Сегодня общепризнано, что наилучшим воспитателем выступает любая значимая и привлекательная деятельность. Как полезную и значимую деятельность педагоги и учащиеся Первомайского района Томской области рассматривают социальное проектирование. В феврале 2006 г. на базе Центра дополнительного образования для детей состоялся районный этап Всероссийской акции. На конкурс были представлены проекты из семи школ района: «Камень скорби» – по увековечению памяти о жертвах политических репрессий (Первомайская школа, координатор Ю.Мартыненко), «Мы хотим связи» – проект по телефонизации поселка Апсагачева (Альмяковская школа, координатор М.Широких), «Парк надежды» – благоустройство села (Куяновская школа, координаторы проекта Н.Такмакова, С.Плешко) и другие.
Команда школьников 8-10-х классов представляла портфолио – документы, которые отражали суть работы над проблемой. Помогали публично защищать свои проекты оформленные стенды.
Из всех представленных проектов огромную поддержку от населения района получил «Камень скорби», так как эпоха «большого террора» коснулась жителей нашего района. Около 600 человек были арестованы, из них 587 на сегодня реабилитированы. Благодаря начинаниям ребят об увековечении памяти о земляках – жертвах репрессий спланирована работа музеев других школ района в этом направлении. Поступают сведения о готовности населения пожертвовать денежные средства на установку «Камня скорби».
Приятно осознавать, что детские инициативы находят поддержку взрослых. Школьники понимают серьезность, значимость поднятых проблем, чувствуют себя инициаторами и созидателями, они готовы решать проблемы далеко не детские.
Тамара ДУДКО, методист по воспитательной работе Первомайского ЦДОД
Говорят участники проектов
Соприкосновение с жизнью
Надежда Нимирская, Надежда Стародубцева, Осиновская школа
Нам очень понравилось работать над проектом. Мы перечитали много газетных статей, побеседовали со старожилами села и выяснили, что они по-настоящему заинтересованы в реставрации обелиска, одобряют наш проект «Память». Мы научились проводить социологический опрос, брать интервью у родственников погибших во время войны. Было очень интересно слушать их воспоминания: ведь это история нашего села, а значит, и история нашей страны.
Мы встречались с предпринимателями, председателем СПК «Восход» П.Карлюковым, с управляющей делами администрации Вороновского сельского поселения С.Микулич, чтобы привлечь внимание властных структур к нашему проекту. Для нас это был полезный опыт общения с руководителями.
Нам было интересно общаться со многими жителями с. Осиновки и д. Волкодаевки. Такое общение позволило нам лучше узнать своих односельчан, их мысли, настроения, заботы. Мы научились слушать и понимать других людей.
Василий Демидович:
– Постоянно находясь в поиске, творчестве, мы, я думаю, сделали полезную работу. Надеюсь, что жители села по достоинству оценят наш труд. Надо с детства научиться жить проблемами села.
Иван Федоренко:
– Вся проводимая подготовительная работа – это соприкосновение с взрослой жизнью. Каждый попробовал себя в роли журналиста, социолога, почувствовал трудности и радости в общении с разными категориями населения. Но результаты нашего труда сгладили некоторые разочарования, так как я считаю, что мы делаем нужную и полезную работу.
Почувствовать ответственность
Любовь Вторушина, 10-й класс, Базойская школа:
– Было трудно обращаться к предпринимателям за спонсорской помощью, потому что нужно было все объяснить, для чего мы это делаем. Нас поняли и поддержали. Я считаю, что мы не ошиблись в выборе проблемы, наш проект «Подарок ветерану» направлен на оказание помощи одиноким пожилым людям.
Анастасия Косачева, 10-й класс:
– Я считаю, что мы хорошо потрудились над своим проектом, выбрали актуальную проблему сегодняшнего дня. Например, я научилась работать с разными источниками информации. Проблема заботы о пожилых людях была и будет социально значимой. На районном конкурсе ребята из других школ достойно защищали свои проекты. Мои пожелания школьникам – не читайте по бумажке.
Настя Аникина, 10-й класс:
– На первый взгляд работа над проектом была несложной, но когда дело дошло до встреч с местной властью и предпринимателями. Я боялась, что они не пойдут нам навстречу или просто пообещают, что нам помогут и забудут. Но все отнеслись к проблеме серьезно.
Михаил Щербинин, 8-й класс:
– Работать над проектом «Подарок ветерану» было несложно, наверное, потому, что учителя и родители старались нам помочь. Иногда мы спорили по поводу того, как нам сделать оформление, правильно составить портфолио. Но самой волнительной оказалась открытая защита на районном конкурсе.
Андрей Попович, 9-й класс:
– Только после защиты проекта, я понял, какая ответственность лежит на нас.
Екатерина Ромашова, 10-й класс:
– Мы не ожидали, что займем второе место. Мы получили удовлетворение от своей работы. Впереди ответственный шаг, и я уверена – у нас все получится с ремонтом палисадников. Работая над проектом, я столкнулась с такими сложностями, как составление официальных документов. А еще пришла к выводу, что многие проблемы можно решить самим. Некоторые ребята сначала отказывались помогать, ссылаясь на занятость, но потом сами стали подходить и предлагать свою помощь.
Планета детства
Алена Семенова, 9-й класс, Новосергеевская школа:
– Работа над проектом мне понравилась. Я вела деловые переговоры с теми, кого мы хотели бы видеть своими деловыми партнерами. Научилась находить главное при работе с документами. Наш проект, по моему мнению, стал хорошим началом в жизни.
Денис Кузнецов, 6-й класс:
– Я научился находить общий язык с людьми. А также узнал, что взрослые всегда готовы помочь в добром начинании.
Артем Остер, 6-й класс:
– Я понял, дети многое могут.
Света Журавкова, 5-й класс:
– Я много узнала после завершения проекта. Я научилась быть ответственной, храброй, научилась бороться за то, что мы собрались делать. Я поняла, что нельзя останавливаться на достигнутом. Это дело мы доведем до конца.
Комментарии