В традиционное понятие «школьная библиотека» сегодня входят самые разнообразные типы библиотечных учреждений. В зависимости от типа направленности деятельности обслуживаемого образовательного учреждения, а также используемых им педагогических технологий, финансовых возможностей библиотека вынуждена осуществлять самостоятельное конструирование своего облика. Как следствие – появление инициатив, направленных на развитие школьной среды библиотечными средствами, порождающих новое содержание, методы, формы существования и функционирования библиотек и адекватные системы управления их деятельностью.
Современная школьная библиотека представляется в виде аккумулятора знаний, собирателя и держателя информации. Уже сейчас многие из них начинают работать как информационно-библиотечные центры. При этом библиотека берет на себя функции организатора и координатора, создавая единый справочно-библиографический аппарат информационных ресурсов школы, включая в структуру фондов нетрадиционные носители информации, оказывая методическую помощь другим структурным подразделениям.
Но имея достаточно ограниченные штатные и финансовые возможности, она не может осуществлять тотальную, всеобъемлющую информационную деятельность. Ее работа достаточно четко ориентирована на те проблемы, решение которых определяет степень обученности, социализации личности. В школах ряда регионов выбраны основные направления, по которым конкретная библиотека становится информационно-библиотечным центром как для своего, так и для других образовательных учреждений города, района. Такой опыт наработан в Михайловке Волгоградской области, где школьные библиотеки стали профильными центрами информационно-библиотечной поддержки различных направлений образовательной деятельности, в Вологде, в процессе внедрения новой образовательной области «Истоковедение» (где действуют базовые библиотеки поддержки данного предмета).
Опыт деятельности в качестве информационно-библиотечных центров позволяет выделить уже сложившиеся виды услуг информирования:
информация о наличном фонде библиотеки (традиционные формы – обзоры, выставки; нетрадиционные формы – электронный каталог, базы и банки данных);
справочно-аналитические услуги (справки тематические, уточняющие, фактографические, письменные и устные, дайджесты, электронные выставки);
текущее информирование (дни информации, дни специалиста, библиографические списки и бюллетени);
учебно-консультационные услуги (экскурсии по библиотеке, консультации, деловые игры, тренинги, библиотечные уроки, кружки, факультативы).
Отдельные библиотеки реорганизуются в библиотеки-медиатеки с задачами не только сбора, хранения и предоставления традиционных и нетрадиционных изданий, но и создания новой информации (дайджесты, газеты, журналы, аудио- и видеопрограммы, веб-странички, сайты и др.). Отсюда – изменение состава фонда, включение в него аудиовизуальных и электронных документов, в том числе электронных учебников, компакт-дисков. Доступ к полнотекстовым (гипертекстовым) базам по своим масштабам в тысячи раз превышает собственные фонды. Телекоммуникационные сети, интернет дают абонентам медиатеки возможность доступа к мировым ресурсам информации, электронная почта – практику общения со сверстниками в России и за рубежом. Опыт работы такой медиатеки есть в гимназиях № 1 Братска Иркутской области и гимназии №56 Санкт-Петербурга.
В Алтайском крае показателен опыт реорганизации в медиатеку библиотеки Барнаульского муниципального образовательного учреждения «Сигма». Разработка идеи и плана реорганизации осуществлялась практически всем коллективом школы. Была создана творческая группа из 11 человек (в том числе заместители директора по научно-методической и воспитательной работе, руководители методических объединений, заведующая библиотекой, представитель Центра защиты прав ребенка, руководитель коллектива классического танца «Эос»). Отметим, что и после завершения начального этапа реорганизации вновь созданное подразделение активно поддерживают все участники творческой группы.
Направляет инновационную библиотечную деятельность в алтайских школах краевой информационно-прокатный центр. Кроме того, для формирования единого информационно-библиотечного пространства отрасли создано Объединение библиотек образовательных учреждений Алтайского университетского школьно-педагогического округа. Во главе его стоит научная библиотека Барнаульского госпедуниверситета, выполняющая функции основной базы единой краевой научно-педагогической библиотеки.
