Перспективы развития аэрокосмического образования и подготовка квалифицированных инженерных кадров для этой отрасли волнуют многих. Обсудить аэрокосмическое образование как средство приобщения молодежи к интеллектуально-духовному потенциалу авиации и космонавтики на «круглом столе» собрались представители Федерального космического агентства, предприятий «Факел», «Энергия», Центра подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина, «Энергомаш», Научно-производственного объединения имени Семена Лавочкина. И педагоги. Этот разговор состоялся в рамках форума «Инициативы XXI века».
Организацию форума взяли на себя Институт бизнеса, психологии и управления и Международный союз инноваторов, прошел форум при поддержке Российской академии образования.- Аэрокосмическое образование, – задал тон дискуссии проректор по науке Института бизнеса, психологии и управления Геннадий Слышкин, – направлено на то, чтобы полеты в космос не прерывались, а звезды стали ближе. Данное мероприятие объединило ведущих специалистов в области педагогики, авиации и космонавтики, которыми проблематика космического образования современной России проанализирована и изучена.- Совершенно случайно лет 10 назад мне попалось высказывание Конфуция, – заметил зам. декана аэрокосмического факультета Московского авиационного института Владимир Столярчук. – Эта цитата запала мне в душу: «Образование без размышления бесполезно, размышление без образования опасно». Образование – основной элемент, который удерживает людей в рамках цивилизации и дает ей возможность развиваться. Из всех людей, которые получают дипломы о высшем образовании во всем мире, только 18-20 процентов – в области точных и естественных наук. Именно эти 18-20 процентов строят облик нашей технической цивилизации. Людей для космоса надо выбирать, их надо привлекать, их надо отыскивать. В конечном итоге их надо воспитывать, таких людей мало. Могу вам сказать, что далеко не все выпускники моего факультета идут на предприятия аэрокосмической области. Это крайне сложная область, которая стоит на передовом рубеже фактически всех технологических процессов, которые происходят на нашей Земле. Поэтому аэрокосмическому образованию западные страны придают огромное значение. В США существуют действительно целые программы аэрокосмического образования, на которые они тратят огромные средства. В 2005 году они истратили на него столько же, сколько мы на всю нашу космическую программу. Цель этого аэрокосмического образования – найти людей, привлечь, объяснить. На самом деле чисто утилитарная цель. Есть передача «Евроньюс с космическим агентством» с великолепно сделанными фильмами, с замечательными рассказами о… наших достижениях! Они в этом смысле демократичны…В прошлом году студенты прислали мне на сайт вопрос: «Владимир Александрович, как вы относитесь к этим материалам?» Какая-то группа журналистов проникла в лабораторию нашей 601-й кафедры. 601-я кафедра – это космические аппараты, разгонные блоки, там ракеты стоят, спутники, лунники. Все это сфотографировали и выложили на сайте с комментариями. Иногда хорошими, иногда ужасными. И вот студент спрашивает: «Как вы к этому относитесь, ведь там же есть слова, порочащие нашу космонавтику, наш институт». Я ему ответил: «Отлично отношусь! Этот сайт за два месяца посетили 35000 человек!» 35000, вместо того чтобы следить за похождениями Киркорова, обсуждали наши железки.У нас в России что делается? Во-первых, уже в 1975 году ученые вместе со студентами запустили первый студенческий спутник. Этого что, мало? Это не значит, что студенты его спроектировали, главное, что они участвовали там. Вообще-то цель аэрокосмической программы – каким-то образом сделать так, чтобы люди, в том числе и школьники, уже не говоря о студентах, участвовали в создании чего-нибудь этакого! У Роскосмоса есть секция «Космическое образование». МАИ, МВТУ, энергетический институт придумывают целые программы по созданию небольших спутников, в том числе и негерметичных. Проводили мы и уроки из космоса под руководством космонавта Сереброва.- Я работаю на «Энергомаше» с 18 лет, – продолжил разговор главный инженер научно-производственного объединения «Энергомаш» Виктор Семенов. – Прошел путь от рабочего до технического директора. Сегодня я хочу опуститься на землю. Почему нынче инженер не имеет такого образования, как раньше? Почему он не достигает таких знаний, которые нужны на аэрокосмических предприятиях? Как вы все знаете, изготовление двигателей, которые делает НПО «Энергомаш», – это исключительно наукоемкая работа. Конечно, там нужны специалисты высококвалифицированные, теоретически и практически подготовленные. Если нет теоретических знаний, простите, делать нечего, потому что каждый узел, каждая деталь в случае неправильного подхода к составлению технологии – это миллионы выброшенных денег. Нет преемственности на предприятиях… Когда я вижу на «Энергомаше» молодых людей сегодня, радуюсь. Необходимо, чтобы школа и профессиональная подготовка стали звеньями единой цепи.