Кто из нас не хочет быть успешным? Этого хотят все: дети, их родители, учителя и администрация школ, министр образования и науки и даже Президент России. Взрослые сами за себя в ответе, а вот детям нужна помощь, счастье, если рядом мудрый наставник, видящий потенциал своего воспитанника, бережно ставящий пред ним цели и помогающий в их достижении.
Педагогический коллектив нашей гимназии – коллектив единомышленников, тружеников, преданных профессии учителя. Люди случайные, пришедшие в школу прежде всего зарабатывать деньги, у нас не задерживаются, не выдерживают ритма гимназической жизни, да и наши ученики чувствуют фальшь и равнодушие. Учителя активно повышают уровень своей профессиональной подготовки на различных курсах в МИОО, ЦПМ, МГУ, ВШЭ; еще 13 лет назад все начали дружно осваивать ИКТ в преподавании своих предметов, с 2010 года мы ведем электронный журнал, у каждого класса есть свой блог, мы вошли в Школьную лигу Роснано, Гимназический союз России, готовимся стать участниками программы международного бакалавриата. Пусть наши учителя порой ворчат, не всегда понимая необходимость инноваций, но всегда уверены в том, что все перемены на благо наших учеников, четко понимают, к какой цели движемся: для достижения цели нужно ясно представлять результат, иначе ее сложно будет достичь.Основные направления развития московского образования определены государственной программой города Москвы «Развитие образования города Москвы» на 2013-2020 гг. Сегодня перед каждым образовательным учреждением стоит задача не просто повысить качество образования в соответствии с требованиями ФГОС, а гарантировать каждому ученику московский стандарт качества, который включает в себя дополнительные повышенные требования к результатам, процессу, условиям деятельности образовательных учреждений.Основной механизм включения всех участников образовательного процесса, профессиональных и социальных партнеров в реализацию главной задачи – участие в разработке и осуществлении подпрограмм и прорывных проектов программы развития гимназии. Стратегия развития гимназии направлена на создание условий, в которых могут быть реализованы цели гимназического образования, задающие новое качество образовательных результатов учащихся и деятельности педагогов в соответствии с компетентностной моделью выпускника.Одно из направлений развития гимназии – формирование инфраструктуры оценки качества образования и новых принципов управления школой на основе показателей качества. Центральное место занимает система внутришкольного контроля, позволяющая оценить индивидуальные достижения обучающегося, результаты деятельности учителя и всего образовательного учреждения в целом.Качество образования в гимназии складывается из качества образовательной среды, которая включает в себя качество ресурсов и качество процессов, а также качества результатов. Качество ресурсов – это качество учебных планов и программ, научно-методического обеспечения, используемых форм и методов обучения, воспитания и развития, кадрового состава педагогов, материально-технической базы. Качество процессов включает в себя работу образовательного учреждения в режиме развития, качество используемых образовательных технологий, качественную реализацию индивидуальных возможностей субъектов образовательного процесса, взаимодействие образовательного учреждения с внешней средой.Качество результатов складывается из:- сформированности совокупных ключевых компетентностей;- уровня обученности;- физического, психического, нравственного здоровья обучаемых;- освоения эмоционально-ценностных отношений;- освоения способов деятельности, в том числе творческой;- социальной адаптации;- удовлетворения образовательных запросов субъектов образовательного процесса.Таким образом, основными задачами становятся конструирование образовательной среды гимназии, стимулирование и поддержка инициатив педагогов, учащихся, родителей и социальных партнеров, направленных на формирование комплекса ключевых компетентностей выпускника образовательного учреждения и повышение качества образования в целом.Для обеспечения качества образования гимназия осваивает новые модели обновления содержания образования, выстраивает систему управления качеством образования с учетом как качества организации образовательного процесса, так и качества образовательного результата.В процессе экспериментальной и инновационной деятельности гимназия апробировала и разработала: программу поддержки и развития чтения гимназистов, цель которой – обеспечение условий повышения культурной компетентности педагогов и учащихся гимназии; проект «Успешное чтение», который мы реализуем в условиях сотрудничества гимназии с Фондом поддержки образования (Санкт-Петербург) в рамках Гимназического союза России. Цель проекта – создание в гимназии условий для развития читательской культуры гимназистов, без которой невозможно осуществление качественного образования.Наша гимназия в рамках Гимназического союза России участвует в проекте «Библиотека гимназии (21 век)», который также реализует в условиях сотрудничества с Фондом поддержки образования Санкт-Петербурга. Необходимость новой роли библиотеки гимназии обусловлена современной концепцией образования, ставящей задачу получения метазнания, то есть знания о знаниях. Проект направлен на повышение качества образования в гимназии посредством создания насыщенного библиотечно-информационного пространства.Одно из управленческих решений – расширение интегративных связей основного и дополнительного образования, в том числе через создание структурного подразделения гимназии «Центр поддержки одаренных детей». 100% учащихся охвачены различными формами в рамках дополнительного образования. Все занятия системы дополнительного образования ведут высококвалифицированные специалисты. Широта первичного охвата, основанная на различных организационных формах (кружки, клубы, студии, школа живописи), – часть модели системы, разработанной в гимназии и ориентированной на развитие, которая обеспечивает условия раскрытия одаренности учащихся. В гимназии действует школьная академия наук, которая включает в себя научное общество учащихся «Поиск» с подразделениями «Лингва», «Вдохновение», «Эрудит», математический клуб «Пифагор», клуб «Юный правовед». Ее назначение – активизировать работу по пропаганде научных знаний, профессиональной ориентации и привлечению учащихся к исследовательской, поисковой работе, проектному творчеству под руководством ученых, преподавателей вузов, учителей и других заинтересованных лиц. Сотрудничество с вузами мы осуществляем на основе программы социального партнерства. Это определение приоритетов в обеспечении взаимодействия с вузами столичного мегаполиса, создание условий для повышения доступности, эффективности и качества образования с учетом индивидуальных особенностей, склонностей и способностей обучающихся, интеграции и координации деятельности педагогов школы, совершенствования структуры и технологии управления образовательным процессом, повышения эффективности связей с социальными партнерами для решения образовательных проблем.Среди направлений развития инфраструктуры гимназии важное место занимают:- построение электронной (модульной) школы, использующей мультимедийные, телекоммуникационные, интерактивные технологии;- формирование новой информационной культуры и работа школы в гипермедиасреде со знаниями и образцами деятельности.Одним из условий и действенных средств повышения качества образовательного процесса в гимназии стало совершенствование информационной среды. Для развития информационно-образовательной среды задействован научно-методический, информационный, технологический, организационный и педагогический потенциал, накопленный образовательным учреждением.Создание единой образовательной информационной среды гимназии обеспечивает:- доступ учащихся и преподавателей к высококачественным локальным и сетевым образовательным информационным ресурсам, в том числе к системе современных электронных учебных материалов по различным областям знаний;- возможность проведения тестирования и оценки качества образования с использованием специализированного программного обеспечения;- методическую поддержку и возможность непрерывного повышения квалификации преподавателей гимназии;- переход к системе открытого образования на основе интерактивных дистанционных технологий обучения;- повышение качества обучения в образовательном учреждении;- развитие творческой активности учащихся;- совершенствование системы управления в гимназии.Реализация этих направлений позволяет фиксировать в гимназии степень обновления содержания образования и способствует возможности учащегося выбирать и осваивать определенное содержание образования, обеспечивая его высокое качество.Реализовать изложенные положения возможно при наличии гибкой организации работы с учителем. Организация модели вариативной методической службы в гимназии – одна из ведущих управленческих задач повышения качества образовательного процесса.Вариативная модель методической службы в гимназии основана на реализации дифференцированного подхода, учитывающего уровень готовности педагогов к проектированию собственной инновационной деятельности, различия в профессиональных запросах педагогических кадров, различия в условиях подготовки педагогов к инновационной деятельности и наконец различия в типах и уровнях творческой инновационной деятельности педагогов. Поэтому новым ориентиром в научно-методической работе становится процесс не столько информирования учителей о научных достижениях, сколько проектирование деятельности самих педагогов по овладению новыми знаниями путем самообразования, самоорганизации и саморазвития и развитие таким образом педагогической компетенции и педагогического творчества.Формирование проблемного сознания учителей – одна из ведущих задач, направленных на развитие познавательной деятельности педагогического коллектива. Основными формами организации методической работы выступают педагогические чтения, теоретические и научно-практические семинары, методический консалтинг, модульные курсы, ролевые игры, дискуссии, заседание научно-методического совета, кафедры, методического объединения, тематические педсоветы, мастер-классы, научно-практические конференции, фестивали, аукционы, ярмарки педагогических идей, творческие отчеты учителей, подготовка методических сборников.Научно-методическая, экспериментальная, исследовательская деятельность – важные направления работы педагогического коллектива. Организация научно-методического сопровождения обеспечивается через сотрудничество с научно-методическими учреждениями, вузами, научными учреждениями.Управление качеством образования включает: контроль качества; мотивацию; организацию; планирование, проектирование; анализ; исследование качества.Для достижения нового качества гимназического образования мы широко используем горизонтальные связи между уровнями управления, то есть реализуется партисипативный подход к роли субъекта управления, согласно которому в управлении жизнью гимназии участвует не только администрация, но и весь педагогический коллектив (через педсоветы, работу кафедр и методических объединений, ученическое самоуправление). Функция ответственности распределяется между руководителями, учениками, родителями, учителями.Управление в гимназии носит опережающий характер, согласно которому субъекты управления осуществляют прогностическую деятельность, чтобы рассчитать реально достижимые цели (результаты), своевременно предвидеть трудности и реагировать на них, до того как их действие может негативно сказаться на педагогической деятельности. Управление строится на рефлексивной основе, поэтому коррекционно-регулятивной функции принадлежит особое место. Гуманизация в управлении осуществляется через индивидуальный, личностно ориентированный подход, личное стимулирование, уважение и доверие к человеку, раскрытие творческого потенциала работников гимназии.Мы уверены, что сумели создать в гимназии среду, гарантирующую поддержку самоопределения и самореализации личности каждого ученика, обеспечивающую ему достижение успеха. Из личных успехов отдельных учеников складывается общий успех гимназии.Светлана ДВОРЯНЦЕВА, директор гимназии №1583
Комментарии