«Учительская газета» предложила разработать проект закона о статусе педагога, который защитит права учителей при исполнении своих обязанностей. Инициативу поддержали в Комитете Госдумы по образованию и науке. Об этом сообщила заместитель председателя комитета Любовь Духанина в ответ на обращение «УГ».- Совместно с «Учительской газетой» и ее читателями мы приступаем к разработке законопроекта о статусе педагога, – заявила парламентарий.Обращение с инициативой разработки и внесения в Госдуму законопроекта на имя Любови Духаниной направил 31 января главный редактор «Учительской газеты» Арслан Хасавов.
«В последнее время участились случаи, связанные с нападениями на учителей. Эти истории вызывают справедливую волну негодования и возмущения не только со стороны педагогического сообщества, но и широкой общественности, ложатся в основу новостных сюжетов и ток-шоу в эфирах федеральных телеканалов, – отмечается в письме. – Происходящее с определенной регулярностью ущемление прав учителей в ходе исполнения своих обязанностей вновь ставит вопрос о статусе педагога в России».В качестве примера успешного решения проблемы приводится опыт других стран, включая Казахстан, где в декабре 2019 года был принят закон, в котором предусмотрена система штрафов за оскорбление учителей.- Мы считаем, что время для аналогичных действий пришло и в России, – отметила Любовь Духанина.Комментируя инициативу «Учительской газеты», заместитель председателя комитета подчеркнула, что необходимость принятия закона о статусе учителя продиктована меняющимися условиями жизни при сохранении высокой значимости задач обучения и воспитания.- Есть неписаные нормы уважения к личности учителя, его труду. При этом мы все чаще узнаем о ситуациях, в которых педагог оказывается бесправен перед пренебрежительным отношением, давлением со стороны других участников образовательного процесса, а иногда – и перед физическим насилием. Наша цель – законодательно закрепить высокий статус учителя, его права и указать на недопустимость их нарушения, – отметила она.
Напомним, в прошлом году региональный закон о статусе учителя был принят в Ульяновской области. Теперь эта инициатива будет обсуждаться и на федеральном уровне.
Общероссийский Профсоюз образования одним из первых обратил внимание на проблему и неоднократно призывал педагогическую общественность, органы управления образованием, органы власти к открытому диалогу по предотвращению насилия в образовательной среде, и в первую очередь по отношению к педагогам.В 2011 году в связи с наблюдающимся ростом проявлений агрессии в отношении педагогов при отсутствии в законодательстве и на практике инструментов мирного урегулирования конфликтов профсоюз провел первую международную конференцию «Нет насилию в образовательной среде!». На конференции, в частности, отмечалось, что учитель социально незащищен (в вопросах нормативно-правового регулирования отношений субъектов образовательного процесса), что переориентация образования из общественного блага в разряд образовательных услуг не могла не понизить статус педагога. Подобные обсуждения прошли также в каждом субъекте Российской Федерации. В итоге по предложению профсоюза в Законе «Об образовании в Российской Федерации» появилось понятие «конфликтная комиссия».В целях обсуждения конкретных мер по профилактике возникновения и распространения физического и психологического насилия в отношении педагогических работников в апреле 2018 года прошла вторая конференция «Насилие в образовательной среде. Причины, тенденции обострения, поиск решений». В конференции приняли участие представители власти, родительской и ученической общественности, общественных организаций, органов управления образованием, Министерства внутренних дел; ученые, психологи, педагоги, руководители образовательных организаций, средства массовой информации.В июне 2018 года Общероссийский Профсоюз образования подготовил и направил в региональные (межрегиональные) организации рекомендации по повышению эффективности представительства законных социально-трудовых прав и профессиональных интересов педагогических работников в комиссиях организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.В ноябре 2019 года в субъекты Российской Федерации направлено совместное письмо Минпросвещения России и Общероссийского Профсоюза образования «О примерном положении о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений».Но сегодня этого недостаточно, нужны дальнейшие шаги, практические инструменты и законодательные инициативы, способные гарантировать защиту прав педагогов при исполнении ими своих обязанностей. Тем более, как свидетельствуют результаты независимого исследования 2019 года, с проявлениями агрессии к учителям со стороны учеников столкнулись почти 22% респондентов, то есть каждый пятый опрошенный педагог.Со своей стороны профсоюз продолжает работу по оказанию методической и консультативной помощи педагогам. Например, в апреле 2019 года на пресс-конференции в информационном агентстве России «ТАСС» подписано соглашение о сотрудничестве между Общероссийским Профсоюзом образования и Федеральным научно-методическим центром в области психологии и педагогики толерантности по реализации антибуллинговой программы «Каждый важен». Программа предназначена для всех участников образовательного процесса – учителей, учеников и их родителей – и должна стать новым этапом противодействия насилию в школьных коллективах. Обучение педагогов по данной программе проводится на всероссийских профсоюзных мероприятиях, таких как Всероссийская педагогическая школа профсоюза, тренинг-лагерь по подготовке тренеров-лекторов профсоюза.В настоящее время с целью установления ответственности за проявление неуважительного отношения к педагогам как к работникам с особым правовым статусом профсоюзом готовятся предложения по внесению изменений в действующее законодательство.Несомненно, профсоюз поддерживает инициативу педагогической общественности, «Учительской газеты» и Комитета Государственной Думы по образованию и науке о разработке законопроекта о статусе педагога и, учитывая многолетний опыт работы по этой проблеме, готов принять активное участие в его подготовке.Галина МЕРКУЛОВА, председатель Общероссийского Профсоюза образования
К сведениюИтоги экспресс-опроса педагогических работников по проблеме насилия в образовательной среде, проведенного Общероссийским Профсоюзом образования.Участники – 1584 педагога из 68 регионов Российской Федерации.Известны ли вам случаи насилия по отношению к педагогическим работникам вашей организации? (Да – 21,7%, нет – 69,9%, затрудняюсь ответить – 8,7%.)Каковы общие причины насилия со стороны обучающихся? (Влияние СМИ, социальных сетей и компьютерных игр – 76,9%, социально-психологическое неблагополучие семей обучающихся – 73,1%, неорганизованный досуг обучающихся – 31,4%.)Какое насилие применялось к вам как к педагогическому работнику? (Психологическое – 96,6%, физическое – 5,8%.)Кто в образовательной организации применял по отношению к вам какое-либо насилие? (Родители обучающихся – 46,3%, администрация – 46%, обучающиеся – 34,9%.)Обращались ли вы за помощью в компетентные органы в случае применения к вам насилия как к педагогическому работнику? (Нет – 89,5%, да – 10,5%.)Куда вы обращались в связи с применением к вам насилия, связанного с осуществлением профессиональной деятельности? (В администрацию образовательной организации – 69,6%, в профсоюзный комитет – 26,7%, в правоохранительные органы – 19,3%.)
Комментарии