Минпросвещения России утвердило перечень федеральных инновационных площадок на 2022 год. В конкурсном отборе приняли участие более 160 образовательных организаций. Победителями стали 18 школ и других учреждений из 13 субъектов РФ. Насколько образовательные учреждения заинтересованы в получении статуса инновационной площадки и есть ли сегодня четкое понимание того, что такое инновационная школа? Об этом размышляют наши эксперты и читатели.
Любовь ДУХАНИНА, ректор Сетевого университета «Знание», председатель СПК в сфере образования:
– Для школы статус инновационной площадки, тем более федеральной, очень важен. В первую очередь он означает, что коллектив строит новую практику, направленную на решение актуальных задач. Инновации могут касаться содержания образования, развивающей среды, воспитания личности, психологического сопровождения в образовании, IT-решений, обучения детей с ОВЗ, новых подходов к управлению и многого другого. На инновационных площадках в свое время родились образовательные технологии, которые впоследствии стали основой для федерального государственного образовательного стандарта. Некоторые из них уже имеют международное значение.
Статус инновационной школы – это и поощрение, и большая ответственность. Инновационные школы часто становятся стажировочными площадками для других школ и целых регионов. Ценность этих школ в том, что они работают в тесной связи с передовой педагогической наукой. Как показал опрос, проведенный в 2020 году по заказу Сетевого университета «Знание», 87% учителей заинтересованы в научных знаниях, полезных для профессии. При этом многие из них (64%) с недоверием относятся к концепциям и подходам, не проверенным практикой. Инновационная площадка, инновационная школа и есть то место, где происходит доработка методик и технологий до образца, готового к передаче в любую другую школу.
Игорь РЕМОРЕНКО, ректор Московского городского педагогического университета:
– Это очень здорово, что министр просвещения Сергей Кравцов принял решение развивать федеральную инновационную инфраструктуру и поддерживать сеть инновационных площадок. Принято считать, что Минпросвещения выступает за унификацию в едином образовательном пространстве и стремится всех «привести к общему знаменателю». Но как раз этот пример показывает: головное ведомство поддерживает разнообразие и вариативность. Если же рассуждать о мотивах, побуждающих те или иные школы вступать в сеть инновационных площадок, то принято считать, что такой статус является некоторой защитой и гарантирует помощь в реализации проектов. Но лично я думаю, что дело в другом. Конечно же, поддержка школам оказывается, однако гораздо важнее просто попасть в сообщество продвинутых инициатив, чтобы вместе искать решение различных проблем образования, обмениваться идеями. Это само по себе ценно. Инициатива нашего университета в сети таких площадок связана с работой, как мы это называем, новых педагогических классов. Это такое восприятие педагогики и практики работы с людьми, при котором в старшей школе дети могут ориентироваться на дальнейшее развитие в системе «человек – человек», на работу с людьми, освоение навыков кооперации, коммуникации, критического мышления и креативности. Это такое педагогическое образование, которое применимо не только в школе, но и в других социальных практиках развития человека.
Виктор БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО:
– Идея создания инновационных площадок (авторских, экспериментальных, опорных и прочих школ) возникла очень давно. Всегда есть амбициозные директора и коллективы, которые хотят двигаться в авангарде прогресса за счет особой организации образовательного процесса, показывая более высокие результаты. И в этом плане я абсолютно поддерживаю идею Минпросвещения. Более того, я уверен, что такие школы должны быть открыты в каждом регионе, чтобы остальные образовательные организации знали, на кого равняться.
Но внутренней мощности выходить на высокий уровень у таких школ, как правило, нет. И если мы хотим этого достичь, им обязательно нужно оказывать как финансовую, так и научную поддержку. Даже грамотно оформить свои наработки, чтобы изложить собственные достижения научным языком, для многих организаций представляется нереальной сложностью. А без этого, увы, невозможно говорить о трансляции опыта на всю страну.
И, разумеется, всегда важно понимать, в чем смысл существования той или иной инновационной школы. Потому что нередко педагоги, заявляя о том, что их школа имеет статус экспериментальной площадки, не могут дать ответ на простейший вопрос: а в чем же, собственно, заключается их эксперимент?
Галина САВИНЫХ, руководитель экспертного бюро «ПРО-сегмент», научный сотрудник Академии социального управления:
– Любая площадка – это прежде всего форма публичного представления чего-либо. А в образовании публичность – всегда большая ответственность и труд. Поэтому иметь статус федеральной инновационной площадки интересно тем, кто готов трудиться на общее благо и предлагать свежие технологичные решения массовых задач.
Понятие «инновационная школа» не тождественно понятию «федеральная инновационная площадка». Школа может быть со всей очевидностью инновационной для профсообщества и родителей, но при этом не озадачиваться получением статуса ФИП.
Престижно ли иметь статус ФИП? Уже не так, как раньше. И это объективно: появилось много конкурирующих форматов одобряемой публичности. А вот польза от статуса, на мой взгляд, есть. Школа с таким статусом вправе не зависеть от примерных ООП и самостоятельно «определять достижение промежуточных результатов по годам обучения» (п. 13 ФГОС ООО). Кроме того, у такой школы появляется возможность индивидуального отбора практически в любой класс, если ее проекты вписываются в региональную политику приема на обучение по основным общеобразовательным программам (ч. 5 ст. 67 ФЗ-273).
Любовь ИКОННИКОВА, директор Центра развития образования, Петрозаводск:
– Инновационная школа отличается нестандартным подходом к образовательному процессу – это совмещение процесса обучения и воспитания, индивидуальный подход к каждому ученику, преобладание нетрадиционных методик и учебных программ, помощь в организации самостоятельного поиска знаний. Также к признакам инновационной школы можно отнести нестандартный дизайн помещений – разные формы организации школьного пространства. Это школы, идущие в ногу со временем, использующие научные достижения и технологии. Получение статуса федеральной инновационной площадки не только престижно, но и ответственно. Сегодня инновационным школам важно не просто транслировать свой опыт, проверенный практикой. Не мене важным становится поиск соратников в целях совместного решения образовательных проблем.
Хочется надеяться, что в скором времени в перечне федеральных инновационных площадок будут и петрозаводские образовательные организации.
Дмитрий КОНДРАТЬЕВ, выпускник Новгородского строительного колледжа, Великий Новгород:
– Новгородский строительный колледж вошел в число федеральных инновационных площадок Министерства просвещения РФ на 2022 год. Колледж создал проект по подготовке кадров, связанный с обследованием зданий, лазерным сканированием, внедрением VR-технологий в строительстве. Эта проблема сейчас очень важна. По всей России стоит много корпусов бывших заводов и других заброшенных зданий периода СССР, которые могут получить вторую жизнь, но для этого нужно оценить надежность постройки для перепрофилирования. Обследование зданий невероятно важно и при приемке новостроек. Не случайно партнерами проекта выступили строительные организации Великого Новгорода и Санкт-Петербурга. Я надеюсь, что статус инновационной площадки даст колледжу возможность получить дорогое оборудование, для того чтобы проект можно было осуществить на практике.
Комментарии