1 сентября 2013 г. в российскую образовательную практику входит новый термин – инклюзивное образование, что закреплено Федеральным законом «Об образовании в РФ». В законодательной же базе московского образования он появился еще в 2010 году. Что изменилось в столице с тех пор?
В отличие от других российских регионов, инклюзивное образование для Москвы не только приоритетное направление развития, но и реальность. За последние несколько лет для значительной части маленьких горожан, их родителей и педагогов это понятие наполнилось конкретным содержанием. В 2010-2011 учебном году решением Коллегии Департамента образования 186 образовательных учреждений были вовлечены в инклюзивную образовательную практику. Значительную роль в формировании положительного отношения к происходящим и грядущим переменам, связанным с реализацией прав детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья на получение образования в наименее ограничивающих условиях при поддержке компетентных педагогов, сыграла позиция Правительства Москвы и руководства Департамента образования, издавших в дополнение к городскому закону о специальном образовании несколько распорядительных и рекомендательных документов. Например, постановлением Правительства Москвы от 29.12.2011 №669-ПП были введены корректирующие коэффициенты к нормативам финансового обеспечения государственной услуги по предоставлению начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в государственных образовательных учреждениях, подведомственных Департаменту образования: 2,0 – для обучающихся детей-инвалидов, за исключением детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата; 3,0 – для детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Это реальные деньги, которые должны прийти в образовательное учреждение, если оно принимает на себя ответственность за обучение и воспитание детей-инвалидов.Приказ Департамента образования города Москвы от 01.03.2011 №116 «Об утверждении Методических рекомендаций по созданию штатных расписаний государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, системы Департамента образования города Москвы» рекомендует в учреждениях, реализующих инклюзивное образование, при наличии в нем не менее 6 детей с ограниченными возможностями здоровья, вводить должности методиста (координатора по инклюзивному образованию) – 0,5 единицы; учителя-дефектолога – 1 единица; педагога-психолога – 0,5 единицы; тьютора – 1 единица.При электронной регистрации заявлений о приеме детей в 1-й класс родителям предоставляется возможность зарегистрировать ребенка в ближайшем к месту жительства общеобразовательном учреждении, но в каждом конкретном случае решение о судьбе ребенка с ограниченными возможностями здоровья, реализации его права на доступное и качественное образование должны принимать индивидуально. Например, если в ближайшей к дому школе пока в полном объеме не обеспечиваются соответствующие материально-технические, кадровые, учебно-методические ресурсы для организации инклюзивного образования, родителям лучше прислушаться к рекомендациям специалистов психолого-медико-педагогической комиссии по выстраиванию индивидуального образовательного маршрута ребенка в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения. Интересы развития ребенка сегодня и в перспективе – доминанта и основа основ выбора родителями инклюзивной или иной формы получения образования ребенком.Для научно-методической поддержки развития инклюзивной образовательной практики в Москве открыты городской и окружные ресурсные центры по инклюзивному образованию, в педагогических вузах и отдельных педколледжах начата подготовка педагогов для работы в инклюзивных группах/классах, постоянно проходят научно-практические конференции и семинары, получили импульс к развитию первичные, окружные и городские инновационные площадки соответствующей тематики. По данным мониторинга, проведенного в октябре 2011 г. сотрудниками городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования, в лидерах по количеству инклюзивных образовательных учреждений находится Центральный округ – 32 ДОУ и 28 школ. При создании образовательных комплексов возникают принципиально иные возможности встраивания инклюзивного континуума, проектирования индивидуальных образовательных маршрутов и мер комплексного (психолого-педагогического и медико-социального) сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, активизации роли родительской общественности, расширения спектра дополнительных образовательных услуг, в том числе коррекционно-реабилитационной направленности.«Современный ребенок более 17 часов в течение суток погружен в систему образования», – постоянно напоминает педагогам и родителям директор Московского института развития образования Мария Лазутова. Особенно тяжело это для детей с ограниченными возможностями здоровья. Задача взрослых – сделать для них образовательный процесс максимально легким (комфортным) за счет трансформации содержательной составляющей образовательных программ, их структурирования и индивидуализации, дозировки умственной и физической нагрузки, обогащения реабилитационно-оздоровительным компонентом учебной и внеучебной деятельности школьников. Поэтому перспективы развития комплексов связаны с аккумулированием и оптимальным использованием финансовых, материально-технических и кадровых ресурсов, необходимых для внедрения инклюзивной и здоровьесозидательной политики как естественной составляющей педагогического процесса в различных типах образовательных комплексов («ДОУ – школа», «ДОУ – школа – колледж», «ДОУ – школа – учреждение дополнительного образования детей», «Школа – колледж – вуз»). Тем самым для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья будет обеспечена не только территориальная доступность образовательных учреждений разного уровня, но и реальная основа для сопряжения адаптированных образовательных программ и индивидуальных учебных планов, которые с 1 сентября 2013 года становятся неотъемлемой частью образовательного процесса.Создаваемые образовательные комплексы обладают большим потенциалом для развития инклюзивной практики, который в ближайшее время предстоит выявить, проанализировать и научиться эффективно использовать управленцам и педагогам. Вместе с тем следует помнить, что запуск нового цикла развития образовательных систем не означает полного отрицания того, что раньше было разумным и логичным. Объединение под одной крышей групп компенсирующей, комбинированной и общеразвивающей направленности ДОУ, специальных (коррекционных) и общеобразовательных классов дает основание еще раз обратить внимание на то, насколько актуальны в современных условиях методики и технологии индивидуализации обучения. Опыт учреждений, обладающих уникальным опытом организации коррекционного воспитания и обучения, не может и не должен раствориться в системе общего образования, наоборот, он приобретает новое звучание, а специальные педагоги – носители этого опыта – становятся мощным кадровым ресурсом развития инклюзивного образования. Учет специфики особенностей развития и образовательных потребностей современных детей, запросов их родителей в адрес системы столичного образования стал требованием времени, которое нельзя игнорировать.Ольга СТЕПАНОВА, ведущий научный сотрудник Московского института развития образования
Комментарии