В Новосибирске седьмой год успешно действует «И-куб» – информационно-инженерный инкубатор, лидерский проект Агентства стратегических инициатив в сфере профессионального образования школьников. Сейчас с ним работают больше десятка образовательных учреждений города.
«И-куб» – «и» в кубе – это система профессионального воспитания. Подростки с 12 лет готовятся быть специалистами, способными работать вместе и выполнять реальные задачи рынка, – фриланс, предприятия собственного бизнеса. Готовят не за партами, а на практике. Главный элемент обучения – модули: ставится четкая цель, и команда два месяца работает над проектом, который должен ее достичь. Направления подготовки – те, которые востребованы на рынке высоких технологий: ИТ-разработка, киберфизика, разработка компьютерных игр.Основал информационно-инженерный инкубатор «И-куб» Вадим Полюга, ИТ-бизнесмен и педагог. Причем первые три года и он, и его коллеги работали бесплатно – было интересно. Потом это стало занимать практически все время… Модульную систему он опробовал, еще будучи заместителем директора гимназии №6 в Академгородке. Нужно было срочно подтянуть 11‑й класс, собранный из разных школ. Тогда он придумал учить детей погружением – четыре одинаковых предмета в день с разбивкой на физкультуру и языки. Причем сначала ребята изучали предметы, по которым ЕГЭ сдавать не собирались, а к концу года – математику, физику, информатику, поскольку класс был специализированный – инженерный. При этом количество предметов не изменилось, времени, положенного по программе на каждый из них, меньше не стало. В итоге ребята, на предварительном тестировании по физике набиравшие не больше 40 баллов, сдали экзамен со средним баллом 70‑85!- Я по образованию математик-физрук, – говорит Вадим Полюга. – Первое образование у меня математическое, второе – физкультурное. Летом защищал шкиперские права. Яхта – сложный инструмент: представьте машину на лысых шинах во время гололеда, когда для лавирования важен каждый дециметр. Полгода мы всей группой самоотверженно изучали теорию, вложили приличные деньги, а на практике не справились, экзамен не сдали. Это мне напоминает историю с современным образованием. Пока работал в школе, все думал: почему пятилетнее обучение ребенка в вузе обходится примерно в полмиллиона рублей и только 40 процентов выпускников при этом идут трудиться по специальности? Во мне проснулся математик – все дело в метриках. Как мы определяем результат школы? ЕГЭ и победы в олимпиадах – критерии, по которым считаются рейтинги. Зачем тогда детям школа? Для этого есть более простой способ получить результат – репетитор и тренер. Когда есть четкая цель, ее можно достигнуть быстрее.Давно известно, что университеты дают базовое образование, а на рынке труда требуются профессионалы с опытом, которые могут решать сегодняшние задачи. Кроме того, рынок нуждается не в одиночках, а в слаженных коллективах и людях, умеющих работать в команде.- Мы исходили из того, что дети пока о себе знают мало, – объясняет Вадим Олегович. – Поэтому школьник представляет гипотезу собственной профессиональной склонности, а в течение двух месяцев ее проверяет. За учебный год можно попробовать себя в четырех модулях, получить опыт и понять, подходит ли профессия ему. Это его осознанное понимание, а не то, что он видит в телевизоре или представляют его родители. То есть человек думает, что он хочет быть программистом, пожалуйста – создавай с товарищами проект, пробуй. Нужен обязательно полигон, площадка, где он может экспериментировать. И поскольку эта история про развитие по Льву Выготскому, требуется выход за рамки зоны комфорта. Последнее слагаемое – петля обратной связи. Мы шутим, что, когда грабли прилетают в лоб, появляются извилины. Если человек не умел работать руками, то он не научится магическим образом. Он не научится говорить с людьми, если в течение сознательной жизни – школа, вуз, аспирантура – этого не делал. Важная слагаемая процесса: каждые два месяца мы спрашиваем, нравится или нет. Воспитанник может сказать, мол, ИТ-разработки как-то не пошли, я лучше микроконтроллер попаяю. Или наоборот: зацепило, хочу идти дальше. Хорошо, давай посмотрим, что ты умеешь, подтвердив это артефактом – тем, что ты создал. А теперь давай посмотрим, насколько хорошо ты умеешь это делать по сравнению с другими. И тут во мне просыпается физрук. Спорт – это прекрасный способ сравнить себя с другими. Спортивный фокус позволяет освоить сферу быстрее, потому что азартно, в тонусе. Тут нужно уже не просто сделать, а стать в этом лучшим. Сначала – внутри модуля, потом в городе, в стране.