search
main
0

Инновации по регламенту. Основа дела – закон

1 сентября более миллиона дошколят, школьников, студентов Подмосковья услышали от своих педагогов, а их в регионе более 84 тысяч человек, первые приветственные слова в новом учебном году. И для тех, кто учится, и для тех, кто учит, эта встреча много значит. И детей, и взрослых волнуют те преобразования, которые происходят в системе просвещения. Но в создании нового образовательного пространства сегодня участвует каждый, и как вспоминает слова великого Альберта Эйнштейна министр образования правительства Московской области Лидия АНТОНОВА: «Разум, однажды расширивший свои границы, никогда не вернется в прежние». В этом году образование Подмосковья переходит на качественно новый, инновационный уровень развития.

​- Лидия Николаевна, какие цели стоят перед подмосковным образованием сегодня?- Мы решаем три основные задачи. Одна из них – модернизация общего и дошкольного образования. Вторая – приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда, развивающейся экономики Подмосковья. И конечно же, весьма актуальны вопросы развития системы оценки качества образовательных услуг, соответствия их запросам населения. Это действительно новый этап нашей деятельности: впервые процессы социокультурной модернизации образования должны стать мощной силой, преобразующей образование в новый институт продуктивного социального развития Московской области. – На что вы опираетесь?В первую очередь, конечно, на огромный экономический, интеллектуальный, культурный потенциал Подмосковья, на политику правительства Подмосковья, возглавляемого губернатором Борисом Всеволодовичем Громовым, «заточенную» под решение социально ориентированных задач. Мы много ждем от принятия новой редакции закона «Об образовании в Российской Федерации». Практически каждая глава проекта закона включает нормы, нацеленные на обеспечение создания правовых условий, обеспечивающих превращение образования в движущую силу и ресурс социально-экономического развития, в важный механизм формирования инновационного потенциала общества и экономики, повышения конкурентоспособности страны.В условиях развития производства и внедрения новых наукоемких технологий предлагается осуществлять подготовку квалифицированных специалистов по тем профессиям, которые в настоящее время требуют начального профессионального образования, но в рамках системы среднего профессионального образования.В проекте закона сформулирована основная задача системы профессионального образования: обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства.- То есть в законодательство вошли положения, отражающие современные требования к образованию, вытекающие из объективных запросов общества и реальных секторов экономики, потребностей социально-экономического развития страны, интеграции в международное образовательное пространство?- Впервые на уровне федерального закона регламентированы условия ведения экспериментальной и инновационной деятельности, легализовано дистанционное и электронное обучение. Проект разрешает реализовывать образовательные программы с помощью Интернета, вводятся сетевые формы реализации образовательных программ и кредитно-модульная система организации образовательного процесса, представлен новый раздел «Экономическая деятельность в сфере образования». – Это говорит о том, что будущий федеральный закон позволит повысить качество образования, расширить гарантии реализации прав в области образования, обновить отечественную систему образования в соответствии с запросами личности, общества, государства и реальной экономики?- И обеспечит ее поступательное развитие! Новой отличительной чертой нынешнего этапа развития системы образования стало ее вхождение в новое поколение государственных образовательных стандартов.Таким образом, решение главных стратегических задач образовательной политики Подмосковья в условиях введения новых государственных образовательных стандартов и в преддверии утверждения нового закона «Об образовании в Российской Федерации» становится основной и главной целью развития региональной системы образования. Достижение основных целевых ориентиров стратегического развития системы образования Подмосковья в 2011-2012 учебном году будет осуществлено через реализацию направлений, сопряженных с направлениями федеральной и областной целевых программ развития образования, национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», комплекса мер по реализации федерального проекта модернизации региональных систем общего образования, других значимых для области проектов развития сферы образования.- Первой ступенью служит дошкольное образование. Что делается в Подмосковье для того, чтобы у всех малышей были равные возможности подготовиться к школе?- В Московской области 1920 детских садов. Они охватывают более 251 тысячи детей, что составляет 68 процентов от детей в возрасте от полутора до 7 лет.Наряду с традиционными формами дошкольного образования активно используются гибкие формы пребывания детей в учреждении, апробируются новые модели – например, дошкольные группы на базе школ, учреждений дополнительного образования и  культуры, группы краткосрочного пребывания детей. В этих группах воспитываются около 65 тысяч детей. Такой охват позволяет увеличить количество детей, получающих услуги дошкольного образования до 7 лет, до 63,4 процента, что существенно выше среднего показателя по России.Большое внимание уделяется развитию детей, нуждающихся в коррекции физического и психического развития. Специальные коррекционные группы посещают более 26 тысяч детей. Работа этих групп требует участия  специалистов психолого-медико-педагогических комиссий, наличия оборудованных специальных помещений: физиокабинеты, кабинеты дефектолога, логопедические и офтальмологические кабинеты и другие. Решая проблему очередности, нельзя допустить снижения охвата детей данной поддержкой, позволяющей им адаптироваться к школе.Вопрос обеспечения общедоступности дошкольного образования поставлен на контроль правительством Московской области. В сентябре 2010 года губернатором Борисом Всеволодовичем Громовым был утвержден План мероприятий по развитию дошкольного образования и совершенствованию организации оздоровления и отдыха детей в Московской области, в сентябре этого года правительство Подмосковья приняло постановление о разработке долгосрочной целевой программы «О развитии дошкольного образования в Московской области в 2012-2014 годах». Реализация этих программ, а также муниципальных проектов позволит в ближайшее время увеличить количество мест в дошкольных образовательных учреждениях более чем на 15 тысяч.- Обеспечены ли дошкольные учреждения профессиональными кадрами?- Дефицит педагогических кадров составляет около 1000 человек. Но вузы и педагогические колледжи области готовы обеспечить целевую подготовку специалистов по заявкам муниципалитетов.- Московская область – это один из первых, базовых регионов Российской Федерации, на территории которого уже с 2010 года проходит апробация госстандарта начального общего образования. Какие результаты показал опыт прошлого года?- Для введения нового стандарта было отобрано 97 школ – от гимназий и лицеев до малокомплектных сельских школ, ставших первопроходцами, по стопам которых с 1 сентября пошли уже и все остальные первоклассники Подмосковья. Целью отбора стали отработка механизмов введения ФГОС в разных условиях, определение путей выхода из затруднительных ситуаций и создание рекомендаций по разработке основной образовательной программы и организации внеурочной деятельности.Нами проводился постоянный мониторинг материально-технических условий организации образовательного процесса и реализации обязательной 10-часовой внеурочной деятельности учащихся, а также стиля работы учителей, их настроения, отношения администрации школы и родителей первоклассников, их желание работать в тандеме на благо ребенка.В ходе мониторинга было установлено, что во всех школах программа внеурочной деятельности является структурным компонентом основной образовательной программы.В конце апреля была проведена комплексная срезовая работа, которую выполняли 6227 школьников. Все учащиеся выполнили работу на хорошем и высоком уровне, и этот результат подтвердился после повторной проверки срезовых работ первоклассников сотрудниками Педагогической академии. Предметом проверки было не столько качество детских работ, сколько особенности оценочной деятельности педагогов. Ее анализ показал, что часто учителя руководствуются привычными стереотипными критериями, весьма далекими от требований нового стандарта. Этот факт должен стать первоочередным вопросом для руководителей школ и муниципальных органов управления образованием и  методических служб.В связи с поставкой нового учебно-лабораторного оборудования организовано обучение новым образовательным технологиям всех учителей, в чьих классах оно будет использоваться.В настоящее время уровень готовности педагогических работников нами оценивается как удовлетворительный.- Происходящие процессы модернизации сильно повлияли на качество образования в регионе?- В 2011 году экзамен сдали около 31000 человек, в том числе более 26000 выпускников текущего года. ЕГЭ проводился по всем 14 предметам. Самыми востребованными предметами по выбору среди участников ЕГЭ остались, как и в прошлом году, обществознание (около 17000), физика (свыше 6000), история (около 6000) и биология (около 5000).По сравнению с прошлым годом увеличилось число участников ЕГЭ, набравших 100 баллов (2010 год – 104, 2011 год – 150). В ходе проверок с учетом масштабов области нарушений при проведении ЕГЭ не было выявлено.К позитивным тенденциям прошедшего года можно отнести хоть и небольшую, но положительную динамику роста среднего тестового балла по Московской области по большинству общеобразовательных предметов и более высокий результат учреждений с повышенным статусом.- Каким образом выстраивается система оценки качества?- В прошедшем учебном году в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» министерством осуществлялся  надзор и контроль за 5090 объектами образования. Было организовано и проведено 933 проверки, из них 817 плановых.Эти данные свидетельствуют о том, что вопросы устранения выявленных нарушений законодательства и их профилактика являются одной их первоочередных задач управленцев образования всех уровней. Мы рекомендуем главам муниципальных образований организовать работу по усилению контроля за исполнением законодательства в сфере образования, соблюдением прав граждан на получение общедоступного, бесплатного, качественного общего и дошкольного образования в подведомственных образовательных учреждениях.У нас есть такая система оценки качества образования, как электронный мониторинг. Региональная система электронного мониторинга, созданная на базе Академии социального управления, предназначена для достоверного и оперативного мониторинга состояния и развития системы образования при соблюдении принципа публичности за счет обеспечения открытого доступа с целью принятия управленческих решений. К декабрю 2011 года мы планируем ввести в эту систему мониторинг дошкольного, дополнительного и профессионального образования. Поэтому одной из важных задач станет не только подготовка специалистов школьного уровня, но и обучение специалистов всех уровней образования основным навыкам сбора, хранения и анализа информации, а также использования данных мониторинга в качестве одного из главных инструментов управления качеством образования. Хочу подчеркнуть, что именно результаты мониторинга служат основой для принятия любого управленческого решения, потому они должны быть открыты, доступны и обсуждаться на совещаниях любого уровня – от регионального и муниципального до уровня образовательного учреждения.Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте