2015 год. В Москве впервые проходил фестиваль детского и юношеского творчества «1+1». Его главное отличие от других подобных мероприятий заключалось в том, что все участвовавшие коллективы были сформированы по инклюзивному принципу. В каждой творческой команде объединились как здоровые ребята, так и дети с особенностями в развитии от 5 до 20 лет. Им предстояло научиться быть рядом, общаться на равных, стать частью единого целого, чтобы вместе выйти на большую сцену и перед полным зрительным залом продемонстрировать свои творческие таланты.
Тогда еще никто не знал, как воспримут идею инклюзивного фестиваля дети, родители, педагоги и чем обернется эта необычная задумка. 22 образовательные организации Москвы отважились сформировать свои коллективы и с головой окунуться в водоворот событий первого фестиваля «1+1». Общее количество участников тогда составило 600 человек. Для каждого из них это был уникальный опыт. Несколько месяцев совместной творческой работы помогли одним ребятам научиться понимать и принимать тех, кто не похож на остальных, а другим – поверить в себя и в свои неограниченные возможности, почувствовать себя успешным.
Информация о необычном фестивале разлетелась по столице и вызвала небывалый отклик общественности. В следующий раз свое желание присоединиться к фестивальной команде выразили почти 100 образовательных организаций, а общее количество участников достигло 3,5 тысячи. И с каждым годом эти цифры увеличивались. В итоге «1+1» приобрел статус открытого фестиваля, в котором могут принять участие инклюзивные коллективы из любого региона России. И даже когда весь мир столкнулся с пандемией и вынужденной самоизоляцией, когда казалось, что все масштабные события придется отменить или отложить на неопределенный срок, этот праздник инклюзивного творчества продолжал жить. По инициативе оператора фестиваля – Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы – все конкурсные испытания были переведены в дистанционный формат. И это стало точкой роста как для организаторов, так и для руководителей творческих коллективов. Всем приходилось осваивать цифровые технологии, расширять профессиональные компетенции, одним словом, учиться новому, прыгать выше головы ради общей цели – сохранить фестиваль как площадку для раскрытия творческого потенциала ребят с разными образовательными потребностями как возможность общаться, преодолевать себя и развиваться как личность.
– Инклюзивный фестиваль – это прекрасная идея! Важно, чтобы все дети могли демонстрировать свои таланты и развиваться как полноценные личности, – делится мнением Ольга Латохина, мама участницы фестиваля, ученицы Школы Марьина Роща имени В.Ф.Орлова Елизаветы Латохиной. – Важно, чтобы у каждого ребенка была возможность почувствовать себя нужным и важным в нашем большом мире. Моя дочь Лиза очень обрадовалась, когда педагог по танцам Светлана Фэридовна Анникова предложила участвовать в конкурсе. Для детей это огромное и важное событие – поучаствовать в масштабном мероприятии.
Невероятно, но факт: ни один фестиваль «1+1» не был похож на другой. А все потому, что каждый год организаторы предлагают участникам новую тему. Работая над конкурсными материалами, ребята открывали для себя мир кино и театра, совершали необыкновенные путешествия, знакомились с тайнами космического пространства, виртуально отправлялись в самые удивительные уголки России, вместе «шли» дорогами Великой Победы.
В этот раз тема фестиваля – «Быстрее, выше, сильнее: дорогами олимпийского огня». Она была выбрана не случайно и приурочена к главному спортивному событию на планете. Летом прошлого года в Японии прошли летние Олимпийские игры, а в феврале этого года зимняя Олимпиада состоялась в столице Китая. Эта тема – обширное поле для творчества, ведь в ней заложены важность дружбы народов на планете, актуальность здорового образа жизни, идея Паралимпийских игр, доказывающих, что возможности человека не имеют границ. На Олимпиаде спортсмены устанавливали новые рекорды. Но и нынешний фестиваль «1+1» стал рекордным по количеству участников. 232 инклюзивных коллектива представили экспертам свои работы в художественно-творческом и интеллектуально-познавательном направлениях.
– Готовились к фестивалю дети в школе под руководством опытных педагогов, – рассказывает Ольга Латохина. – Огромное им спасибо за проявленное внимание к нашим детям, за организацию и постановку номеров. Я понимаю, как сложно все организовать, заинтересовать ребят, чтобы они работали с полной отдачей и ничего не боялись.
Отношения в коллективе сложились очень дружественные, и не только среди детей, но и между детьми и педагогами, а это очень важно. Надеюсь, участие в фестивале «1+1» станет нашей ежегодной традицией.
Художественно-творческое направление фестиваля включает в себя такие номинации, как «Концертная программа», «Афиша», «Видеотрейлер». В рамках интеллектуально-познавательного направления участники представляют на суд жюри культурно-познавательный маршрут до выбранного объекта или достопримечательности, разработанную собственными силами интеллектуальную викторину, а также видеоролик, отражающий взаимоотношения в коллективе на разных этапах участия в фестивале. Соорганизатором интеллектуально-познавательного направления является Экспертно-консультативный совет родительской общественности.
– Само по себе участие в фестивале вызывает огромный интерес у детей, тем более что они уже принимали участие в фестивале прошлого года и заняли первое место, – вспоминает Ольга Латохина. – Теперь им хотелось снова попасть на большую сцену и, конечно же, выступить не хуже, чем в прошлом году! Для Лизы это был огромный опыт, было получено очень много положительных эмоций. Мне кажется, она даже как-то повзрослела за это время. При участии и подготовке к фестивалю ребенок проживает маленькую светлую и наполненную позитивом жизнь, так пусть это будет продолжаться как можно дольше!
Победители и лауреаты в каждой номинации фестиваля «1+1: равные условия – равные возможности» будут объявлены позже, на заключительном гала-концерте в апреле 2022 года. Но как бы ни распределились места по итогам творческих состязаний, каждый, кто прошел этот путь, приобрел новые знания и опыт, с которым дальше пойдет по жизни, осознал то, о чем раньше не задумывался, сделал то, что раньше казалось невозможным.
Марина АРХИПОВА, специалист Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы;
Елена БЕЛИНСКАЯ, педагог-организатор Школы Марьина Роща имени В.Ф.Орлова
Комментарии