В Государственной Думе состоялись парламентские слушания, посвященные проблемам инклюзивного образования. Перед слушаниями группа депутатов во главе с вице-спикером Людмилой Швецовой посетила образовательные учреждения Центрального округа. В слушаниях приняли участие педагоги, управленцы, ученые столицы.
Александр ДЕГТЯРЕВ, председатель Комитета Госдумы РФ по образованию:- Не секрет, что внедрение инклюзивного образования сталкивается не только с трудностями организаций так называемой безбарьерной среды, но и с препятствиями социального свойства. Часто они заключаются в распространенных стереотипах и предрассудках, в том числе в готовности или отказе учителей, школьников, их родителей принять рассматриваемую форму обучения. Отношенческий барьер в этом вопросе едва ли не важнее других (законодательных, информационных и организационных).Татьяна ВОЛОСОВЕЦ, директор Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования:правовом смысле инклюзивного образования на сегодняшний день на федеральном уровне нет, а на региональном уровне инклюзивное образование существует только в одном субъекте Российской Федерации – Москве, где уже два года существует закон об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья. Благодаря тому что этот закон начал уже действовать, в столице создано огромное количество центров, которые занимаются этими вопросами. В городе проводят специальные обучающие программы для педагогов и психологов, много чего происходит в Москве именно в связи с инклюзивным образованием. В других субъектах, в других регионах такой, к сожалению, практики не наблюдается.Александр ВОЛКОВ, директор школы №169:- Школа 169-я Московского института открытого образования вот уже шестой год работает с детьми-аутистами. Третий год, как мы вышли на путь инклюзивного образования этих детей. В следующем учебном году уже в рамках полной инклюзии дети впервые после диагностических работ пойдут в обычные классы.Сегодня, конечно же, необходимо говорить о ранней диагностике. Но ранняя диагностика полезна только в том случае, если она будет сопровождаться обязательным прогнозированием и рекомендациями. Мы избежим некоторых проблем, конечно, в дальнейшей работе. На мой взгляд, в рамках инклюзии детей с расстройствами аутистического спектра проблематично говорить об одном специалисте, работающем в классе. Конечно, это должна работать команда. Когда мы говорим о профессиональном образовании специалистов, то необходимы коррективы в уже имеющихся программах в педагогических вузах в рамках внесения изменений в содержание и внесение содержания, касающегося инклюзивного образования. Мы должны серьезно рассмотреть вопрос об изменении нормы количества обучающихся в инклюзивном классе, уже сегодня говорить о внесении изменений в действующие СанПиНы.Корректно ли говорить о разных образовательных стандартах в рамках инклюзивного образования? Мы можем говорить отдельно о стандарте обычном – для обычных классов, отдельно – о специальных стандартах, но тогда мы можем говорить уже о разных образовательных учреждениях. Поэтому, может, стоит задуматься о стандарте медико-психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования. В нашей школе опыт в этом вопросе уже наработан, можем выступать в качестве площадки для обобщения этого опыта и для обмена.Олег СМОЛИН, первый заместитель председателя Комитета ГД РФ по образованию, первый вице-президент Паралимпийского комитета России, вице-президент Всероссийского общества слепых (ВОС), почетный член Всероссийского общества инвалидов:- Я считаю, что нужно ввести обязательное образование в интернатах социальной защиты. На мой взгляд, есть абсолютно справедливый лозунг – необучаемых детей не бывает или, по крайней мере, не должно быть, на каком-то уровне обучаем каждый. Мы должны обеспечить реальное право выбора людьми с ограниченными возможностями здоровья или родителями детей учебного заведения, коррекционного, инклюзивного или общего назначения. В Москве недавно с помощью вице-мэра Ольги Голодец мы сохранили Центр профессиональной адаптации в Центральном округе. Спасибо руководству Москвы!В международных документах существует довольно жесткая формулировка о том, что специальные школы создают там, где невозможно инклюзивное образование. Я думаю, нам нужен более мягкий вариант, а именно право выбора родителями между специальными учебными заведениями и учреждениями инклюзивного образования. Я бы тоже поддержал идею, которую реализуют, например, в Московском государственном экономическом институте: к студентам-инвалидам прибавляют обычных студентов, получается инклюзия от обратного, но тоже инклюзия. Ранняя коррекционная помощь – одно из главных условий инклюзии. Чем раньше она начинается, тем больше шансов избежать инвалидности и пойти в обычную школу. Программа «Наша новая школа» содержит прекрасное пожелание, чтобы каждое школьное здание было полностью готово для обучения детей-инвалидов, но задача: 20 процентов через пять лет. При этом, как правило, когда речь идет о безбарьерной среде, учитываются только колясочники. Между тем есть еще студенты и дети с нарушениями слуха и нарушениями зрения. Нам бы для начала выполнить реально требование закона, что все новое строительство и все капитальные ремонты в обязательном порядке должны предусматривать создание доступной среды. Без этого дальше не продвинемся.Кадры, как известно, решают все, но учителя к инклюзивному образованию почти никто не готовит. В последнее время мы часто встречаемся в школах для глухих и школах для слепых с учителями, которые не знают системы Брайля и не знают жестового языка. Предложение: развивать в педагогических вузах направление, связанное с подготовкой педагогов инклюзивного образования, создавать квалификационные требования или профессиональные стандарты для тех, кто работает с незрячими или глухими, включить владение жестовым языком или системой Брайля соответственно. Мы предлагаем, и это было поддержано в московских школах, которые мы посещали, выдавать особый документ людям с ограниченными возможностями здоровья, прежде всего, с проблемами психики, который бы фиксировал реальные достижения этих людей по разным предметам, но вместе с тем не ограничивал возможности дальнейшего образования в тех областях, в которых программы освоены на достаточно серьезном уровне.Мы предлагаем расширить возможности ЕГЭ для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для некоторых из них это плюс, в особенности в тех случаях, когда речь идет о так называемой стихийной, или дикой, инклюзии. В специальных школах, как ни странно, с ЕГЭ проблем меньше, а в условиях стихийной инклюзии они гораздо сложнее.Мы предлагаем вернуть инвалидам право пользоваться льготой при поступлении в несколько вузов по единственной причине. Нынче нередко студенты сталкиваются с ситуацией, когда им говорят: «У тебя в индивидуальной программе реабилитации написано, что ты должен учиться в специально созданных условиях, условий у нас нет, мы тебя принимать не будем». Сегодня принят Федеральный закон №11 «Об электронном обучении и дистанционных образовательных технологиях». Это очень хорошо. Во Франции существует программа «Ноутбук каждому студенту за счет государства». Мы для каждого студента не решаемся предложить, пусть будет так: «Ноутбук каждому студенту с инвалидностью». В Москве отчасти такая идея реализована, надо было бы ее вывести на федеральный уровень.Весь мировой опыт показывает, что инклюзивное образование успешно внедрялось там, где оно было поддержано обществом, особенно родителями и педагогами. Огромную роль в этом смысле играет информационная среда. Мы предлагаем включить в закон положение, согласно которому не менее 10 процентов времени на государственных телеканалах должно быть посвящено проблемам инвалидности, инвалидов. Кроме того, планируется создание канала «ИнваМедиаТВ». Пока общественное мнение в отношении инвалидов не очень благоприятно. Я думаю, что расширение программ по проблемам инвалидности сделало бы российское телевидение гораздо более здоровым. Паралимпийцы России, в частности, в зимних видах спорта уже показали здоровым людям прекрасный пример, как можно побеждать. Я думаю, что мы могли бы показать и пример здорового телевидения.Светлана ВОЙТАС:- Москва и ее образовательное пространство становятся все более доступными и открытыми для ребенка-инвалида и его семьи. Помогает нам, безусловно, действующий закон об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в Москве, а также долгосрочные стратегии Правительства Москвы (в том числе программа развития столичного образования), которые регулируют образование для детей с ограниченными возможностями здоровья и определяют инклюзивное образование как приоритетное направление в обучении детей с инвалидностью.В системе образования города Москвы обучаются и воспитываются более 75 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья. Около 20 тысяч из них имеют инвалидность. Нужно сказать, что в любом возрасте ребенок с ограниченными возможностями здоровья может получить адресную помощь практически в шаговой доступности, причем отмечу, что для этих детей широко представлена коррекционная сеть. Это и детские сады компенсирующего, комбинированного вида, службы ранней помощи, и специальные общеобразовательные школы, и школы-интернаты, и санаторно-лесные школы. Доказали свою состоятельность в структуре дошкольного образования службы ранней помощи, куда родители вместе со своими детьми могут прийти, имея ребенка двухмесячного возраста. Мы считаем, что так семья получает поддержку, знает, как такого ребеночка принять, начать обучать и воспитывать. Вообще, по нашему глубокому убеждению, именно служба ранней помощи ребенку и семье становится первым этапом включения детей с нарушениями в развитии и инвалидностью в систему образования.В последнее время мы наблюдаем увеличение потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья в обучении своих детей вместе со здоровыми сверстниками. За последние три года в Москве количество учреждений с инклюзивной практикой увеличилось у нас в три раза. Но было бы лукавством сказать, что развитие инклюзивного образования происходит в Москве безболезненно, легко. Эта работа требует постепенных изменений на ценностном, организационном, правовом уровне системы. Сейчас в планах Департамента образования – в каждом районе создать вот такую стопроцентно оснащенную школу, где будет подготовлен педагогический коллектив для принятия таких детей с ограниченными возможностями здоровья. Более того, Правительство Москвы ввело новые финансовые механизмы, которые позволяют развивать инклюзивное образование в столице, поправочные коэффициенты расширяют соответственно образовательное поле для таких детей. Для обеспечения инклюзивных образовательных учреждений в структуре Московского городского психолого-педагогического университета создан институт проблем инклюзивного образования. Для того чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья чувствовал себя в массовой школе безопасно, комфортно, необходимо не только (много говорили про безбарьерную среду) обеспечить архитектурные условия, не только оснастить ОУ оборудованием. Мы считаем, что золотое сечение инклюзивного образования – учитель, педагог, который принимает наших детей. В Москве немало делают для обучения и повышения квалификации педагогов. Сегодня мы приходим к мысли о том, что в каждый модуль для обучения предметников, учителей-предметников нужно вносить и модуль для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, помимо того что существуют специальные курсы, помимо того что открыта магистратура по профилю «педагогика и психология инклюзивного образования».Сейчас в планах Департамента образования мы делаем также ставку на развитие дополнительного образования для детей-инвалидов, акцент на развитие профессионального образования.
Комментарии