Практическая подготовка специалистов, их тандемов и целых рабочих команд – главная задача инкубатора. Школьники вместе с преподавателями и экспертами-практиками работают над реальными задачами, которые нужны времени. При этом они говорят на одном языке – инкубатор работает «переводчиком», осуществляя взаимодействие. Если предприятию нужна инновация, то он помогает детям ее разработать. Среди партнеров «И-куба» – крупные российские и международные компании: в ИТ-разработке «Яндекс» и «СКБ-контур», в робототехнике – Intel, в разработке игр – DeusCraft. Именно они проводят экспертизу и проверяют результаты труда школьников и их преподавателей.Инкубатор давно стал постоянным партнером и Новосибирской службы занятости – он помогает не только получить опыт в решении производственных задач, но и понять требования работодателей к молодому специалисту. В итоге предприятие-заказчик получает разработку, а школьники – практику. Тем командам, которые создают серьезные проекты, способные принести реальный доход, «И-куб» помогает организовать свой бизнес. А детские проекты вполне реальные – проектирование реальной альтернативы наземному транспорту, разработка действующей модели стрелкового оружия, создание настоящего, но легкого вездехода.- В Книге книг написано: «По плодам их узнаете», – говорит Вадим Полюга. – Работодателю важно одно – что ты сделал? Понятная траектория формируется исходя из целей. Первый наш выпуск уже окончил вуз, практически все получили красные дипломы. Потому что они идут в университет, зная, чего хотят. Они знают это уже в 10‑11‑м классе, а к выпуску у них в блокнотах уже визитки начальника отдела кадров и начальника производственного отдела предприятия, на которое они надеются попасть. Они знают, что им нужно, и сразу спрашивают преподавателя, что сделать, чтобы получить «пять». Очень важно, что наша система верифицируется через работодателя. Наши ребята начинают зарабатывать еще учениками – занимаются фрилансом, создают свои предприятия. И это позволяет нам говорить, что профориентация без верификации рынка – это, скорее всего, профанация.Как считает Вадим, в «И-кубе» еще много недостатков, в частности он плохо монтируется как явление в других регионах. Поэтому придумали лагерь Starchallenge. Дети вместе со взрослыми попадают не просто в незнакомую местность, а на чужую планету, где надо выжить с помощью передовых технологий. Им приходится исследовать местность, добывать ресурсы, запускать ракеты, состязаться с конкурентами, управлять колонией. Сделать это можно только в командах единомышленников, которые и создаются за короткий срок – 5‑7 дней, причем выжить надо, как можно бережнее относясь к чужой планете, иначе она может ответить агрессией. Колонистам приходится быстро осваивать предметы – от робототехники и геохимии до астронавигации и маркетинга. В лагере отдыхать некогда, сюда едут, чтобы познать себя, «примерить» различные профессии, организовать работу в команде, договориться с кем-либо, собрать экспедицию. Как говорят «покорители космоса», постоянно возникают новые задачи, цели и препятствия, которые необходимо преодолеть, что позволяет мобилизовать все усилия в условиях ограниченного времени и возможностей. Starchallenge с успехом провели уже в Москве, Новосибирске, Тюмени, Екатеринбурге.«И-куб» распространяется по стране – в 2015 году, например, вместе с компанией «Крок» и Департаментом образования Москвы организовали Школу ИТ-решений для 37 столичных школ. Настольная игра «Компас новых профессий», разработанная инкубатором, помогает ознакомиться с профессиями будущего, понять принцип построения карьеры через развитие навыков. Как говорят специалисты, в 2020 году исчезнут почти 60 специальностей, зато появятся около 200 новых. В игре взрослые и дети узнают, какие профессии будут востребованы, как правильно выбрать место учебы и работы… Собственно, они получают пусть пока игровой, но уже практический жизненный опыт, что важнее любых советов. «Компас» охватил уже более 2000 человек в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Кирове, Калининграде, Ярославле, Томске. Новосибирск
Комментарии