Сразу два участника из Москвы стали победителями в номинациях Всероссийского конкурса спортивных проектов «Ты в игре». В номинации «Безграничные возможности» победили «Хрустальные пазлы. Фигурное катание для детей с аутизмом и другими ментальными нарушениями», а в «Трансформации в спорте» — MotherFit. Оба участника получат по 300 тысяч рублей, которые можно потратить на развитие и масштабирование инициатив.
«Ты в игре» проводится АНО «Национальные приоритеты» при поддержке Министерства спорта Российской Федерации благодаря федеральному проекту «Спорт — норма жизни» национального проекта «Демография».
Современное общество и его потребности ставят перед образовательными учреждениями задачу обеспечить доступное образование всем категориям учащихся. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает специальные условия для обучающихся, имеющих особые образовательные потребности.
Это такой процесс обучения и воспитания, при котором абсолютно все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных особенностей, включены в общую систему образования. В школах, детских садах, колледжах, кружках должны работать квалифицированные педагоги, способные обеспечить индивидуальный подход к обучению каждого «особенного» ребенка, понять его потребности и помочь ему адаптироваться в детском коллективе. В связи с этим современным педагогам нужны новые знания и компетенции. Корпоративный университет московского образования разрабатывает и предлагает программы для педагогов школ и колледжей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью.
Программа «Коррекционно-развивающая деятельность педагога в работе с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования» рассчитана на педагогов школ и детских садов. Программа рассчитана на 70 часов. Слушатели изучают нормативно-правовую базу инклюзивного образования, формы организации образовательного процесса для детей с ОВЗ различных нозологий (особенностей заболевания), возрастные, психофизиологические, индивидуальные особенности и особые образовательные потребности детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования, а также алгоритм составления протокола объективного наблюдения за актуальным эмоциональным состоянием ребенка.
Подчас школьные логопеды и дефектологи, формируя определенные навыки у детей с ОВЗ, не уделяют достаточного внимания их социализации. Прикладной поведенческий анализ, методы альтернативной коммуникации, которым программа уделяет внимание, помогает педагогам овладеть этими навыками, необходимыми для помощи обучающимся с ОВЗ и инвалидностью в процессе социализации.
Для педагогов колледжей в Корпоративном университете разработана программа «Сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью в системе профессионального обучения (подготовки) и трудоустройства». Программа рассчитана на 16 часов. Разработчик программы Мария Прочухаева, почетный работник общего образования, руководитель Службы ранней помощи Центра социальной поддержки и реабилитации «Роза ветров», рассказала, что составляет основу программы.
«Нельзя сказать, что, зная что-то одно, можно грамотно сопровождать обучающихся с ОВЗ в обучении и дальнейшем трудоустройстве. Должно быть изучено нормативно-правовое поле, кроме того, педагог должен понимать особенности разных нозологических групп детей с ОВЗ для создания специальных условий обучения. Наконец, важно мировоззрение, то есть, представление о том, что каждый обучающийся с особенностями развития имеет право получить профессиональное образование, — рассказала эксперт. — Для колледжей инклюзия — это новая тема: педагоги учреждений среднего профессионального образования больше погружены в специфику профессии, которой они обучают. В программе отведено много часов формированию компетенций по созданию специальных условий обучения для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, их сопровождению. Сопровождаемое трудоустройство — это наставничество, это подготовка ко взрослой самостоятельной жизни, к тому, чтобы выпускник с особыми потребностями мог приносить пользу обществу и был социально адаптирован».
Растет не только количество подобных обучающих программ — растет их уровень, улучшается их качество. Для детей с ОВЗ и детей-инвалидов открыт доступ к образованию, сегодня у них больше возможностей, чем даже пять лет назад, отмечают эксперты. Становится больше квалифицированных педагогов с необходимыми для такой работы компетенциями и знаниями.
В современном дополнительном образовании в курсы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки активно включаются модули по ОВЗ. Так, например, в Корпоративном университете московского образования несколько программ включают блоки, посвященные обучению работе с детьми с ОВЗ.
Понимая важность и актуальность темы инклюзии, разработчики добавляют соответствующие модули в структуру разных курсов. Например, программа «Современный заместитель руководителя образовательной организации» содержит 18-часовой модуль «Организация образовательного процесса для детей с ОВЗ». Это комплекс интерактивных занятий, точечных тренингов, панельных лекций, форсайт- и стратегических сессий, проектных мастерских, а также стажировок в московских школах.
Курс разработан для заместителей руководителей образовательных организаций, методистов, учителей. Интересно, что занятия проводят не только штатные специалисты Корпоративного университета и приглашенные преподаватели, но и директора московских школ.
Курс «Ключевые компетенции заместителя руководителя образовательной организации» также включает модуль, связанный с инклюзивным образованием «Особенности оценки образовательных результатов обучающихся, осваивающих адаптированные основные образовательные программы». Модуль рассчитан на пять часов, в программу включены активные формы обучения — тренинги, практики от управленческих команд образовательных организаций, решение кейсов. Содержание модуля, как и программы, ориентировано на освоение основных инструментов управления, развитие ключевых управленческих навыков в условиях системных изменений в сфере образования и с учетом внедрения инклюзивных практик.
«Нам важно подходить к обучению детей с ОВЗ комплексно. Не только понимать особенности ребенка, но и знать, как ему адаптироваться в детском коллективе, а это подразумевает целую матрицу, целый набор компетенций, которые нужны педагогу для адресной помощи таким детям. Программ очень много, и все они достойные и нужные, — отметила Мария Прочухаева. — Модульное устройство курса — это очень полезно, блоки могут встраиваться в программы разной направленности. Компетенции, которые должны быть у руководителя, например, для управления процессом, для оценивания результатов обучающихся, должны быть сформированы с учетом наличия в школе детей с особыми образовательными потребностями. В школе должна быть такая атмосфера, чтобы у каждого ребенка была возможность почувствовать себя успешным. Для этого, кстати, подходит и система дополнительного образования, которой также уделяется внимание в учебных программах для педагогов».
Для работников системы дополнительного образования разработана учебная программа «Управление изменениями в системе дополнительного образования», включающая четырехчасовой модуль «Разработка и реализация дополнительных общеобразовательных программ для детей с ОВЗ: управленческий аспект». Осваивая курс, слушатели знакомятся с современными тенденциями в развитии дополнительного образования, нормативно-правовыми основами, особенностями проектирования сетевых и разноуровневых дополнительных общеобразовательных программ, приемами и механизмами оценки качества образовательных результатов учеников, цифровыми образовательными ресурсами для детей, посещающих занятия. Обучение также предполагает стажировки в московских школах.
Педагоги, прошедшие обучение по программам, связанным с темой инклюзии, отмечают грамотно выстроенную структуру курсов. Особенно важны для них полезное и прикладное содержание программ и широкий охват рассматриваемых тем. Слушатели курсов, прошедшие обучение, отмечают разнообразие информации, наличие большого объема методического материала, которым можно пользоваться по окончании курса.
Комментарии