Исходя из самых новых направлений в развитии современного образования, формируя и совершенствуя себя в мировой культуре, педагогика все более отчетливо и ярко открывает новые грани и возможности совершенствования и самосовершенствования личности, стирает отжившие представления и, опираясь на все лучшее, что вобрала в себя историко-педагогическая мысль, ищет новые пути развития и воспитания личности. Это основные характеристики и направленность научного поиска нашей лаборатории.
Гуманизм как культурно-историческая традиция, как система взглядов на мир и человека сохраняет в современной культуре свою общечеловеческую ценность для образования Человека. Вероятно, поэтому с воодушевлением и радостью педагогическая общественность приняла известие о том, что Виктор Рябов в 1997 году подписал приказ о создании в Московском городском педагогическом университете Лаборатории гуманной педагогики под руководством академика РАО, доктора психологических наук, профессора Шалвы Амонашвили. Шалва Александрович – почетный профессор многих университетов России и зарубежья, член Экспертного совета по проблемам образования Государственной Думы РФ, имеет более 200 публикаций, под его руководством защитили диссертации более 40 человек. Большое признание среди учителей нашли его книги «Здравствуйте, дети!», «Единство цели», «Педагогическая симфония», «Размышления о гуманной педагогике», «Школа Жизни», «Искусство семейного воспитания», в серии «Психологи Отечества» вышла его книга «Гуманно-личностный подход к детям». Участие Шалвы Александровича в общественной жизни общества придает трудам педагога актуальность и остроту. В 1989-1991 годах Шалва Амонашвили был народным депутатом СССР, членом Верховного Совета СССР, членом Европарламента, неоднократно выступал в Страсбурге с докладами о состоянии и перспективах образования. Как член Верховного Совета СССР, он был назначен представителем педагогического собрания Болгарии, а также был представителем СССР в ЮНЕСКО.Концепция гуманно-личностной педагогики занимает все большее место в пространстве образования, поэтому каждый семинар, каждое выступление академика Амонашвили, каждая новая книга притягивают большое количество учителей, родителей, ученых. Лаборатория гуманной педагогики как научный центр инновационного развития педагогической мысли получила свое продолжение в том, что по России стало постепенно создаваться много таких региональных центров. Их уже более 200.Наша лаборатория, кроме официальных сотрудников, включает в себя еще 700 человек. Это педагоги всей России, которые развивают гуманную педагогику, ежегодно они собираются на трехдневную конференцию «Международные педагогические чтения» в нашем университете. Каждая такая встреча занимает особое место в жизни каждого из нас, потому что это живые ступеньки вхождения в гуманную педагогику, уникальные педагогические форумы, собирающие сторонников гуманной педагогики со всей России и стран ближнего зарубежья. Это маленькие классы большой научной школы Амонашвили.У каждых Педагогических чтений своя тема, свой лейтмотив, своя педагогическая история. Эти чтения являли собой торжество гуманной педагогики. В зале много молодежи – студенты нашего университета, колледжей. Один из мастер-классов подсказывал: открой себя, свою самобытность, творчество, и ты научишься понимать и открывать для себя других. Другой мастер-класс тонко и деликатно показывает: есть дети трудной судьбы, учитесь работать с ними по-новому, уходите от стереотипов и шаблонов, не давайте почувствовать своему воспитаннику, что он не такой, как все. Он Ребенок! Он ждет от нас чуда. Для каждого из нас, участников этих чтений, – это «Школа Жизни».Обращаясь к трудам научного руководителя лаборатории академика Шалвы Амонашвили, не перестаешь удивляться зоркости его сердца. Тонкостью чувствования и понимания человека дышит каждое его произведение: будь то классическое изложение «Школы Жизни», двухтомник «Гуманная педагогика» или легкое (на первый взгляд) «Улыбка моя, где ты?». Что несет в себе такое короткое и такое необычное название книги для учителя? Приглашение к размышлению о будущем? Тревогу за настоящее? Радость жизни каждому конкретному ребенку? Безусловно. Автор постепенно приводит нас к тому, что улыбка – это особая ценность, которой должна жить школа, это духовное состояние учителя, это внутренний свет его души, это показатель радости Детства. Что побуждает задуматься: не потерял ли наш учитель свою улыбку? Счастливы ли наши дети? И как мы можем помочь им быть счастливее?В своих книгах для учителя Шалва Александрович заявляет свой уникальный авторский стиль изложения педагогических истин. Его работы показывают, что этот стиль – творческий почерк, манера изложения материала, включение педагогических картин, художественных этюдов, притч – мы встречаем у любимых им педагогов-гуманистов. Многие страницы книг Амонашвили перекликаются по характеру с трудами И.