Более полугода прошло со дня публикации статьи, посвященной прекрасно организованной в Томске Всероссийской конференции «Проблемы и перспективы развития шахматного образования в России» («НОСЛ начинает и выигрывает, или «Шахматному всеобучу – быть», «УГ» №48 от 25.11.2008). За это время состоялись две крупные международные шахматные конференции: в России и в Италии. Обе их можно назвать гимном учебному предмету «Шахматы».
Нужен предмет
по выбору
С 1 по 3 февраля 2009 года в Российском государственном социальном университете прошла конференция «Шахматы в системе образования России и мира». В ее работе приняли участие ведущие отечественные и зарубежные специалисты по данной тематике. Особый интерес представлял доклад Ювенсио Бланко (Венесуэла), председателя комитета «Шахматы в школе» Международной шахматной федерации (ФИДЕ).
Профессор Бланко обозначил десять главных сфер шахмат: развлекательную, интеллектуальную, спортивную, культурную, этическую, эстетическую, инструментальную, эмоциональную, превентивную и сферу социального здоровья. Среди важных задач комитета ФИДЕ «Шахматы в школе» были названы:
– разработка универсального проекта популяризации шахмат как в школе, так и в других секторах системы образования;
– выявление и уточнение фундаментальных ценностей, которые несут в себе шахматы;
– cоздание международной программы подготовки и повышения квалификации кадров;
– проведение научных исследований в области использования шахмат в системе образования;
– стимулирование развития талантов в шахматах;
– поиск экономических, интеллектуальных и технологических ресурсов для реализации данных задач.
Ювенсио Бланко подчеркнул: главный посыл нашей работы состоит в том, чтобы дети смогли научиться: 1) думать, 2) говорить, 3) творить. Причем все три аспекта тесно переплетены между собой.
Гроссмейстер Элизобета Полихрониади проинформировала, что министерство образования Румынии поддерживает продвижение шахмат в школы, разработана программа развития шахмат в школах через Интернет. Подобным аспектам были посвящены доклады Агнешки Форнал-Урбан (Польша), Николая Вайзмана (Израиль), Константиноса Пападополоса (Греция), Бориса Христова (Болгария) и других иностранных участников.
Из отечественных выступающих отмечу доклады председателя Тренерского комитета ФИДЕ Юрия Разуваева «Современные тенденции интернет-образования в шахматах», директора Томской шахматной академии Бориса Шайдуллина «Развитие шахматного образования в Томской области», директора интернет-центра шахматного мастерства Галины Ковалевой «Развитие шахматного образования в Ханты-Мансийском автономном округе», директора учебно-методического объединения «Духовное возрождение» Тамары Фесенко (Обнинск) «Обучение игре в шахматы для развития мыслительных способностей ребенка», зам. директора московской школы №758 Эльвиры Уманской «Образовательная программа дополнительного образования», педагога Александра Тимофеева (Москва) «Проблемы научно-методического обеспечения шахматного всеобуча».
Я в докладе «Наднациональное образование и развитие мышления при обучении игре в шахматы» обозначил ключевые вопросы, без правильного ответа на которые бессмысленно вводить шахматы в программу начальной школы. В их числе: 1) Зачем нужен урок шахмат в школе? 2) Кто должен преподавать шахматы в школе? 3) Как, по каким материалам следует преподавать шахматы в школе?
Акцент я сделал на научное обоснование урока шахмат, и прежде всего на целеполагание. Из множества основополагающих идей наиболее предпочтительной является идея целенаправленного развития у детей способности действовать «в уме».
Юрий Разуваев подвел черту работы конференции. Он отметил, что шахматы должны четко найти свое место в системе образования и что нужно не просто учить детей игре в шахматы, а достигать значимых для системы образования целей. Пока же, если мы говорим о шахматах в школе, преобладает в корне неверный подход – детей просто учат правилам игры, а затем перенаправляют в кружки. Методологически неверно развивать мышление в целом. Нужно выбрать точную, конкретную цель, и это поможет решить проблему в целом. Такой целью и представляется развитие способности действовать «в уме».
