На мой взгляд, в образовательной работе с дошкольниками на первый план сегодня выходит развитие творческой активности ребенка. Человек, который умеет творчески подходить к решению любых проблем, инициативен, нестандартно мыслит, востребован в обществе.
В настоящее время на ребенка обрушивается огромный поток информации. Как превратить эту информацию в знания и сохранить здоровье ребенка? Как, не перегружая его, развить и поддержать социальную и творческую активность? Складывается своего рода противоречие между желанием больше дать ребенку и действительными физическими и психическими возможностями ребенка.Педагоги нашего Центра уверены, что с помощью интегрированного подхода к организации занятий можно избежать перегрузок детей, освободив время для игры. Эти образовательные задачи мы решаем в рамках экспериментальной площадки «Московское образование: от младенчества до школы», где наше учреждение сотрудничает с Ресурсным центром «В таланты с малых лет».На основе единства содержательного процесса педагоги объединяются для создания у ребенка целостного обобщенного художественного образа, реализуемого в общем социально значимом продукте (интегрированном занятии, творческом проекте или творческой акции).Проведение интегрированного занятия требует многоэтапной подготовки – от обеспечения мотивационно-развивающего пространства до интеллектуальной и творческой работы взрослых и детей. В начале творческого процесса педагоги выдвигают идею и тему занятия, затем начинается непосредственно познавательный процесс, где дети получают информацию на выбранную тему из разных областей искусства (музыкального, художественного, танцевального и театрального). В этой работе тесно взаимодействуют дети, родители, педагоги художественно-эстетического цикла и воспитатели групп через такие формы, как экскурсии, мультимедийные презентации, творческие акции, выставки семейных работ, посещение Российской государственной библиотеки и Детской городской библиотеки имени А.П.Гайдара, музыкальные и хореографические занятия, занятия в изостудии. Новое для себя открывают не только воспитанники, но и педагоги, совершенствующие свои знания и умения. Один из самых интересных этапов подготовки – выполнение творческих домашних заданий семьями воспитанников и их презентация. Кульминация этого творческого процесса – интегрированное занятие, отличающееся своим глубоким содержанием, многообразием форм детской деятельности, яркостью полученных впечатлений.Проведенный мониторинг художественно-эстетического развития детей показал, что такие показатели развития, как потребность в деятельности, способность к самовыражению, оценочное отношение, коммуникативность и самостоятельность, существенно увеличились.В 2009 году Центр развития ребенка стал победителем в конкурсе проектов «Я – исследователь» и в городском конкурсе «Детский сад года». В ближайшей перспективе педагогический коллектив Центра развития ребенка подготовит сборник практических материалов по использованию интегрированных занятий и творческих проектов в художественно-эстетическом развитии детей и создана видеотека интегрированных занятий.Для нас принципиально важно то, что благодаря интеграции мы имеем возможность максимально раскрыть потенциальные творческие способности детей, увидеть и поддержать индивидуальность каждого ребенка, сформировать общность детско-взрослого коллектива, где успех одного – это успех всех.Ирина ПАВЛЕНКО, кандидат психологических наук, почетный работник общего образования, заведующая ЦРР – детским садом №2336
Комментарии