Иногда библиотека включается как составной элемент в структуру школьной медиатеки. Опыт, накопленный в гимназии № 1512 Москвы, показывает, что это приводит к значительному изменению содержания работы библиотеки, превращая ее в библиотеку-медиатеку, имеющую фонды современных носителей информации и обеспечивающую ими своих читателей. Подчеркнем, что главным для всех библиотек-медиатек становится не столько формирование фондов медиаматериалов, сколько работа по воспитанию медиакультуры.
Сегодня происходит практическое и теоретическое осмысление библиотечной деятельности как педагогического процесса. Поэтому для всех школьных библиотек особое значение приобретает освоение современных технологий педагогической деятельности.
Как свидетельствует опыт гимназии № 210 «Корифей» Екатеринбурга, это также меняет роль библиотеки в учебно-воспитательном процессе: она становится полноправным педагогическим подразделением школы, ведёт образовательную и воспитательную деятельность, а в области формирования информационной культуры руководит образовательным процессом, оказывает методическую поддержку другим структурным подразделениям и педагогам.
На новый уровень выводит школьные библиотеки переосмысление принципов работы с учебной литературой. Важность обеспечения детей современными изданиями учебников, а педагогов – информацией об их постоянно меняющемся репертуаре на книжном рынке, объемы этой деятельности, специфика работы с фондами учебников придает школьной библиотеке статус учебной, аналогичный статусу библиотек вузов и ссузов.
Все больше появляется библиотек, где абонемент перестает быть главным подразделением, и на первый план выходит работа читального зала. В нем обеспечивается не только доступ к разнообразным информационным ресурсам, здесь создана справочно-библиографическая служба, которая осуществляет постоянное консультирование по методике поиска информации и трансформирования ее в необходимый школьнику материал. Практика показывает необходимость создания специализированных читальных залов. Например, успешно действуют возрастные читальные залы в школе №9 Зеленодольска (Республика Татарстан). Это позволяет не сталкивать интересы младших и старших школьников в процессе обслуживания, консультирования, организации работы с книгой. Библиотекари же получают возможность более глубоко ориентироваться на возрастные читательские особенности.
В ряде сельских школьных библиотек Республики Саха (Якутия) существуют научные читальные залы. Это лишний раз доказывает целесообразность и актуальность библиотечной поддержки процесса формирования основ и навыков исследовательской деятельности школьников. Появление новых групп читателей – «интеллектуалов» – участников олимпиад, «ориентированных на науку», «лидеров чтения», помогает создавать специализированные фонды научной литературы и специальные научные читальные залы. Что в свою очередь ведет к увеличению числа читателей, входящих в эти группы. Но для профессионального (библиотечного, библиографического и педагогического) консультирования читателей и обеспечения необходимой длительности работы читальных залов крайне необходимы дополнительные штаты.
Мимо внимания школьных библиотекарей не проходит ни одна педагогическая инновация. Это особенно видно на опыте библиотек школ – экспериментальных площадок. Например, основное направление библиотеки школы № 63 Пензы – влияние на формирование толерантной личности читателя, что прослеживается в работе с учениками разных классов. Традиционные формы здесь наполняются новым содержанием, разрабатываются новые современные типы мероприятий. Среди них ролевая игра «Беженцы», дискуссия «Инвалиды и здоровые люди» по книге В. Крапивина «Самолет по имени Сережка», праздник для малышей «В субботу всей семьей» и другие. Библиотекой отработана и используется технология предварительного выявления уровня толерантности учащихся.
В школе №67 Ярославля, определившей для себя профильным направлением практическую психологию, библиотека считает приоритетной библиотерапевтическую деятельность. Здесь внимательно следят за новыми публикациями в этой области в профессиональной литературе (как библиотековедческой, так и педагогической), используется опыт многих библиотек, в том числе медицинских. Интересен опыт проведения цикла занятий по сказкотерапии для учеников 1-7-х классов, а также разработки в области арттерапии.