На конференции много говорилось о том, что учебный предмет «Шахматы» настоятельно необходим и общеобразовательным школам, и системе дошкольного образования.
Собравшиеся приняли документ «Об итогах международной научно-практической конференции «Шахматы в системе образования России и мира» с обращениями к ФИДЕ, Правительству РФ, Министерству образования и науки РФ, Российской шахматной федерации.
Из обращения к ФИДЕ:
– считать инициативы президента ФИДЕ Кирсана Илюмжинова о включении предмета «Шахматы» в программу общеобразовательных школ руководством к действию национальных комитетов «Шахматы в школе».
Из обращения к Министерству образования и науки РФ:
– разрешить преподавание предмета «Шахматы» в общеобразовательных школах в основной сетке занятий в первой половине дня (как предмета по выбору учащихся).
С текстами обращений можно ознакомиться на веб-странице http://chess555.narod.ru/RGSU2009.htm.
Игра со знаком качества
В феврале прошла и другая конференция – «Шахматы: игра, с которой мы растем» («Chess: a game to grow up with»; Турин, Италия, 25.02 – 27.02), в работе которой приняли участие свыше 500 человек.
Конференция ставила целью предоставить реальную картину преподавания шахмат в общеобразовательных школах различных стран мира. Ее основными вопросами стали: 1) роль шахмат в развитии личности и познавательных способностей; 2) опыт преподавания шахмат в школах. Специалисты из Великобритании, Венесуэлы, Германии, Египта, Италии, Китая, России, Словении, США, Турции, Франции показали, что шахматы – мощный инструмент развития детей. Они привели результаты экспериментальных работ, которые подтвердили, что проведение уроков шахмат в школе позволяет повысить уровень логического мышления детей, развивает их способность действовать «в уме». А все это вместе взятое увеличивает успехи детей в освоении программы основной школы. Шахматы как перспективный учебный предмет способны повысить качество образования.
В итоговом коммюнике участники конференции предложили правительствам разных стран включить учебный предмет «Шахматы» в программу основной школы.
Тщательное изучение материалов обеих конференций подтверждает, что в мире вопросам шахматного образования придается первостепенное значение. А Россия – страна, где родилась идея введения шахмат в школьную программу, – начинает катастрофически терять завоеванные позиции. Если в зарубежных странах принимаются законопроекты, которые позволяют преподавать шахматы как полноценный учебный предмет в первой половине дня, то в России проект нового образовательного стандарта пока не внушает оптимизма сторонникам шахматного всеобуча. Судите сами, как обстоят дела с шахматным образованием в ряде зарубежных стран.
Испания
В 1995 году сенат Испании принял постановление, разрешающее преподавать шахматы как предмет по выбору в школах второй ступени. Для введения урока шахмат стало достаточно решения совета школы. В ряде регионов Испании обязательное обучение шахматам (начиная с 6 лет) соседствует с формой – по выбору (с 10 лет). В 2003 году образовательный проект начат в Каталонии. Департамент образования Каталонии утвердил рекомендованные Федерацией шахмат учебные пособия.
Шахматы преподаются во многих детских садах и центрах детского развития Нью-Йорка, Сиэтла, Чикаго, Бостона, Сан-Франциско и других городов. Так, уроки шахмат проходят более чем в 200 школах Нью-Йорка, охвачено более 38 тысяч детей. Этот мегаполис выделяет 3-4 млн долларов в год по благотворительным программам на развитие шахмат в школе. В 1992 году губернатор штата Нью-Джерси подписал закон о шахматном обучении, и к сегодняшнему дню во многих школах штата шахматы стали учебным предметом. В Калифорнии с недавнего времени шахматы стали преподавать в 4 тысячах школ.
Канада
Канада – один из лидеров шахматного образования. Более 130 тысяч школьников (со 2-го по 6-й класс) изучают шахматы в качестве обязательного дополнения к программе по математике.