Песталоцци, К.Ушинского, В.Сухомлинского, Я.Корчака так же ярко, вдохновенно, открыто, а главное – так же просто и так же мудро. Во всех его книгах, пожалуй, больше вопросов, чем ответов. Автору особенно важно разбудить вашу мысль, пробудить ваши чувства, заставить глубоко задуматься, чтобы найти ответ. Но чем дальше погружаешься в текст, тем явственнее начинаешь «слышать Слово», чувствовать его сердцем и осознавать, что в этих книгах, где кажется, что так все просто, на самом деле так все сложно, что сразу главного и не поймешь, – в этих книгах с нами говорит мудрость. И только тогда начинаешь острее понимать тревогу, боль, крик души человека, посвятившего свою жизнь главному – любви к Ребенку!Ступени гуманной педагогики трудны. Ее невозможно постичь сразу, выучить и сдать экзамен. Нет такой учебной дисциплины. Есть каждодневный труд, бесконечность, есть вечная «Школа Жизни». Здесь от учителя требуется не просто желание быть гуманным. Шалва Александрович зовет дальше и ставит еще более сложный вопрос: «Почему не прожить нам жизнь героями духа?» Весь год мы работаем над решением этой проблемы, принимая подъем духа как внутреннюю силу общества. Сила духа среди учителей и воспитателей есть утверждение культуры образования, в котором процветает педагогический гуманизм. Гуманная педагогика ведет ребенка (ученика, воспитанника) к постижению в себе своей бессмертной сущности и смысла жизни. Сегодня мы осознаем, что не знания сами по себе составляют смысл современного образования, а умение аналитически их осмыслить, творчески интерпретировать, соотнести с другими отраслями науки и со своим собственным мироощущением, что поможет сделать их духовным достоянием личности. Не случайно трактат «Спешите, дети! Будем учиться летать!» поднимает педагогов не просто на следующую ступень, он устремляет в духовную высь. Эту книгу нельзя пересказать. Своей устремленностью к будущему, к творчеству и полету мысли она созвучна с вышедшей в том же году книгой известнейшего австралийского ученого, представителя школы гуманистической психологии Билла Ньюмена «Парите вместе с орлами», где он как бы ведет диалог с Шалвой Амонашвили о полете мысли, о благородстве, о вдохновении, силе духа, о любви: «Вместе мы способны изменить мир».За 15 лет своей педагогической деятельности лаборатория неустанно утверждает лучшие идеи педагогической классики. Значительное место в работе лаборатории занимает издание «Антологии гуманной педагогики», главным редактором которой стал профессор, член-корреспондент РАО Дмитрий Зуев. Судьба свела этих двух выдающихся педагогов в стенах одной лаборатории, где они осуществляют свою давнюю мечту: издают первое в истории России бесцензурное, академически выверенное издание великих книг об искусстве воспитания всех времен и народов. Сегодня издано уже более 50 томов «Антологии гуманной педагогики». Их широкое признание во многих городах и регионах России, в странах зарубежья показывает, что эти книги вносят значительный вклад в воспитание духовно-нравственных идеалов учителя, способствуя тем самым формированию гуманно-личностного творческого мышления. К работе над «Антологией…» привлекают очень много людей увлеченных, творческих, поэтому жизнь в лаборатории всегда кипит активно и созидательно. Яркие дискуссии, профессиональные споры, научные доклады, работа с аспирантами и, конечно, с будущими учителями.Лаборатория видит свою задачу в том, чтобы помочь будущему учителю обрести знание истории педагогической классики, включая мировые религии, чтобы он мог профессионально грамотно, опираясь на научные основы философии, теологии, социологии, психологии, устанавливать отношения с семьями детей, исповедующих ту или иную религию, памятуя о том, что согласно Конституции РФ церковь отделена от государства, но не отделена от общества..Каждый человек, который приходит в нашу школу-лабораторию, проникается мыслю, что мы, педагоги, несем особую ответственность за наше будущее, за будущее России. И от чистоты наших устремлений, от щедрости сердца учителя зависит, оживут ли в его добрых руках зернышки истины, отзовется ли в душе слово учителя, заденет ли его чувства поставленная учителем задача, превратятся ли сухие на первый взгляд страницы учебника в увлекательную дорогу, дорогу Жизни? По большому счету это ваше восхождение с ребенком к радости познания, к истине, добру и красоте. Немногим удается достичь высоты такого полета, но мы все будем стремиться к этому.Мария КОРОТКОВА, научный сотрудник Лаборатории инновационной (гуманной) педагогики НИИСО МГПУ
Комментарии