В Фундаментальной библиотеке МГУ им. Ломоносова прошел Всероссийский съезд учителей информатики.
На съезде, проходившем в течение трех дней — с 24 по 26 марта, — собрались учителя информатики, специалисты по педагогике и методике преподавания информатики и ИКТ и представители органов управления образованием. Участники обсуждали состояние и перспективы развития школьного образования в области информатики в контексте основных принципов Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
Школьная информатика — очень молодой предмет. Дисциплина под названием «Основы информатики и вычислительной техники» появилась в советских школах в 1984 году и отличалась от современной информатики примерно так, как различаются арифметика и алгебра. На тех уроках школьники учились искать, классифицировать и обрабатывать документы. Сейчас информатика представляет собой очень сложную науку, обучающую программированию, работе в различных операционных системах, работе с базами данных, с графическими и офисными пакетами, общению и взаимодействию в сети. Все возрастающее количество программ, стремительное развитие технологий и тенденция использования компьютеров в других школьных предметах вынуждает учителей информатики не только учить детей, но и непрерывно учиться самим.
– Около двух миллиардов компьютеров подключено к Интернету, — этими словами ректор МГУ Виктор Садовничий открыл съезд. — И каждые шесть месяцев удваивается пропускная способность интернет-каналов, увеличиваются мощности.
По словам Садовничего, учителям трудно успевать за такой скоростью, в отличие от детей. Дети воспринимают обучение на компьютере как продолжение игровой деятельности. Сегодня компьютеры устанавливают даже в детских садах. В школах информатику начинают изучать уже во втором классе.
Быстрый «взлет» информатики объясняет также и отсутствие сложенной методики преподавания предмета. Как рассказал Виктор Садовничий, на настоящий момент не существует даже единого учебника по информатике.
– В новом образовательном стандарте пока нет общего понимания, какой должна быть учебная программа по этому предмету, — заявляет ректор МГУ. — Кто-то сегодня на уроках учит работать в текстовом редакторе, кто-то занимается программированием и изучает новые языки. Нет единого учебника. Да и под большим вопросом – нужны ли они вообще по этому предмету? Пока у нас не сложилась классическая традиция преподавания информатики.
Другая проблема состоит во взаимодействии информатики и базовых школьных предметов. Помощник президента Аркадий Дворкович считает, что и в действующих, и в готовящихся стандартах образования ряд предметов не стыкуется с информатикой.
– Этот предмет не рассматривается как сквозной, а в жизни он — именно такой, — говорит помощник президента.
В таком положении дел Аркадий Дворкович усматривает главное противоречие и считает, что при доработке стандартов важно найти возможность этой стыковки.
Мало успевать усваивать знания и передавать их ученикам: учителя должны преподавать урок так, чтобы было интересно. О том, как это делать, рассуждал министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко.
По словам министра, нельзя забывать о том, что учить нужно не только применению знаний на практике и выполнению поставленных задач.
– России пора становится заказчиком, а не только исполнителем при разработке IT-продуктов, — заявил Андрей Фурсенко. — У нас есть сейчас уникальные специалисты, способные разрабатывать нестандартные IT-продукты, генерировать идеи. Нам надо учиться эти идеи продавать.
Фото с сайта www.sh8-krkam.edusite.ru
Комментарии