Исторический роман Еспера Вун-Суна «Другая ветвь» – своего рода датская «Юнона и Авось». В основе сюжета книги, вошедшей в Топ-15 наиболее ожидаемых бестселлеров 2023 года, лежит романтическая история предков автора: булочницы из Дании по имени Ингеборг и сына китайского мясника, рисовальщика Саня.
Действие начинается на излете XIX века и охватывает несколько десятилетий, центрируясь вокруг одного семейства, все это позволяет назвать текст сагой. Главная линия повествования сближает «Ветвь» с жанром любовно-авантюрного романа, сохраняя необходимые атрибуты: неведомые края, экзотический любовник, запретная страсть, противостояние консервативного общества и юных возлюбленных, преследуемых за осквернение своей расы и датчанами, и китайцами. Решившись заключить маргинальный союз, героиня попадает в «альтернативный Копенгаген»: отныне все двери для нее закрыты, она больше не гражданка, знакомые в ужасе переходят на другую сторону улицы, а семья девушки воспринимает произошедшее как божью кару.
Сюжет не нов, хотя актуален: еще вчера человек имел теплый кров, надежную работу, хорошую репутацию, уважение семьи, перспективную пассию и досуг в развлекательном парке, а сегодня навсегда лишился этого. И, как рыба без воды, вынужден адаптироваться к недружелюбной реальности, порожденной его собственным выбором. Ингеборг можно сравнить с Маргаритой из «Фауста», ставшей парией из-за своей любви, или с дворянкой, решившей остаться в советском государстве, несмотря на очевидные последствия. Лишив себя защиты общины самим фактом мезальянса, девушка превращается в мишень для плевков милых покупательниц, а затем в безработную. Ее безнаказанно насилуют матросы, считающие, что она пала ниже работниц дома терпимости, она живет на гнилом чердаке и зарабатывает трудом прачки на хлеб. Однако героиня осознает все происходящее как справедливую высокую плату за право быть собой. Христианское поучение о смиренном терпении невзгод – единственная мораль, которую мы извлекаем из жизненной философии датской бунтарки.
Романтический конфликт перетекает в реалистическую прозу «жизни после свадьбы». Не только внешние бедствия, но и внутренние неидеальные отношения стоят на пути у молодой семьи. Супруг девушки, балаганный артист Сань, не способен зарабатывать, он заядлый игрок, любитель сомнительных компаний и даже отец внебрачного ребенка, которого вынуждена усыновить «счастливая» Ингеборг. Вся тяжесть поддержания скудного очага, поденного заработка и ухода за приемышем ложится на плечи той, которая верит в свой путь. Мы вспоминаем «Анну Каренину», утратившую социальную приемлемость из-за стремления афишировать союз с любовником: если у классика речь об утрате положения и гражданских прав, то случай Ингеборг прозаичнее – не принимаемая на работу, она ищет объедки и заваривает полевую траву, чтобы выжить. Только убежденность в своей правоте помогает ей сохранить брак и дожить до времен, когда судьба даст Саню шанс переехать и исполнить мечту – открыть кафе. «Ветвь» – неожиданно оптимистическая книга, напоминающая, что жизнь не роман, но все-таки темные времена не вечны. В нищете и отверженности нет ничего поэтического, но автор не спешит дать нравственный урок в консервативном ключе наподобие «Фауста», напротив, он показывает нам упорную и мужественную женщину, принимающую и свою новую дорогу, и своего необычного супруга.
Психологически книга будет близка читательницам, столкнувшимся в жизни с незаурядными ситуациями. Движения души девушки находят отклик у современного человека, невольно думающего, что никакой прогресс не может изменить сокровенного космоса. Так, юная Ингеборг хорошо осознает, что у нее есть выбор между традиционным путем и собственным, и запоминает миг, когда делает выбор в пользу свидания с Санем в лодке. Став жертвой насилия и скрыв это от мужа, она впадает в пограничные состояния, видя себя со стороны и испытывая приступы головокружения и слабости. Узнав, что у супруга родился внебрачный ребенок и она должна взять на себя это бремя, Ингеборг впервые ощущает, что ее новая жизнь – реальность, а не дурной сон, но в то же время она чувствует, как осуществляется ее судьба. Понимание предстоящих трудностей не оберегает девушку от неизбежности, но, наверное, всем людям, совершавшим в жизни сложный выбор, близка ее решимость действовать, несмотря на последствия. Подробное, почти толстовское освещение внутреннего мира героини переводит роман в категорию психологической прозы, отдаляя его от любовно-авантюрного ключа.
Необычная сторона романа, не рекомендованного «юным, впечатлительным и готовящимся произвести на свет», – его телесное, раблезианское начало. Главная героиня не трафарет, а живая личность, возможно, реконструированная по воспоминаниям. Чувство Ингеборг к китайцу Саню не имеет возвышенной, духовной природы. Напротив, это с самого начала физический интерес, направленный на продолжение рода. Такая сторона девушки смущает нас, воспитанных на внимании к душе, привыкших, что высокие порывы выражаются в пространной речи (здесь же герои не понимают язык друг друга), красивые чувства подтверждаются действием, не сводимым к поиску угла для примитивного акта. Однако именно отсутствие стандартных представлений определяет суть взаимоотношений Ингеборг и мира. Из книги мы делаем вывод о неоднозначности жизни, а также о том, что она, как зеленый росток, пробивается из-под камней действительности, несмотря на все дурные пророчества.
Еспер Вун-Сун. Другая ветвь. Перевод с датского Татьяны Русуберг. – Фолиант, 2023. – 452 с.
Комментарии