- Московская область – это особый регион в РФ, на территории которого проживают 7 миллионов взрослых и больше миллиона детей, – прокомментировала заместитель министра образования правительства Московской области Александра Котова. – Правительство Московской области делает все, для того чтобы в образовательных учреждениях дети получали качественные знания. В Щелковском районе работает образовательное учреждение, где дети получают высокие знания и осваивают авиационную технику. И в Серпуховском районе есть аэродром Дракино, где они проходят производственную практику. В Московской области созданы все условия, для того чтобы ребенок развивался и получал хорошие знания. И об этом говорят такие цифры, что ежегодно из бюджета Московской области на развитие системы образования выделяется 75 млрд рублей.Заместитель министра в своем выступлении отметила роль в продвижении полезных инициатив президента Международного союза инноваторов, ректора Института бизнеса, психологии и управления Тамары Саламатиной. Котова передала Саламатиной награду правительства области – медаль ордена Ивана Калиты.Следом на «круглом столе» состоялась торжественная церемония награждения победителей Международного конкурса инновационных проектов в социально-экономической сфере «Инициативы-2011». Конкурс, учредителями которого выступили Международный союз содействия развитию инноваций в социально-экономической сфере и научный общественно-просветительский журнал «Инициативы XXI века», проводится уже третий год. За это время более 200 проектов из 35 субъектов РФ и 15 стран ближнего и дальнего зарубежья приняли участие в конкурсе, поддержанном Министерством образования и науки России, Российской академией образования, ЮНЕСКО. Председатель жюри – президент Российской академии образования Николай Никандров. Проекты из Германии, Сербии, Черногории, Чехии, Болгарии, Украины, Беларуси касались самых разных сфер жизни человека – от педагогики, молекулярной биологии и практической медицины до промышленных технологий и экологических программ.Тематически все проекты конкурса «Инициативы-2011» явили собой сборник самых актуальных проблем, стоящих не только перед регионами, где родились сами проекты, но и в целом перед странами и даже человечеством. Сохранение озера Байкал, внесенного в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО как самое глубокое озеро и крупнейший природный резервуар пресной воды на планете; ликвидация последствий чернобыльской катастрофы, занимающей первое место в мировом рейтинге катастроф в истории человечества; создание интеллектуальной инсулиновой помпы при лечении сахарного диабета – заболевания, которое экспертами ВОЗ среди всех болезней отнесено на 1-е место по инвалидизации и на 3-е место по смертности. Все проекты финального тура конкурса «Инициативы-2011» прошли экспертную оценку и признаны инновационными.Дипломом победителя и символическим знаком лучшего социально-культурного проекта 2011 года «Золотая подкова» награждена школа-интернат №21 открытого акционерного общества «Российские железные дороги» за проект «Байкал – жемчужина планеты».Дипломом победителя и символическим знаком лучшего социально-культурного проекта 2011 года «Серебряная подкова» награждена компания «Смарт Инновации» из Томска за проект «Интеллектуальная инсулиновая помпа».Дипломом победителя и символическим знаком лучшего социально-культурного проекта 2011 года «Хрустальная подкова» награждены Сергей Шляков из Химок, аспирант кафедры оперативного управления мероприятиями Академии гражданской защиты МЧС России, за проект «Управление рисками радиационного воздействия на население и территории вследствие выноса радиоактивных илистых отложений, сформированных вследствие чернобыльской катастрофы»; Виктор Рыжов из Нижнего Новгорода, представляющий научно-технический центр «Химинвест», за проект «Разработка технологии термической переработки низкосортного древесного сырья на модульной промышленной установке совмещенным методом карбонизации-активации»; Артур Абзалов, зав. кафедрой машиностроения и информационных технологий Зеленодольского института машиностроения и информационных технологий, филиала КГТУ имени Андрея Туполева, за проект «Разработка и изготовление опытно-экспериментальной альтернативной энергоустановки»; Наталья Епанчинцева, доцент кафедры дошкольного и начального образования Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, за проект «Формирование элементарных навыков общения на иностранном языке в системе «Детский сад – начальная школа».Диплом победителя и специальный приз главного редактора журнала «Инициативы XXI века» «Хрустальная сова с бирюзой» получил Владимир Ступаков, руководитель военно-патриотического клуба «Дозор» колледжа автоматизации и информационных технологий №20, за проект «В ком дух велик, в том сила нерушима».
Комментарии