“В центре предмета “Информатика” должна находиться современная компьютерная технология как целостная система в сочетании с фундаментальными основами computer science (компьютерной науки) – алгоритмизация, моделирование.”. Так считает Юрий Шафрин, кандидат физико-математических наук (“ЭЛКО Технологии”), который рецензировал работы по информатике на конкурсе “Сто друзей”.
К сожалению, педагогические разработки крайне разнородны по содержанию, и поэтому очень трудно сравнивать их по методическому и профессиональному уровню. Кроме того, авторы придерживаются разных точек зрения на информатику и преследуют разные цели.
Почти во всех работах полностью отсутствует объектно-ориентированный подход как основа современной компьютерной науки, а также объектно-ориентированное программирование – ООП. А чтобы идти в ногу со временем, программисты должны ориентироваться хотя бы на Visual Basic, а не на безнадежно устаревшие процедурные BASIC и Pascal.
Прискорбно, что в нескольких конкурсных работах фигурирует безграмотный “Курс компьютерной технологии” Ефимовой, Морозова и “Шафрина”. Этот “курс” представляет собой украденную издательством “АБФ” и изуродованную им копию устаревшего учебника Ю. Шафрина…
Из 11 методических разработок (хотя замечания есть во всех) рецензент отмечает следующие.
Работа с компьютерной графикой Валентины КОНЦОВОЙ из города Лангепас Тюменской области производит очень приятное впечатление. Тема разработана тщательно, грамотно. Предложенные методические подходы могут быть использованы и другими учителями.
Для физико-математических классов представляет несомненный интерес “Алгоритмизация” Елены БОКОВОЙ из Московской области. В разработке очень аккуратно, последовательно и в доступной форме изложены все этапы алгоритмизации задач, решаемых на ЭВМ. Рассмотрены все основные типы алгоритмов и приведено множество примеров и задач из разных областей. В целом по содержанию и методике работу можно считать вполне профессиональной.
Разработка Юлии ПОГОЖЕВОЙ из Сургута “Системы счислений” тоже может быть полезна для физико-математических классов. Здесь очень интересны исторические сведения о числовых системах. Но общеобразовательные школы, перегруженные предметами, вряд ли могут позволить себе так много времени уделять системам счисления, которые редко используют даже программисты.
Зинаида ИГНАТОВА из подмосковного Королева предложила 4 сценария для учащихся средних и старших классов. По мнению рецензента, в уроках на тему “Информатика на службе армии” автору удалось найти занимательную форму для серьезного содержания: сведения об истории быта, организации и обмундировании русской армии. Они сочетаются с логическими задачами, похожими на головоломки, которые публикуются в популярных журналах. Юрий Шафрин полагает, что такие задачи гораздо полезнее для развития логического и алгоритмического мышления, чем пресловутое программирование на “мертвых языках”.
Еще один сценарий Игнатовой посвящен электронным таблицам Works 2.0. Этот раздел работы можно считать весьма удачным. Не вызывает возражений и выбор операций.
Материалы к уроку “История развития ЭВМ” Людмилы СКАЧИЛОВОЙ из города Усолье-Сибирское Иркутской области – это одна из наиболее интересных и композиционно завершенных разработок. Важность темы для развития кругозора школьников не вызывает сомнений. Это практически законченная статья и вполне может быть опубликована. По мнению рецензента, история развития ЭВМ интересна не только для учителей информатики и учащихся, ее изучающих, но и для преподавателей других предметов.
Оригинальный, остроумный дидактический материал представила на конкурс Н. ПОПОВА из города Саров Нижегородской области. Например, работа “Домино” – набор двойных карточек по темам “Компоненты компьютера”, “Алгоритмизация”, “DOS”, “Теоретическая информатика”. Занимательно рисование животных по точкам, представленным на координатной плоскости в разных системах счисления…
Самой перспективной разработкой Юрий Шафрин считает материал Ирины ГОНЧАРОВОЙ и Людмилы ДРАГУНОВОЙ из города Кольчугино Владимирской области. Их “Интегрированное факультативное занятие (информатика плюс география)” производит сильное впечатление. Авторы разработки показывают необозримые возможности ИТ, которые не только выводят процесс обучения географии, языкам, истории на совершенно новый уровень, но и придают этому процессу творческий характер. Разработка владимирских педагогов обязательно будет опубликована в “УГ” или в одном из приложений к газете.
Михаил ШЕРСТЯНОЙ
Комментарии