА, начальник отдела по учебно-воспитательной работе колледжа малого бизнеса №48Слово студентам Мария Финашина: «Программа «Кафедра «М.Видео» помогла мне узнать современный ассортимент электроники и бытовой техники, научила общаться, выступать перед аудиторией. Бизнес-тренинги и общение с менеджерами проекта перевернули мое сознание, я стала больше задумываться о будущей работе, мне понравилось работать в команде, стало интересно самой попробовать поработать на большую аудиторию в качестве модератора». Григорий Антипин: «Благодаря занятиям на «Кафедре» мне легче было адаптироваться на практике и на работе в магазине «М.Видео». Выйдя в зал, я чувствовал себя уверенно, так как знал, как грамотно построить общение с покупателями, ассортимент, прошел курс «Азбука продаж». Без знаний, полученных на «Кафедре», моя работа в «М.Видео» не была бы такой результативной». Дарья Грачева: «На «Кафедре «М.Видео» мне понравились тренинги, это была непривычная для меня форма обучения, но очень продуктивная. Мы узнали много нового, тренеры помогли нам раскрыться и обрести уверенность в себе. Я с удовольствием пошла на практику в «М.Видео», месяц пролетел незаметно, коллектив был замечательный. Занятия на «Кафедре» помогли мне быстро освоиться на рабочем месте, я не чувствовала себя новичком в магазине, так как много знала о компании, о традициях, о людях компании. Спасибо за предоставленную нам возможность поучаствовать в программе «Кафедра «М.Видео»!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте