search
main
0

Информатика по Остеру Основы программирования для троечников

При изучении языка программирования перед учителями не встает проблема отсутствия задач высокого уровня сложности. Их достаточно и в каждом учебнике, и в периодической печати, поднимающей вопросы выпускных или вступительных экзаменов и олимпиад. Однако во время объяснения нового материала, особенно детям с недостаточной математической подготовкой (в классах среднего звена или 9-11-х гуманитарных), ощущается острая нехватка заданий, которые не требуют серьезных знаний по математике и физике, но позволяют выработать у школьников необходимые навыки и умения. Я предлагаю задачи, позволяющие овладеть основами программирования детям, не знакомым с алгеброй, геометрией и физикой, или школьникам-троечникам. При закреплении нового материала эти задания дают реальную возможность ребятам почувствовать ситуацию успеха и поддержать их интерес к информатике.

ТЕМА 1. “Операторы ввода-вывода и присваивания”
1. Ввести с клавиатуры 2 числа. Напечатать:
а) их сумму;
б) их произведение;
в) их среднее арифметическое.
2. Ввести с клавиатуры 2 числа – длины сторон прямоугольника. Посчитать и напечатать:
а) периметр прямоугольника;
б) площадь прямоугольника.
3. Ввести с клавиатуры скорость катера и скорость течения. Посчитать и напечатать:
а) какое расстояние он пройдет за 3 часа по течению;
б) какое расстояние он пройдет за 4 часа против течения.
4. Ввести с клавиатуры 3 числа – длины сторон треугольника. Посчитать и напечатать его периметр.
5. Ввести с клавиатуры 3 числа – длины сторон прямоугольного параллелепипеда. Посчитать и напечатать его объем.
6. (По Г.Остеру). Когда дядя Петя вышел во двор с ружьем, с 1-й яблони упало f, а со 2-й – g соседей. Ввести с клавиатуры значения для f и g, найти общее количество упавших соседей.
ТЕМА 2. “Оператор IF”
1. Задать с помощью генератора случайных чисел N дня недели – целое число от 1 до 7. Напечатать, является ли он выходным.
2. Задать с помощью генератора случайных чисел час суток – целое число от 0 до 23.Напечатать, к какой половине дня он относится (до или после полудня).
3. Ввести с клавиатуры число. Напечатать, является ли оно:
а) четньм;
б) отрицательным.
4. Ввести с клавиатуры 2 числа. Напечатать:
а) меньшее;
б) большее.
5. Ввести с клавиатуры 2 числа. Напечатать их разность, вычитая из большего меньшее.
6. Ввести с клавиатуры 2 числа. Напечатать их частное или сообщение “Делить на ноль нельзя!”
7. Ввести с клавиатуры значение для X. Вычислить и напечатать соответствующее значение для Y по правилу:
a) Y=X+5, если Х<6
Y = X:2, если X>=6
б) Y=X-4, если Х<= 100
Y = X∙3, если Х>100.
8. (По Г.Остеру). У младенца Кузьки вылезло уже s зубов, а у его бабы Дуси осталось w зуба. Задать с помощью генератора случайных чисел 2 целых числа от 0 до 5 – значения для s и w. У кого зубов больше?
ТЕМА 3. “Сложные условия в операторе IF”
(Некоторые из этих задач можно использовать и при изучении оператора CASE).
AND
1. Ввести с клавиатуры 2 положительных целых числа: день и месяц. Определить, нет ли ошибки. Считать, что в каждом месяце по 30 дней.
2. Ввести с клавиатуры 2 положительных целых числа: часы и минуты. Определить, нет ли ошибки.
3. В зрительном зале 30 рядов по 25 мест. Ввести с клавиатуры N места и ряда. Определить, нет ли ошибки.
4. Поезд составлен из 17 вагонов по 36 мест в каждом. Ввести с клавиатуры N вагона и места. Определить, нет ли ошибки.
5. (По Г.Остеру). Федька ест невкусную макаронину длиной 6 м. 2-й, 3-й и 4-й метры макаронины политы машинным маслом, а остальные – рыбьим жиром. Ввести с клавиатуры порядковый номер съедаемого метра. Определить, чем его полили.
OR
6. Поезд в Варшаву отправляется по вторникам и пятницам. Ввести с клавиатуры N дня недели. Определить, можно ли уехать в Варшаву в этот день.
7. На мини-рынке продают рыбу, молоко и цветы. Задать с помощью генератора случайных чисел N торгового места – целое число от 1 до 6, определить, чем торгуют: 1 и 4 – рыба, 2 и 6 – молоко, 3 и 5 – цветы.
8. Задать с помощью генератора случайных чисел целое число от 0 до 100 – возраст человека. Определить его возрастную группу: до 15 лет – детство, от 16 до 30 – молодость, от 31 до 60 – зрелость, после 61 – старость.
9. В поезде 3-й, 7-й, 9-й вагоны купейные, а остальные – плацкартные. Ввести с клавиатуры целое положительное число. Напечатать вид вагона.
10. (По Г.Остеру). Вовочка, любитель стрелять из рогатки, 7 раз попадал в милицию. Ввести с клавиатуры целое положительное число – N попадания. Определить результат: 4, 6, 7 – милиционеры вставляли новое стекло; 1, 2, 3, 5 – майор лично менял разбитые лампочки.
AND или OR?
11. В шеренге спортсмены стоят по росту. Задать с помощью генератора случайных чисел N спортсмена – целое число от 1 до 9, определить вид спорта: 1, 2, 9 – баскетбол, 3, 4, 5 – бег , 6, 7, 8 – штанга.
12. В поликлинике кабинеты распределены так: 1, 2, 3, 17 – окулисты; 4, 18, 19, 20 – хирурги; 5 – 8 – стоматологи; 9 – 16 – педиатры. Задать с помощью генератора случайных чисел N кабинета – целое число от 1 до 20, определить специальность врача.
13. С автостанции автобусы отправляются по 16 маршрутам и переезжают через реку по 4 мостам: NN 1, 2, 3, 5 – по Южному; NN 4, 6, 7, 8 – по Центральному; NN 9, 10, 11, 12 – по Северному; NN 13,14,15,16 – по Окружному. Ввести с клавиатуры N маршрута. Напечатать, по какому мосту он поедет.
14. Задать с помощью генератора случайных чисел N ряда в кинотеатре – целое число от 1 до 25. Определить, сколько стоит билет, если его цена зависит от ряда: 1, 2, 3, 25 – 10 руб; 4, 5 – 15 руб; с 6 по 24 – 20 руб.
15. (По Г.Остеру). Один мальчик на перемене 12 раз дергал за косички. Ввести с клавиатуры N косички. Определить, кому она принадлежит: 1, 2, 3, 8 – девочке из 3-го “А”; 4, 5, 6 – девочке из 3-го “Б”; 7, 10, 11, 12 – девочке из 3-го “В”; 9 – завучу Маргарите Багратионовне.
ТЕМА 3. “Оператор цикла с параметром”
(При изучении QBASIC можно задавать множество значений не с клавиатуры, а с помощью блока данных.)
1. Ввести с клавиатуры 6 чисел. Найти их произведение.
2. Ввести с клавиатуры N лотерейного билета. Задать случайным образом 16 целых чисел от 1 до 1000 – NN выигравших билетов. Напечатать, выиграл ли купленный билет.
3. Задать случайным образом 10 чисел от 1 до 250. Найти самое большое из них.
4. Ввести с клавиатуры 7 чисел. Найти среднее арифметическое чисел меньших 30.
5. Задать случайным образом 12 чисел от 22 до 325. Напечатать те из них, которые попадают в промежуток от 60 до 100.
6. (По Г.Остеру). На день рождения к дедушке пришли 10 бабушек. Каждая бабушка принесла ему в подарок t расчесок. Ввести с клавиатуры 10 значений t. Определить, сколько расчесок получил в подарок совершенно лысый именинник.
О. Аралова,
учитель информатики лицея N1
Воронеж

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте