Как обстоят дела с профилизацией и ЕГЭ в Ингушетии, мы попытались выяснить посредством опроса среди школьных учителей, специалистов Министерства образования Республики Ингушетия и родителей школьников.
Результаты оказались не очень утешительными. 99% опрошенных (всего около 50 человек) имеют смутные представления о модернизации, стандартах, профильном обучении и ЕГЭ. Даже преподаватели средних школ и работники районных управлений образования так и не смогли дать конкретный ответ на вопрос, что же такое “модернизация” и “стандарты”. Преобладали в основном ответы типа: “Модернизация – это совершенствование методов образования” или “Это переход на 12-летнее обучение и разгрузка учеников, новые учебные пособия, переход на углубленное изучение отдельных предметов в старших классах”. Все это, конечно, верно, но лишь в общих чертах. В целом же, несмотря на не совсем хорошее знание основных направлений модернизации, в Республике Ингушетия вполне осознают необходимость глобальных образовательных реформ.
Жительница города Назрань, медсестра по профессии, высказалась следующим образом: “У меня две дочери учатся в гимназии и обе мечтают поступить в медицинскую академию. У них ввели профильное обучение, и теперь девочки в основном налегают на английский язык и естественные дисциплины. Я считаю, что в старших классах нужно изучать то, что пригодится при поступлении в институт. Именно такая реформа школы нам нужна. Я жалею, что 20 лет назад мне приходилось тратить огромное количество времени и сил на ненужные мне предметы”.
Первый заместитель министра образования РИ А.А.Сукиев тоже ответил на вопросы “УГ”:
– Мы осуществляем практику профильного обучения в Ингушетии с 2000 года. Как известно, у нас в республике есть инновационные учреждения, такие, как Назрановский лицей, гимназии в городах Назрани, Малгобеке, Карабулаке и Магасе, в которых созданы профильные классы. В 10-11-х классах практикуется изучение отдельных предметов более углубленно и методично. Упор делается на дисциплины, необходимые для поступления в вуз. Уже в лицее ученик знает, куда именно он будет поступать. Родителей это освобождает от необходимости нанимать репетиторов и оплачивать весьма дорогостоящие курсы. Конечно, нагрузка по профилирующим предметам неизмеримо выше обычной, но и результат на 30-40% выше, чем в средней школе.
Министерство образования РИ внимательно следит за процессом обучения в профильных классах, и уже отмечено, что по техническим дисциплинам учащиеся профильных классов на порядок выше своих сверстников из средних школ. Поэтому и целевые направления в самые престижные вузы получают именно они – профилисты. Результаты сравнения и наблюдений показывают, что в профильных классах ученики приобретают исследовательские навыки, овладевают средствами информационных технологий, успешно осваивают один или два языка, и вообще их подход к учебному процессу я бы назвал “академическим”, очень солидным. С другой стороны, мы стремимся к тому, чтобы в профильных классах присутствовал и базовый, так называемый инвариантный компонент обучения, дабы избежать узкоспециализированного обучения.
– А единый государственный экзамен?
– Мы прекрасно отдаем себе отчет, насколько важно его сочетание с профильным обучением, но в Республике Ингушетия ЕГЭ пока не осуществлен. Планируется начать с 2003-2004 учебного года, пока готовим базу.
С введением ЕГЭ процесс поступления в вуз значительно упростится. Сдав по
100-балльной шкале единый экзамен, выпускник сможет подать заявления о поступлении в несколько вузов одновременно. Немаловажно и то, что отпадет необходимость выезжать на вступительные экзамены в другие города, что сильно облегчит финансовое положение абитуриента. У нас в республике 10 школ участвуют в эксперименте по 12-летнему обучению. Это позволит максимально разгрузить учебный процесс, что архиважно, поскольку перегруженность содержания образования учебным материалом сейчас чрезвычайно высока и вредит здоровью учащихся.
Тамерлан ТОЧИЕВ
Комментарии