В Италии около 200 тыс. детей посещают шахматные уроки. Запрос на них в школах очень высок, и основная проблема заключается в том, чтобы найти учителей…
Турция
С 2006 года здесь стартовал большой образовательный проект. Турки заявили, что хотят изменить будущее миллионов детей, дав им шахматы как образовательный инструмент. В частности, государство стало материально стимулировать директоров школ, в которых шахматы вошли в расписание уроков. Сегодня в школах Турции трудятся примерно 12 тысяч учителей шахмат, древняя игра введена в программу 64 тысяч школ. И, как отмечают турецкие специалисты, это привело к значительному повышению школьной успеваемости по основным школьным дисциплинам.
Аргентина
Еще в середине 90-х гг. ХХ века в провинции Санта Фе стартовал проект обязательного обучения шахматам. В 2007 году министерство образования Аргентины объявило о проекте «Шахматы в школе», который включает в себя обучение игре, подготовку преподавателей и введение шахмат в учебную программу начальной и средней школы. Проектом охвачено свыше 20 тысяч детей в 237 школах провинции Сент-Луис. На сегодняшний день в Аргентине шахматы все шире встраиваются в систему образования, чему способствует новый «образовательный» закон, статья 27 которого предоставляет необходимую нормативно-правовую базу для внедрения шахмат в школу. 28 июня 2009 года в г. Мар-дель-Плата завершил работу конгресс по преподаванию шахмат в школах, который подтвердил, что шахматы – важное средство для развития детей.
Китай
В 1995 году здесь широко обсуждался вопрос, какие шахматы считать государственными – классические или китайские. С учетом того, что Китай интегрируется в мировую систему, государственными стали классические шахматы. На развитие шахмат было выделено 50 млн долларов, и к настоящему времени древняя игра преподается во многих детских садах и школах страны.
Молдова
В отдельных школах Молдовы шахматы стали преподаваться еще с 1966 года. Новый виток интереса к шахматам связан с принятием постановления правительства Республики Молдова №222 от 16.03.2009. Начиная с 2009-2010 учебного года министерству просвещения рекомендовано включить в программу школьной дисциплины «Физическое воспитание» модуль «Изучение шахмат».
Филиппины
Весной 2009 года Департамент образования издал документ, позволяющий интегрировать шахматы в учебную программу общеобразовательных школ. Первые семинары для будущих преподавателей новой учебной дисциплины прошли 7-21 мая в различных городах Филиппин. К ноябрю 2009 года намечено подготовить 35 тысяч учителей шахмат.
Куба
Министерство образования Кубы включает уроки шахмат в учебную программу с первого класса начальной школы. Уроки будут проходить в первой и второй половине дня. С внедрением новой модели начальной школы акцент делается на качество учебно-воспитательного процесса, поднять которое поможет, в частности, урок шахмат. Отмечается, что шахматы вводятся для развития личности учащихся, в результате шахматы превращаются в важный аспект школьного образования.
Вместо эпилога
Министерства образования зарубежных стран активно внедряют преподавание шахмат в школах и в детских садах. А что в России? Штиль. Лишь наиболее продвинутые регионы РФ на свой страх и риск дарят тысячам школьников замечательный инструмент для развития под названием «шахматы». Если с 1993-1994 гг. в начальных классах официально были введены часы для факультативов, преподаваемых в первой половине дня (и курс «Шахматы – школе» стал одним из первых подобных курсов, рекомендованных Минобразования РФ), то к 2009 году статус шахмат в школе снова стал неясен. А ведь именно в России 15 лет назад впервые в мире были разработаны и прошли апробацию в школах шахматные учебно-методические комплекты трех лет обучения, накоплен опыт. Будет ли все это востребовано именно в нашей стране?
Игорь СУХИН,
кандидат педагогических наук,
старший научный сотрудник Института теории
и истории педагогики РАО
Комментарии