Тема добровольчества очень близка нашей педагогической профессии. Волонтерство, как и профессия учителя, базируется на помогающем поведении. Очень часто, работая с классом, педагогу приходится помогать, утешать и даже кого-то спасать за рамками рабочего графика.
Для многих добровольческое движение созвучно с «тимуровским движением». Из школьной классики мы помним повесть Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» про мальчика, который со своими друзьями помогал семьям военных, ушедших на фронт. В дальнейшем, на долгие годы тимуровцы стали одним из первых добровольческих движений в нашей стране. Добровольчество и благотворительность тесно связаны друг с другом, именно поэтому эти два понятия раскрываются в одном Федеральном законе №135 от 11.08.1995г.
Рост волонтерского движения в нашей стране часто связывают с зимней олимпиадой в Сочи. В Москве по поручению Президента России была учреждена Ассоциация волонтерских центров, осуществляющих подготовку волонтеров к Олимпийским и Паралимпийским играм «Сочи-2014». Благодаря XI Паралимпийским играм об инклюзивном добровольчестве заговорили по всей России. Огромную роль в становлении российского инклюзивного добровольчества сыграло движение «Абилимпикс», которое ежегодно проводит конкурс профессионального мастерства для людей с ограниченными возможностями здоровья.
В Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года в качестве одного из направлений выделено инклюзивное волонтерство. Инклюзивное волонтерство – это особое направление волонтерской деятельности, которое, с одной стороны, направлено на помощь людям с ограниченными возможностями здоровья, а с другой – на их интеграцию в социально значимую деятельность.
В центре инклюзивного образования «Южный» все учащиеся имеют особые образовательные потребности, обучаются по адаптированным программам. Это значит, что для них создаются специальные условия изучения и освоения учебного материала. Каждый из них осваивает программу по индивидуальной траектории, многие – в пролонгированный срок.
Долгое время школьные классы разрозненно участвовали в социальных акциях. Городская волонтерская акция, приуроченная к празднованию 80-летия Битвы под Москвой, оказалась для многих не столько юбилейной, сколько лично значимой. Акция проходила в одном формате, к определенной дате, в рамках единых действий. Наверное, с нее и зародилось волонтерство в школе, подкрепленное моим личным опытом.
После этой акции были «Теплая посылка» – сбор вещей для благотворительных фондов, «Новогоднее чудо» – подготовка подарков для детей, оставшихся без попечения родителей, «Коробка храбрости» и «Вяжем добро» – изготовление и сбор подарков для пациентов реабилитационных центров, «Поможем птицам перезимовать» и «Лапа дружбы» – помощь животным, «Частичка тепла» – поздравления ветеранов и защитников, «Зайчик» – изготовление сувениров пациентам стоматологической поликлиники, «Эко-патруль» и «Дежурный по стране» – сбор вторичного сырья, «Помним делом» и «Записки о героях» – мемориально-патронатные акции. Социальное партнерство с городскими библиотеки помогло нам масштабировать акции, привлечь жителей московских районов.
Нашему движению «Добрая воля» более двух лет. За это время из учащихся и педагогов сформировался актив, который круглый год инициирует, увлекает добрыми делами взрослых и детей. По итогам участия в городском конкурсе «Волонтер года-2023» центр занял 6 место среди заявок от двух тысяч пятисот столичных школ и колледжей. Наш успешный опыт был представлен в работе круглого стола в Общественной Палате Российской Федерации.
Сегодня волонтерское движение в школе – это один из способов социальной адаптации детей с ОВЗ, способов развития социальных компетенций: эффективной коммуникации, самоорганизации, командной работы. В значительной степени добровольчество направлено на формирование у волонтеров традиционных ценностей, среди которых взаимопомощь, созидательный труд, преемственность поколений, служение отечеству. Добровольческие мероприятия являются механизмом решения ряда воспитательных задач: усвоение участниками акций социально значимых знаний; развитие у волонтеров социально значимых отношений; приобретение практического опыта социально значимой деятельности. Вариативность организуемой в центре добровольческой деятельности позволяет с пользой организовать досуг, расширить круг общения, получить опыт организации общественно-полезной деятельности в социальном, экологическом, культурном, событийном, гражданско-патриотическом направлениях. Если рассматривать волонтерство через призму федеральных государственных стандартов, инклюзивное волонтерство, несомненно, способствует становлению социальных отношений обучающихся в различных средах.
Какие они, школьные волонтеры? По статистике, в первую очередь волонтерами становятся люди с высоким уровнем социального развития, с хорошо развитой эмпатией. В школе это учащиеся, которые часто проявляют инициативу, ответственность к выполнению поручений. Их вовлеченность опирается на такие мотивы, как возможность самовыражения, приобретение опыта лидерства, положительного социального имиджа.
Но как увлечь добровольчеством менее активных школьников? Мотивировать и вдохновлять собственным примером. Куратор, координатор волонтерского движения, в первую очередь, – наставник. Он должен не только владеть теорией, но и иметь собственный опыт добровольческой деятельности за пределами образовательного учреждения. Волонтерский опыт наставника помогает находить новые волонтерские сообщества. Организация мотивационных мастер-классов, встречи с волонтерскими объединениями других учреждений способствуют развитию позитивного отношения к добровольческой деятельности. В этом году у нас получилась интересная встреча с волонтерами Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии имени им. К.И. Скрябина.
Поддерживать мотивацию школьных волонтеров можно, опираясь на внешние стимулы: поощрения благодарственными письмами и сувенирами, приоритетным посещением учреждений культуры. Очень важно информировать волонтеров не только опосредованно через социальные сети или классных руководителей, но и адресно.
Куратор, координатор часто выступает организатором школьных добровольческих акций и вовлекает учащихся в городские добровольческие проекты, обеспечивая участие в образовательных и практических мероприятиях различной направленности. Мониторинг волонтерского сообщества Москвы помогает нам вовлечь учащихся в городские добровольческие проекты и акции с учетом имеющихся социальных запросов и актуальных проблем.
С чего начать? Наша волонтерская практика подтверждает, что самая лучшая мотивация волонтеров – это успешно реализованная первая акция. Важно начинать с небольшой акции с учетом мобильности и возраста волонтеров. Организатор акции предварительно оценивает необходимые ресурсы, возможный формат, место и сроки проведения мероприятия. Необходимо согласовать акцию с администраций школы. Цель каждой акции (конечный социальный продукт) должна быть понятна и достижима его участниками. Каждая добровольческая акция подразумевает делегирование волонтерам определенных полномочий, которые по сложности поручений не должны превышать их потенциальные возможности. Учащиеся часто надеются в короткий срок получить видимые результаты, поэтому характер деятельности должен быть непродолжительным.
Освещение мероприятия через социальные сети позволяет популяризировать и развивать школьное добровольчество, помогает каждому участнику получить общественное признание. Для развития волонтерской деятельности мы часто анонсируем одновременно несколько мероприятий, которые отличаются форматом проведения или направлением деятельности. Это позволяет волонтерам делать выбор и применить все свои знания и навыки в той сфере, которая им наиболее интересна, полезна и доступна.
Каждое участие школьных волонтеров в акциях – это маленький вклад в решение социальных задач в таких сферах, как социальная поддержка населения, культура и спорт, охрана окружающей среды и здравоохранение. С каждым годом к добрым инициативам присоединяется все больше учащихся, педагогов, родителей. Наша школа стала не только центром инклюзивного образования, но и центром инклюзивного волонтерства.
Анна Александровна Федулова, учитель, куратор волонтерского объединения ГКОУ ЦИО «Южный»
Комментарии