Опыт создания в школьной библиотеке мобильных групп есть у библиотекарей школы №1 Лесосибирска Красноярского края. Здесь обратили внимание на то, что время от времени появляются так сказать «модные темы», которые небезразличны сразу многим школьникам. Было решено попробовать организовать их неформальное общение не только с библиотекарем, но и между собой. Так возникла мобильная группа «Планета динозавров», которая объединила детей, интерсующихся доисторическими ящерами.
Формально основная цель подобных групп – поддержать, развить и удовлетворить интерес детей к теме, расширить их кругозор. Однако библиотекарь ставит и параллельные задачи – привить членам мобильной группы определенные знания и навыки информационной культуры: обучить пользоваться энциклопедической литературой и справочно-библиографическим аппаратом библиотеки, помочь сориентироваться в различных типах и видах изданий, овладеть техникой конспектирования, получить навыки использования карт и схем, научить готовить и делать публичные сообщения. Первая мобильная группа, проработав в течение полугода, помогла за это время «любителям» превратиться в «знатоков» динозавров. Не менее значительными оказались и профессиональные итоги:
– победа в номинации «Лучшая идея» в городском конкурсе открытых экологических уроков;
– участие в городском конкурсе школьных библиотекарей по подготовке библиографических пособий (с изданием пособия «Планета динозавров» в помощь деятельности подобных мобильных групп);
– расширение рамок профессиональной деятельности за счет организации нетрадиционного для библиотеки объединения учащихся – мобильной группы.
Среди педагогических инноваций сегодняшнего дня – интегрированные уроки. Они позволяют решать не множество отдельных задач в ходе изучения отдельных предметов, а их совокупность.
Зав. библиотекой Каратузской СШ Красноярского края А.М. Попкова считает, что как интеграция в современном обществе обусловливает необходимость интеграции в образовании, так и интеграция в решении образовательных задач в масштабах одного образовательного учреждения требует интеграции деятельности всего педагогического коллектива, в том числе и школьных библиотекарей. Именно интегрированные уроки стали новой формой взаимодействия школьной библиотеки с учителями-предметниками. В Каратузской средней школе Красноярского края накоплен значительный опыт проведения интегрированных библиотечных уроков. Проводятся они практически во всех параллелях: от малышей до старшеклассников. Удалось найти взаимопонимание с преподавателями самых разных дисциплин. Практика показала, что инициаторами совместного урока могут быть и педагоги, и библиотека. Успешность и востребованность этих занятий обусловлена многими факторами, в том числе и продвижением в ходе их подготовки отдельных аспектов блока информационной культуры. А самое главное – на них наряду с библиотечно-информационными задачами и поддержкой учебного процесса библиотека решает задачи педагогические. Причем здесь они рельефно выходят на передний план.
Меняется сама профессия школьного библиотекаря. От библиотекаря-медиаспециалиста ждут умений работы с аудиовизуальными и электронными документами, современной техникой. Библиотекарь и библиограф информационного центра обязаны владеть навыками аналитико-синтетической переработки информации и методиками ее создания и распространения, педагог-библиотекарь должен обладать всеми составляющими профессии педагога, а для организации результативного фандрайзинга ему требуются юридические и экономические знания.
В завершение хотелось бы напомнить, что возможности инновационного развития библиотек как информационного, культурного и образовательного учреждения далеко не исчерпаны тем, что создано в настоящее время. И перспективы их – вовсе не непременная трансформация в медиатеки и сверхсовременные мультимедийные учебные центры. Однако будущее школьных библиотек как социального института во многом зависит от их способности гибко реагировать на изменение внешней среды и внутренних потребностей всей системы образования и каждой конкретной школы, а также от восприимчивости к инновациям.
Евгения ЗУЕВА, заведующая научно-методическим отделом ГНПБ им. К.Д. Ушинского РАО
Комментарии