search
main
0

Инклюзивное образование: у мегаполиса есть ресурсы

В Московском институте развития образования состоялся семинар «Система образовательной интеграции (инклюзии) детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях мегаполиса: опыт, проблемы, перспективы развития». В его работе приняли участие свыше 80 руководящих и педагогических работников образовательных организаций, реализующих инклюзивный подход, а также специалисты Департамента образования, научные и научно-педагогические работники столичных вузов и НИИ.

У​частники семинара рассмотрели широкий спектр вопросов, связанных со спецификой реализации инклюзивных образовательных практик в условиях мегаполиса. Социокультурная среда Москвы и ее ресурсы как города, в котором сосредоточено значительное количество научно-исследовательских коллективов и ведущих образовательных организаций, могут и должны быть использованы для удовлетворения запросов московских семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, на их образование и социализацию в коллективе сверстников без таких ограничений. Анализ высказанных на семинаре мнений и предложений ученых, практиков дает основание сделать вывод о необходимости разработки и реализации целостной системы образовательной интеграции (инклюзии) детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья в условиях столицы. Эта система, с одной стороны, должна вобрать в себя уже реализующиеся в инклюзивном русле успешные социальные и образовательные практики, а с другой – выявить и восполнить структурно-содержательные пробелы в действующих подходах. Конечная цель создания системы – обеспечение доступности качественного образования и позитивной социализации детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья на основе межведомственного, внутриведомственного и многоуровневого подходов.Межведомственный подход позволит объединить усилия медицинских и образовательных организаций, учреждений социальной защиты населения, культуры, спорта и физкультуры и принять необходимые организационно-управленческие решения. При проектировании образовательного маршрута лиц с ограниченными возможностями здоровья с позиций полного жизненного цикла (с учетом возраста) будут обеспечены результативность реабилитационных мероприятий медицинских учреждений и успешность коррекционно-образовательной деятельности образовательных организаций, а также использован необходимый и достаточный объем мер поддержки этой социальной группы учреждениями социальной защиты, культуры, спорта и физкультурно-массовой работы. Внутриведомственный подход нацеливает на рациональное использование ресурсов столичной системы образования для выстраивания вертикальных и горизонтальных организационно-управленческих связей. «Инклюзивная вертикаль» уже сейчас представлена немалым количеством преемственно связанных друг с другом столичных дошкольных, общеобразовательных, профессиональных образовательных и общественных организаций. Но если содержание деятельности педагогов, реализующих инклюзивные практики в дошкольном образовании, подкреплено определенным набором методических материалов и рекомендаций, то в школах, колледжах и вузах такая работа пока зачастую находится на стадии генерации идей, анализа ресурсов и разработки механизмов. «Инклюзивная горизонталь» предполагает усиление взаимодействия специалистов на одноименных уровнях системы образования, помощь дошкольникам с ограниченными возможностями здоровья оказывают в государственных дошкольных образовательных организациях и образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, а также в системе негосударственных (частных) образовательных организаций. Насколько такие организации контактируют между собой и согласовывают подходы в реализации адаптированных дошкольных образовательных программ, вопрос пока открытый для обсуждения и не имеющий однозначного ответа в некоторых округах Москвы. Аналогичные ответы будут, вероятно, получены и по отношению к качеству выстраивания горизонтальных связей между организациями, реализующими образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования; программы подготовки специалистов среднего звена и профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих; программы подготовки специалистов программы бакалавриата, магистратуры; дополнительные общеобразовательные и дополнительные профессиональные программы. Между тем ресурсы города огромны, но не бесконечны. В современной социально-экономической ситуации особенно необходимы оптимизация расходования бюджетных средств и использование кадрового, методического, материально-технического и иного потенциала организаций, зарекомендовавших себя лидерами в сфере инклюзивного образования. Они могут стать эффективными ресурсными центрами для тех, кто только встает на путь инклюзивного развития. Таким образом, нормативно-правовое и программно-методическое обеспечение вертикально и горизонтально организованных связей, технологий и содержания деятельности инклюзивно ориентированных образовательных организаций в столице еще предстоит разработать, апробировать и внедрить. Кроме того, важны и развитие профессиональной, инклюзивно направленной позиции педагогических работников, формирование у них готовности к работе с гетерогенной учебной группой и последующая системная методическая поддержка этой деятельности. Решение всех этих проблем должно быть подкреплено адресными дополнительными профессиональными программами, которые, не дублируя друг друга, смогут поддержать запросы на развитие профессиональной компетентности в области инклюзивного образования разных категорий педагогов – воспитателей, учителей, преподавателей профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования и организаций дополнительного образования детей и взрослых. Многоуровневый подход поможет определить полномочия и компетенции всех участников образовательных отношений и участников отношений в сфере образования. В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ к первым относятся обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность; ко вторым – федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения. Доступность качественного образования для лиц с ограниченными возможностями должна быть поддержана на разных уровнях – федеральном, региональном, уровне образовательной организации, при этом вклад каждого уровня будет специфичным. В результате распределенного – поуровневого – вклада будет сформирован комплекс мер по обеспечению территориальной, архитектурно-планировочной (пространственной), финансовой, содержательной, социальной и информационной доступности образования для данной социальной группы. Проектирование на основе этих подходов системы образовательной интеграции (инклюзии) детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья в условиях мегаполиса возможно и целесообразно, и в этом сегодня мало кто сомневается. Однако для успешной работы, структурно-содержательного обогащения и устойчивого развития системы потребуются усилия и профессиональный опыт всего педагогического сообщества Москвы. Это значимо повысит синергетический эффект от ее внедрения, одновременно сбалансировав интересы всех участников образовательных отношений. Но главное – система будет удовлетворять запросы столичных семей, воспитывающих детей, возможности которых при направленной поддержке социума на самом деле безграничны! Ольга СТЕПАНОВА, ведущий научный сотрудник МИРО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте