search
main
0

Инновации рождаются в конкурсном движении

Татьяна ГУСЕВА, заместитель руководителя Департамента образования: – Конкурс «Воспитатель года» проходил в рамках городского конкурса «Московские мастера», его организаторы – Департамент образования и Московская городская организация Профсоюза работников народного образования и науки при участии всех городских педагогических вузов и Центра дошкольного детства имени А.В.Запорожца. В конкурсе было две номинации: «Воспитатель ДОУ» и «Молодой специалист». Основная тема была заявлена так: «Здоровье детей – приоритетное направление моей работы» – для опытных педагогов и «Я и дошкольное образование» – для молодых специалистов. Наиболее активно конкурс проводился в Южном, Юго-Западном, Восточном и Северном округах.

Виктор РЯБОВ, ректор Московского городского педагогического университета, председатель оргкомитета конкурса в номинации «Педагогический дебют-2009»:

– Конкурс в рамках номинации «Педагогический дебют-2009» замысливался и осуществлялся с позиций возможности системы образования Москвы и столичных педвузов производить новое поколение учителей, учителей современных, учителей новой формации. Мы долго бились над тем, чтобы улучшить содержание и организацию этого конкурса, ввели новый формат, разработали новое положение, в основе которого было усложнение содержания конкурса от этапа к этапу. Конкурс проходил сначала на уровне факультетов, затем – института, заключительный этап был выездным, за что спасибо Департаменту образования.

Если говорить о новизне, то в этом году мы подошли к тому, чтобы оценка педагогического дебюта осуществлялась независимыми экспертами, отошли от того, чтобы формировать жюри из представителей вузов. Это создавало нервозную обстановку, звучали обвинения в необъективности. В этом году участвовали в работе жюри Игорь Агапов, Александр Глозман, Ирина Хачатрян – педагоги, которые в прежние годы были победителями московского городского конкурса и входили в пятерку лучших учителей России (Александр Глозман в 1997 году стал «Учителем года России»), директора школ, которые как будущие работодатели смотрели, каких учителей готовят педвузы.

В конкурсе участвовали не только будущие учителя, но и социальные педагоги, дефектологи, психологи, то есть был демократичный выбор. Что касается итогов, то все, кто принимал участие в работе оргкомитета и жюри, кто побывал на мастер-классах молодых педагогов, сделали вывод: у ребят очень высокий уровень профессиональной подготовки, все они – современные творческие личности, обладают способностью вести самостоятельную научно-исследовательскую работу, осознают необходимость анализа процессов, которые происходят в школе и в педагогике как науке.

Марина УМРИХИНА, заместитель руководителя Департамента образования:

– Наибольшее число педагогов, которые принимали участие в окружном этапе конкурса «Педагог-внешкольник», было в Северо-Восточном, Восточном, Западном округах. В городском этапе конкурса больше всего участников было из Центрального, Зеленоградского округов, все заявленные конкурсанты из Юго-Западного, Северо-Восточного и Западного округов стали финалистами на городском этапе. Мы достаточное внимание уделяем во всех конкурсах молодым педагогам, но пока не удается поднять активность старших вожатых.

Педагоги-конкурсанты представляли программы дополнительного образования по следующим направлениям (эта тенденция есть и в тех вопросах, которые проявляются в системе дополнительного образования): художественно-эстетическая направленность – 30 участников, туристско-краеведческая – 3 участника, научно-техническая – 3 участника, естественно-научная – 1 участник. Нам есть о чем подумать в развитие этой темы.

Вместе с профессиональным жюри у нас работал и городской совет директоров учреждений дополнительного образования, который выполнял функцию общественной экспертизы. Хочу сказать спасибо окружному Центру творчества Восточного округа, где проводился этот конкурс. Темы, которые защищали участники финального этапа, очень актуальны, это модель детского объединения в системе дополнительного образования и модель образовательной программы дополнительного образования детей. Все финалисты успешно справились с темами. В этом году защищать программы им могли помогать родители, дети, педагоги-коллеги и все другие участники образовательного процесса. Это был своеобразный бонус всем участникам конкурса.

Что касается «Самого классного классного», то тут активность в течение пяти прошлых лет непрерывно росла. А сам конкурс превращается в некое движение. В 2005 году на учрежденческом окружном этапе принимали участие всего 500 человек, но в 2009 году – почти пять тысяч. Наиболее активными были тут Центральный, Восточный, Зеленоградский округа, система профтехобразования. Но общий минус то, что учреждения городского подчинения не участвуют в этом конкурсе на протяжении трех лет. Над этим нам нужно думать, ведь в системе ОУ городского подчинения очень высок потенциал классных руководителей. В этом году мы предложили новое условие – условие самовыдвижения, поэтому принять участие в конкурсе смогли за счет дополнительных усилий и проявления личных качеств больше педагогов. В этом году в конкурсе участвовали классные руководители, которые имеют педагогический стаж не меньше двух лет и не меньше года работы в качестве классных руководителей. Это тоже дало возможность повысить активность наших участников.

Александр КУТУЗОВ, ректор Московского гуманитарного педагогического института:

– Хочу отметить, что введение новой номинации «Молодой педагог» – мудрое и системообразующее решение, так как введение этой номинации дает возможность, во-первых, пробовать новые форматы проведения конкурса на молодых учителях, во-вторых, через это включать такие важные составляющие развития профессии, как креативность и инициативность, в-третьих, подключает, если так можно сказать, старшую возрастную планку учителей за счет того, что выводится планка молодых. Доказательством этому служит то, что 353 человека (хотя конкурс проводился в первый раз в этой номинации) участвовали в профессиональном состязании. Мне кажется, это очень здорово, я поддерживаю это решение, в дальнейшем мы можем через эту площадку отрабатывать новые форматы либо заданий, либо даже всего конкурса. На молодых пробовать все проще, они активнее работают, они в этом смысле ярче, они меньше боятся потерять свое педагогическое лицо.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте