search
main
0

Инновации

У детей, свободных от учительского контроля, мотивация растет

Как известно, в основе ФГОС общего образования второго поколения лежит деятельностный подход. Это, в частности, означает, что дети на уроках должны решать нетривиальные практические задачи, проводить эксперименты, работать в больших и малых группах, использовать разные источники информации, применять лабораторное оборудование, представлять результаты своей работы. Хорошим примером использования деятельностного подхода могут стать уроки физики.

В 2016 году на базе московской школы №1788 стартовал проект «Физика по-новому». Сегодня в нем участвуют ученики 7‑8‑х классов из 11 школ Троицкого и Новомосковского административных округов (ТиНАО). О проекте не раз писали СМИ, подробную информацию легко найти в Интернете.
В рамках проекта урок физики проводится для 100 учеников (по субботам к нам приходят около 300 детей, и мы задействуем одновременно три большие аудитории). Уроки представляют собой демонстрационные лекции и практикумы. Есть специально разработанный электронный курс МЭШ.
Аудитория, где проводится урок, – это большая лаборатория с современным учебным оборудованием, с мебелью, расставленной так, чтобы ученикам было комфортно работать в группах. Вести практикум в этом особом образовательном пространстве учителю помогают ассистенты – старшеклассники или студенты педвуза.
Практикум – это череда лабораторных работ – от простейших, которые все мы выполняли в школьные годы (собрать электрическую цепь с лампочками и бытовыми выключателями), до требующих знаний за рамками школьной программы (сконструировать перископ). Каждая работа отнюдь не набор Lego с инструкцией. Приветствуются фантазия и творчество, чтобы дети ощущали себя первооткрывателями.
Я не раз наблюдал за этими уроками, и одним из ключевых преимуществ такой формы работы мне представляется доброжелательная атмосфера сотрудничества и наставничества. В большой аудитории дети чувствуют себя свободными от учительского контроля и учительского давления, ассистенты немногим их старше, общение с ними на «ты». Включаются механизмы самоорганизации. Даже те, кто слабо мотивирован к изучению физики (подчеркну, речь идет об основной школе, когда интерес к учебе снижается), видя, как работают более увлеченные товарищи, сами невольно включаются в образовательный процесс.
Уверен, что «Физика по-новому» в немалой степени способствует и формированию у ребят тех самых soft skills, о важности которых говорят со всех трибун, и достижению метапредметных результатов, прописанных и в старых, и в новых стандартах. Проект полезен и педагогам: они перестают смотреть на ребенка как на объект принуждения.
«Физика по-новому» задумывалась как программа дополнительного образования – формат уроков казался непривычным даже по меркам Москвы с ее инженерными и медицинскими классами. Но в прошлом учебном году для учеников 7‑8‑х классов школы №1788 эти уроки вошли в обязательную программу, по-другому физику мы им не преподаем.
Конечно, сделать такие уроки основой образовательного процесса пока по силам не каждой школе и не каждому учителю. Новые подходы более естественны и близки детям, но очень сложны в реализации.

На сегодня итог реализации проекта «Физика по-новому» – «отчуждаемая» программа, где прописаны роли всех участников, приведены примеры лабораторных работ.

Александр ЕЗДОВ, директор школы №1788, кандидат педагогических наук, Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте