search
main
0

Инновации делают педагогический вуз по-настоящему современным

В 2009 году многие вузы, ставшие победителями конкурса инновационных программ развития в рамках нацпроекта «Образование», уже могут говорить об итогах завершения этой работы. Среди них – Московский педагогический государственный университет, значительная часть выпускников которого каждый год приходят на работу в образовательные учреждения столицы. О том, что сделано МПГУ в рамках выполнения инновационного проекта, рассказывает его ректор, академик РАН Виктор МАТРОСОВ.

Правительство РФ разработало Концепцию долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года. Ее стратегическая цель – перевод страны на качественно новый уровень развития, определенный понятием «инновационный». В представленном инновационном сценарии развития страны особая роль отводится образованию как двигателю системных изменений в экономике и обществе. Начиная с 2003 года реализуются приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации. Как известно, важнейшим этапом государственной политики – и рычагом реформирования отрасли – стал в этот период приоритетный национальный проект «Образование» (ПНПО). Появление ПНПО означало, что государство впервые за последние сложные годы повернулось лицом к образованию как стратегическому направлению общенациональной политики. В рамках приоритетного национального проекта «Образование» в 2007 году наш университет в трудной конкурентной борьбе стал победителем, таким образом, мы вошли в число 57 элитных вузов, которым по итогам двух лет государство оказало серьезную финансовую поддержку на реализацию инновационных образовательных программ. Впервые в своей истории наш университет получил возможность в течение двух лет направить на свое развитие почти полмиллиарда рублей. По итогам 2007 года более 66,7 % средств субсидии израсходовано на приобретение лабораторного оборудования. Это определялось поставленными задачами формирования профессиональных компетенций выпускников на основе научных исследований и внедрения их результатов в образовательный процесс. В течение этого года в рамках Инновационной образовательной программы закуплено и поставлено на баланс оборудование на общую сумму около 140 млн руб. Дорогостоящее и уникальное оборудование установлено и введено в действие на факультетах и в учебно-научных центрах, выполняющих фундаментальные исследования в области физики, химии, биологии, географии. Это позволяет существенным образом расширить тематику научных исследований, обеспечить их большую результативность. Исследования научных школ под руководством профессора Г.Гольцмана в области нанотехнологий, лауреата премии АН СССР им. Бутлерова, чл.-корр. РАН, профессора Э.Нифантьева в области химии фосфорорганических соединений получили новый импульс в связи с поставкой уникального оборудования. Так, благодаря закупке новейшего технологического оборудования для учебно-научного радиофизического центра факультета физики и информационных технологий мы стали единственным вузом, который имеет полностью замкнутый технологический цикл разработки и изготовления наноструктур, это позволяет проводить научные исследования в области нанотехнологий на мировом уровне. Применение сверхпроводниковых детекторов предусмотрено планом реализации проекта Миллиметрон, который включен в Федеральную космическую программу России до 2015 года и координируется головной организацией – Астрокосмическим центром ФИАН по заказу Федерального космического агентства Роскосмос.

В широком спектре проблем, связанных с нанотехнологиями, есть область, в которой наш вуз стал настоящим пионером. Речь идет о введении наномира в мир знаний и представлений растущего человека – от дошкольника до старшеклассника и далее – студента, аспиранта. Такую работу ученые и преподаватели нашего университета ведут активно, создавая программы, учебные пособия, дидактические средства для образовательного процесса.

Еще один наглядный пример инновационной деятельности представлен химическим факультетом, к научным разработкам которого проявлен интерес со стороны производственных структур. УНЦ физиологически активных фосфорорганических соединений подготовил к заключению договор с ООО «Флукол» по теме «Внедрение нового процесса выделения дигидрокверцетина из отходов лесозаготовок лиственницы», эти работы важны для создания лекарств, обладающих противоопухолевым действием. По предложенной учеными МПГУ технологии проводятся технико-экономические расчеты строительства завода по получению дигидрокверцетина и научной химической лаборатории по синтезу его производных. Одновременно результаты научных исследований внедряются и в образовательный процесс – в обучение студентов, аспирантов, на их основе совершенствуются программы для вуза и школы. Таким образом, можно отметить тенденцию к формированию в университете инновационных структур «школа – вуз – реальный сектор экономики – система образования».

Заботясь о развитии современной базы подготовки специалистов, университет направил значительные средства на создание корпоративной информационной среды, закупку и установку современного оборудования для проведения научных и учебно-воспитательных мероприятий. К примеру, значительная модернизация осуществлена в концертном зале корпуса гуманитарных факультетов. Там установлены видеопроектор, видеомониторы, плазменные панели, новейшее звуковое и световое оборудование. Проведена модернизация аудиторий 11 и 209 главного корпуса, где также введено в действие новейшее оборудование в целях проведения научных, учебных и воспитательных мероприятий, интернет-конференций. Эта работа продолжалась и в 2008 году. К примеру, в 209-й аудитории дополнительно появилось оборудование для синхронного перевода, что позволяет проводить мероприятия международного уровня. Компьютерные классы, лингафонные кабинеты, мультимедийные аудитории установлены практически на всех факультетах, общеуниверситетских кафедрах и впервые – в общежитиях, чего так ждали студенты, аспиранты и докторанты. Университет получил собственную телестудию и новую фотолабораторию. Таким образом, в университете созданы инновационные ресурсные центры, что позволяет качественно изменить технологии учебного процесса и воспитательных мероприятий, а также проводить в активном сетевом режиме научные конференции и семинары, сформирована долговременная основа для дальнейшего развития инновационных направлений деятельности и обеспечения широкого доступа к результатам инновационной деятельности МПГУ всех заинтересованных в развитии образования лиц. Ближайшая задача – обеспечить функционирование, обслуживание и активное использование всех ресурсных центров как центров коллективного пользования. В рамках этого направления в 2007 году было поставлено оборудование для оперативной цифровой полиграфии, библиотека университета оснащена уникальным автоматическим книжным сканером с «неразрушающей» технологией сканирования и перелистывания страниц сшитых оригиналов, что очень важно при работе как со старинными, так и современными изданиями. Полная автоматизация процесса, не разрушающего сканирования книг, позволяет ускорить перевод информации в электронный вид со скоростью до 1200 страниц в минуту. На повестке дня – вопрос о продолжении поэтапного создания электронной библиотеки как важнейшего современного информационного ресурса. Решение этой задачи потребует от университета дополнительных усилий и значительных – уже собственных – средств. Таким образом, университет использовал предоставленные государством средства на решение перспективной задачи создания технических условий для построения образовательного процесса и управления университетом на основе современных технических средств.

28% средств субсидии (а это более 57 млн руб.) были направлены на закупку и разработку программного и методического обеспечения. Это способствует качественному обновлению содержания и технологий подготовки кадров на актуальных направлениях реформирования образования. Уже разработаны и внедряются в учебный процесс инновационные специализации, магистерские программы, дисциплины, курсы, модули, оценочные средства, мультимедийные учебные пособия. Они обеспечивают системное формирование профессиональных компетенций студентов и аспирантов для работы в условиях динамичного развития общего среднего и высшего образования.

Необходимо подчеркнуть, что программно-методическое обеспечение создавалось на конкурсной основе с тщательной нормативной и организационной проработкой всех этапов конкурсных процедур, включая экспертизу, сегодня уже идет апробация и тиражирование полученных инновационных продуктов через открытие образовательной деятельности по новым программам курсов, специализаций, магистратуры, аспирантуры, систему экспериментальных площадок в образовательных учреждениях общего среднего и высшего образования (в том числе за рубежом), наполнение контента всероссийского портала педагогического образования. К примеру, на факультете физики и информационных технологий открыта магистерская программа «Приоритетные направления науки и техники в физико-математическом образовании», на математическом факультете – магистерская программа «Математическое образование с применением информационно-коммуникационных технологий». Факультеты дошкольной педагогики и психологии и начальных классов внедряют разработки в области предшкольного образования. В рамках мероприятий Болонского процесса продолжается эксперимент по переходу на кредитно-модульную структуру обучения и систему зачетных единиц на факультетах историческом и иностранных языков. Утверждены новые учебные планы и открыта подготовка бакалавров по направлению «Социально-экономическое образование» (исторический факультет), «Естественно-научное образование» (биолого-химический факультет). Утвержден учебный план магистерской подготовки по направлению «Естественно-научное образование» (магистерская программа «Естествознание»). Открыта подготовка бакалавров педагогики с профилем «Специальная дошкольная психология», в реализации которой объединены усилия преподавателей двух факультетов: дефектологического и дошкольной педагогики и психологии. Утвержден учебный план и УМК дисциплин магистерской подготовки по направлению «Педагогика» (магистерская программа «Специальная дошкольная психология»).

Практически все кафедры университета активно разрабатывают программы послевузовской подготовки (аспирантуры), что позволит университету системно обновить содержание подготовки кадров высшей квалификации для МПГУ, вузов России и многих зарубежных стран. В ближайшее время должно быть осуществлено издание разработанных комплексов.

Впервые значительные средства (10,5 млн руб., что составило 5% субсидии) были направлены на системное повышение квалификации и переподготовку научных сотрудников, профессорско-преподавательского состава и административно-управленческого персонала с использованием разработанных программ. В мероприятиях по направлению «Повышение квалификации» только в 2007 году приняли участие 146 преподавателей вуза, они разработали 70 программ, повышение квалификации прошли 513 преподавателей и сотрудников МПГУ (в том числе за рубежом – 22 чел., в вузах РФ – 13 человек). В 2008 году работа по повышению квалификации активно продолжалась, что способствовало развитию кадрового потенциала университета. Впервые в таких масштабах проведено повышение квалификации за рубежом. Одно из важных направлений этой работы связано с созданием и валидацией программ двойных дипломов. Это позволит повысить академическую мобильность студентов и сделать важные шаги к официальному признанию наших дипломов в европейском образовательном сообществе.

Важное направление деятельности в рамках ИОП было связано с проведением модернизации аудиторного фонда под поставляемое оборудование. На эти цели за 2 года университет направляет свыше 80 млн собственных средств.

Реализация Инновационной образовательной программы стимулировала структурные изменения в вузе. Для обеспечения устойчивости и дальнейшего развития полученных результатов шла работа по созданию центров образовательных и научных инноваций, например, начала работу учебно-научная лаборатория «Технологии открытого образования и тьюторского сопровождения» при НИИ дидактики высшего образования, работает учебно-научный центр цифровых образовательных ресурсов и педагогического проектирования, сформирована база для открытия отдела мониторинга качества образования, отдела оперативной полиграфии. Теперь необходимо поставить дело так, чтобы новые структуры стали внедренческими, то есть помимо собственно научных эффектов позволили зарабатывать дополнительные средства для университета.

Нельзя не задать себе вопрос: а что дальше, после завершения Инновационной программы? Можно ответить на этот вопрос так: этап разработок должен смениться этапом широкого внедрения и распространения полученных результатов. Внедрения не только в деятельность МПГУ, но и в систему образования в целом.

В настоящее время Министерство образования и науки РФ подготовило государственную программу по комплексной модернизации образования на среднесрочную перспективу до 2012 года. Почти шестая часть всех расходов на образование будет выделена на новую госпрограмму (63,6 млрд плюс из бюджетов субъектов 25 млрд). 2 сентября 2008 года программа была одобрена на коллегии министерства, таким образом, дан старт новому четырехлетнему циклу модернизации образования. Его цель – начать внедрение современной инновационной модели образования на основе опыта и механизмов, отработанных в ходе реализации приоритетного национального проекта «Образование».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте