search
main
0

Информатика

IBM будет проектировать самый быстродействующий суперкомпьютер

Корпорация IBM подписала контракт с правительством США на сумму 94 млн. долл. по созданию к 1998 году суперкомпьютера, способного выполнять 3 триллиона операций в секунду. Этот компьютерный монстр будет обладать памятью обьемом 2,5 Тбайт (это примерно эквивалентно шести миллионам бумажных томов по двести страниц).

Новый сверхкомпьютер, получивший название “Option Blue” предназначен в первую очередь для расчета характеристик ядерного оружия. Без подобной машины эти данные можно было получить только путем реальных подземных испытаний, на которые введен в США мораторий. “Option Blue” – это второй компьютер, заказанный Министерством энергетики для использования в моделировании испытаний ядерных вооружений. Первой была машина “Option Red”, имеющая более низкую производительность – 1,5 триллиона операций в секунду. Заказ на нее был сделан компании Intel в прошлом году, и изготовлена она будет через несколько месяцев.

В проектах Министерства энергетики – создание к началу века суперкомпьютера производительностью 100 триллионов операций в секунду.

Каждый сможет смоделировать экономику США

Профессор Йельского университета Рэй Фэа изобрел мощную систему экономического прогнозирования, которая обрабатывает действительные и предполагаемые экономические данные за период с 1952 по 2001 г. В ее основе лежит 131 уравнение, описывающее законы экономического развития.

Пользователи могут сами провести эксперимент по моделированию экономики США, причем раньше это удовольствие стоило 5 тыс. долл., а сейчас доступ к нему можно получить с помощью компьютерной сети бесплатно по адресу: http://fairmodel.econ.yale.edu/

Среди виновников катастрофы – компьютерная программа

Авария реактивного самолета компании “American Airlines” в декабре прошлого года в Колумбии произошла из-за того, что первый пилот ввел неполную команду в бортовой компьютер, поэтому программа действовала “по умолчанию” и указала самолету неправильное направление. Позывные радиомаяков в аэропортах Кали и Боготы оба начинаются с буквы “R”, именно этот единственный символ пилот и ввел. В результате, вместо того чтобы следовать в Кали, самолет повернул в обратном направлении (к Боготе) и врезался в гору.

“Deep Blue” готов

к реваншу с Каспаровым

Суперкомпьютер компании IBM под названием “Deep Blue”, который проиграл шахматный матч чемпиону мира Гарри Каспарову, получит шанс отыграться в новом матче из шести игр, который пройдет с 3 по 10 мая 1997г. в Нью-Йорке.

“Deep Blue” имеет 32 параллельных процессора и такую скорость вычислений, которая позволяет анализировать 200 млн. ходов в секунду. Команда разработчиков “Deep Blue” трудится над созданием программы, которая будет иметь более обширную шахматную библиотеку, и создает новые средства программирования, которые эта машина могла бы использовать для адаптации к стратегии противника в промежутках между играми. Менеджер проекта С.Дж. Тэн заявил: “Мы больше не ставим никаких научных экспериментов. Теперь мы собираемся только играть в шахматы”.

В электронных играх снимаются живые актеры

Сегодня сьемка актеров для компьютерных игр является достаточно обычным делом. При этом используется следующая технология: на живого актера “навешивают” специальные маркеры, после этого его запускают в зону, подсвечиваемую инфракрасным потоком. Маркеры начинают светиться, и две камеры фиксируют все движения актера, после чего результат оцифровывается на компьютере и вставляется в игру.

Качество результата во многом определяется тем, сколько маркеров было “навешено” на актера. Как правило, их устанавливают в наиболее важных с точки зрения передачи движения точках – на локтевых и коленных суставах и т.п. Самые лучшие результаты сегодня, получаемые с помощью системы, состоящей из 300 маркеров, все равно оказываются грубоватыми.

Сегодня в Лоуренсовской национальной лаборатории в Ливерморе идут испытания системы нового поколения. Она отличается тем, что вместо маркеров, навешиваемых на актера, здесь на него проецируется сеть узлов, после чего применяется та же технология с двумя камерами. Результат получается гораздо более детальным. Как сообщают, новая система способна даже передать игру мускулов на теле актера.

По материалам РС-REVIEW

и РИТМ-ПРЕСС

Дивный новый мир: по Хаксли, по Свифту, по Тьюрингу…

Каковы перспективы нарождающегося в муках информационного общества? И как будет чувствовать себя человек в этом “дивном новом мире”? Давно уже понятно, что людьми можно гораздо эффективнее управлять не только с помощью армий и полиции, но с помощью газет, телевидения, школ и информационных технологий. Автор знаменитого романа “О дивный новый мир” О.Хаксли в одном из интервью заметил, что народом можно манипулировать с помощью социальных и образовательных институтов, оказывая прямое воздействие на его психику и генетику. Когда Хаксли писал продолжение своего “нового мира”, он подчеркивал, что вполне возможен вариант, когда “некие тайные силы… используют новейшую технологию для насаждения власти меньшинства большинству народа”.

ажнейшим фактором прогресса является технологический уровень цивилизации. В доиндустриальную эру сдвиги здесь весьма незначительны. Со времен античности и вплоть до конца ХIV в. мы видим лишь скромные успехи в производстве металлов, часов и т.д. Еще и в ХVIII в. жизнь человечества “была во многом похожей на жизнь Древнего Рима” (А.Н.Уайтхед). В самом деле, счет и вычисления совершались при помощи одних и тех же средств (счетная доска или абак, завезенный в Грецию еще финикийцами, в Китае – суаньпань, в России – счеты). Лишь относительно в недавние времена появляются арифметические или суммирующие машины (Лейбниц, Паскаль, Перейра, Чебышев, Якобсон и др.). Хотя еще великий чешский гуманист Ян Коменский говорил об использовании в будущем в учебных заведениях сложных машин, отношение к возможной технологизации процесса обучения было скорее негативно-ироничным.

Наиболее яркую картину подобной “дидактической машины” (в духе антиутопии) нарисовал англичанин Дж.Свифт в знаменитом “Путешествии Гулливера”. Вспомним, как деятели Академии лапутян, обитавших на Летучем острове, задались целью усовершенствовать все имеющиеся знания “при помощи технических и умозрительных операций”. Была изобретена специальная машина, в которой хранились в беспорядке слова и обрывки фраз. Процесс обучения состоял из вращения учениками некоего колеса. Можно, вероятно, вспомнить, что у буддистов именно с помощью вращения молитвенных барабанов достигается “прочтение истины”. В Монголии в каждой юрте висело “колесо мира”, которое мог прочесть даже неграмотный люд.

Западное “колесо” у Свифта, конечно же, несло совершенно иную идею. Подобное обучение с помощью примитивных механических средств давало неофитам возможность создавать научные опусы “в области спекулятивных наук”. Особых усилий тут не требовалось, и даже невежда мог претендовать на самые высокие и почетные звания. Благодаря такому чудо-изобретению, пишет Свифт, “самый невежественный человек с помощью умеренных затрат и небольших физических усилий может писать книги по философии, поэзии, политике, праву, математике и богословию при полном отсутствии эрудиции и таланта”. Просто удивительно, насколько точно великий английский писатель сумел угадать в своей сатире некоторые тенденции, которые явились в свет вместе с массовым образованием.

Ясно, однако, что эпоха индустриальной революции потребовала массы более образованных “рекрутов”. Выполнение столь масштабных задач в обучении неизбежно повлекло за собой использование новых технических средств. Благо, что к этому времени появляется ряд важнейших изобретений (радио, телефон, телеграф, пишущая машинка, школьная доска и т.д.). Кстати говоря, уже Оуэн предвидел возможность наступления новой эры. Он писал: “При наличии и применении более совершенных средств преподавания книги, без сомнения, не будут применяться при обучении детей до достижения ими десятилетнего возраста”. Все это некогда казалось безумием или дикой фантазией. Но вот мы видим, как в конце ХХ в. многие дети получают солидные знания с помощью телевизоров, компьютеров, видеомагнитофонов, и, к сожалению, почти без помощи книг.

Даже самый поверхностный анализ истории развития форм и методов обучения свидетельствует об ускорившейся смене вех. Как известно, для перехода от устного способа обучения к письменному потребовалось 500 тыс.лет, от письменного к печатному – 5 тыс.лет, от печатного слова к аудиовизуальным формам обучения (радио, кино и т.д.) – 500 лет, и, наконец, примерно за 50 лет свершился переход от индустриального общества к информационному с использованием в обучении новейших обучающих средств (калькуляторов, компьютеров, видеомагнитофонов, кабельного телевидения, сетей типа Интернет).

Стихли постепенно споры о том, как оценивать бурный прогресс технологий. Рубикон пройден – и все устремились к поиску и освоению новых участков информационного Эльдорадо. Новейшие технологии прочно вошли в наши дома, офисы, школы, университеты. Это дало ранее не виданные возможности. Так, заочное обучение, переживающее подлинный ренессанс, стало доступно сотням миллионов людей, проживающих на значительном удалении от центров знаний. У многих групп людей впервые появилась серьезная возможность приобщиться к образованию, культуре и науке. Учебные заведения ряда стран создали программы, позволяющие слепым читать учебники, книги и газеты с помощью компьютера. Разработки биоинженеров открыли новые возможности для обучения 4 млн. глухих в США (с 1990 г. здесь работает университет для глухих, где обучаются около 3 тыс. человек).

Каковы же масштабы использования новейших информационных средств в системе образования? Фактически нет ни одной области, куда бы они не проникали. Возьмем в качестве примера все те же США. В настоящее время 30 млн. американцев функционально неграмотны. Сейчас предпринимаются меры по обучению их не в школах, а на работе или дома с помощью компьютеров, CD-ROM, видео и т.д. Хотя эксперты признают: эту цель “легче провозгласить, чем достичь” (лишь 5% неграмотных вошли в программы, да и то успехи невелики). Тем не менее примеров успешного использования информационных технологий множество. Скажем, Университет Нью-Йорка разработал географическую компьютерную систему, дающую властям оперативную информацию по школьным округам, экологии, эпидемиям СПИДа и т.д. Тем самым правительство экономит огромные средства.

Все чаще компьютерные сети и электронная почта используются для облегчения собственно труда преподавателей. С их помощью передаются домашние задания, задают вопросы и получают ответы, направляют результаты лабораторных работ и т.д. Всем известная практика экзаменов с помощью пера и бумаги в будущем может исчезнуть в ближайшие 20 лет. Речь идет о всякого рода экзаменах в школах и институтах, а также процедурах лицензирования и сертификации. Специалисты ожидают массового применения компьютерной версии экзамена в образовательных системах США к концу этого века…

Заметно проникновение новых технологий и в консервативную область – гуманитарные науки (литературу, социологию, историю). Так, многие историки уже сочли для себя необходимым войти в Интернет для обмена научной информацией, идеями и методами с коллегами. К проекту Иллинойского университета подключились 4,5 тыс. участников из 47 стран. Тем самым ученые и преподаватели получают доступ к различным текстам. Ведется разработка видеозвукового варианта курсов на CD-ROM (вроде курса “Кто построил Америку?”). Конечно, пока еще таких педагогов относительно немного.

Как бы там ни было, но в будущем вся деловая, культурная и образовательная деятельность передовых стран будет осуществляться с помощью информационных технологий, базирующихся на основе разветвленной сети. В 1993 г. конгресс США принял закон, по которому Интернет создает национальную информационную инфраструктуру, к которой будут подключены все дома, школы, фирмы и больницы. Аналогичный проект принят и будет реализован в Японии к 2000 г…

Каковы страхи и проблемы в данной области? Если отставить в сторону сугубо профессиональные проблемы, то главные вопросы все же связаны с человеческим фактором. Во-первых, обычный человек не может сочетать два-три типа мышления (технологический, социальный и гуманитарный). Общество нуждается в межсистемных специалистах. Примером такого рода специалистов стали “мехатроники” (люди со знаниями в сфере инженерных и компьютерных наук).

Во-вторых, информационная технология все еще довольно сложна. Человек не всегда охотно идет на контакт с ней, ощущая в ней “чужеродное тело”. Ведь до сих пор так еще и не появился компьютер, который бы удовлетворил запросы английского математика Тьюринга о “думающей ЭВМ”. С машиной все еще нельзя поговорить “по душам” на любую тему. Потребовалось бы немыслимое программирование. Кстати, как показали тесты, наиболее простой и успешной задачей для компьютера является моделирование “мозгов политика” (программа Дж.Вейнтраба “Р.С.Politician”).

В-третьих, все чаще задается вопрос “А стоит ли все это затрат?” Конечно, публикуется масса отчетов о том, что знания студентов и школьников в результате использования мультимедиа выросли на 40% и время обучения сократилось на 60%. Но эти изыскания обычно исходят от тех, кто кровно заинтересован в продаже этой техники. Те, кто честнее, откровенно говорят, что вопрос эффективности обучающей технологии “не может быть исследован с высокой степенью корректности” (проф. психологии Дж.Ларкин из ун-та Карнеги). Она считает: прекрасный педагог хорош “как с технологией, так и без”. Еще более категоричен профессор Г.Кироли (ун-т Дж.Вашингтона), говоря: “Увы, трудно привести убедительные примеры того, что всевозможная технология в системе образования ведет к серьезным и устойчивым достижениям в качестве обучения”. Хотя, с другой стороны, бесспорно то, что мультимедиа позволяет перейти на ориентированное на потребителя обучение.

В-четвертых, есть масса сопутствующих проблем. Издательства, кино- и музфирмы боятся доверять продукцию телекомпьютерной сети, ибо это может повлечь за собой массовое “пиратство”. Американцы признают: “Наша этика и ценностные ориентации в культуре и образовании отстают от технических навыков и знаний”.

Владимир МИРОНОВ, профессор

Путешествие

Человек нигде не бывает так внезапно счастлив, как в море

обытие номер один в череде празднований 300-летия Российского флота – легендарный парусник “Крузенштерн” завершил кругосветное плавание по маршруту, максимально приближенному к “кругосветкам” начала века Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского. Семидесятилетний парусный барк стартовал из Калининграда 28 октября прошлого года, прошел Атлантический, Тихий, Индийский океаны, 16 стран, 18 портов. Среди них такие экзотические, как Талькауано (Чили), Папеэте (Таити), Гонолулу (Гавайские острова), Фримантл (Австралия)…

Позади более 40 тысяч миль пути. Два ураганных шторма силой в 12 и 10 баллов: между Гавайями и Японией (так называемая Золотая Середина) и возле мыса Доброй Надежды.

Потеряно шесть парусов, сшитых на берегу парусным мастером Сергеем Ивановичем Варивончиком – ветераном “Крузенштерна”. Но без единой царапины пройден пролив Дрейка (каждый уважающий себя мореман вставляет в левое ухо кольцо в знак собственной отваги и победы над некогда смертоносным проливом). И мыс Горн, ставший братской могилой для многих смельчаков, пройден без приключений.

Но главный рекорд кругосветного плавания парусника “Крузенштерн” вот в чем: из двухсот с небольшим человек команды более ста пятидесяти – мальчишки от 14 до 18 лет.

“Зачем нам тряпки над головой”?

Высказывание-вопрос, вынесенное в подзаголовок, принадлежит шестнадцатилетнему скептику. “Тряпками” салажата-мореходы называют паруса. Но нет в этом пренебрежения, а есть мальчишеское пижонство: татуировка парусника – на плече, серьга – в ухе, а “тряпки” – над головой…

Но вопрос правомочный: зачем идти в кругосветное плавание (да и в любое другое – тоже) под парусами, когда давно изобретен атомный двигатель?

Ну, во-первых, чтобы показать миру, что не умер еще в России парусный флот. Во-вторых, приблизить путешествие к условиям плавания капитанов Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского. В-третьих, “Крузенштерн” – учебное судно Балтийской государственной академии, на нем курсанты проходят практику. И без парусов, как говорит их король Геннадий Васильевич Коломенский (капитан-наставник “Крузенштерна”), “не ПРОЧУВСТВУЕШЬ море”.

И последнее (что вполне заслуживает считаться первым). Парус – это хороший воспитатель. На его фоне очень рельефно видно, кто есть кто. Здесь не сачканешь, не отсидишься за спиной друга. Команда старпома: “Парусный аврал! Пошел все наверх!” – это команда мобилизоваться и отдать всего себя КОЛЛЕКТИВУ парусника. Морю.

Помимо всего прочего – это и нелегкий физический труд. Попробуй за считанные минуты вбежать по вантам на клотик, на высоту 56 метров (высота восемнадцатиэтажного дома). И на высоте такой работать с парусами. Да при сильном (а дважды и при ураганном) ветре. Да при крене судна в 30 градусов. Да в кромешной, ледяной тьме, как это было в штормы.

Курсанту молодежной морской лиги Ване Мышеву 15 лет исполнилось в августе, когда “кругосветка” уже завершалась. Внешне – подросток, но по пониманию жизни даст сто очков форы, например, моему 20-летнему сыну – студенту второго курса юридической академии. Ваню “любить жизнь” научило море.

К слову. Ваня в Копенгагене сдавал экзамены аж начальнику академии. И сдал на “четыре”, что лучше оценок многих других “курсантов-стариков”.

А воспитанник молодежной морской лиги одессит Дима Лалудов и вовсе сдал “механику” на “пять”, хотя едва-едва старше Ивана Мышева. Говорят, даже курсантам-старшекурсникам подсказывал…

Экзамен принимают летучие рыбы

Это дано не каждому – сдавать экзамен по судовождению, например, прямо возле древних стен Дворца Королевы Дании. Ты тащишь экзаменационный билет, а в 30 метрах от борта парусника гвардейцы Королевы меняют караулы. И это еще не предел “экзаменационной экзотики”. Бывало, курсанты спрягают английский глагол, а из штурманской по радио несется: “Справа по борту – стая летучих рыб!”. Или: “Прямо по курсу – мираж!”. Или: “По левому борту – кит-кашалот”.

И вокруг – водная пустыня. Только впереди, за горизонтом, обещанный остров, до которого ходу – неделя. Потому и восторг: летучая рыба… Хоть что-то живое в безбрежном голубом малахите.

Какой же, скажите, учебник географии заменит живое путешествие вокруг света? “По уставу” учебный день курсанта на “Крузенштерне” длится шесть часов – раз в три дня. А по сути – каждую минуту.

Где еще увидишь лежбище морских котиков? Или брачные игры дельфинов? Где поймаешь на удочку… акулу и тут же, на палубе, разделаешь ее “на сувениры”, забрав себе “освященный Нептуном” акулий зуб? Когда еще тебе наглядно обьяснят, чем, допустим, олуша отличается от баклана? Где еще увидишь, как парит альбатрос? Где услышишь крик морских голубей? И вообще узнаешь, чем отличается фаэтон от крачки?

А тут… Вышел на палубу и кандидат биологических наук Володя Лаптиховский, с утра до вечера считающий в бинокль птиц, с удовольствием, обстоятельно, увлеченно расскажет, кто есть кто в океанских недрах. А уж о кальмарах Володя точно знает больше, чем они сами о себе.

Вообще тройку ученых, шедших под парусами “Крузенштерна”, за глаза называли “батанами” (то есть заучившимися). Некоторые горячие головы предлагали “избавиться от лишнего балласта”, ссадив на ближайшем берегу биологов-океанологов-метеорологов. Но когда от рыбаков рыболовецких траулеров и от руководства АнтлантНИРО на борт “Крузенштерна” пришли радиограммы с благодарностью за помощь, “батанов” зауважали. Оказалось, замеры температуры и солености воды у побережья Намибии позволили сделать вывод, что так называемый Анголо-Бенгельский фронт смещен на север. Это означает, что промысловая рыба поведет себя не так, как предполагали.

Трудно переоценить экономический эффект подсказки ученых с “Крузенштерна”.

Взяв пробы воды у побережья Аргентины, биолог Лаптиховский и метеоролог Александр Ремесло предугадали, что кальмароловам рано уходить с мест промысла – кальмар просто задерживается. Об этом было сообщено на берег. “Батанов” послушались – кальмар пришел. Улов был неслыханный.

В тропиках “Крузенштерн” наткнулся на огромное скопление летучих рыб. Подсчитали, что в Южно-Китайском море на один квадратный километр приходится 36 тысяч летучих рыб. Это же прекрасный обьект для промысла! Осталось только подумать, как эту летучую рыбку поймать.

Словом, в конце путешествия вывод капитана парусника Олега Седова был однозначным: ученых необходимо включать в команду “Крузенштерна”.

Переход через Анды в═местечко Эль-Дурейка

Хотели пошутить, а получился настоящий педагогический эксперимент.

Все началось с того, что второй помощник капитана Сергей Туников проснулся в хорошем настроении. Шли очередные сутки нудного перехода от Канарских островов к берегам Латинской Америки. И тогда Сергей решил развеселить команду безобидным розыгрышем. На “Доске обьявлений” перед столовой курсантов вывесили обьявление, суть которого сводилась к следующему: на карте Латинской Америки пунктиром нанесен путь из Монтевидео в Талькауано не морем, а сушей; сообщалось, что 12 человек могут совершить беспримерный пеший переход, не подвергая себя опасности в проливе Дрейка. Желающим было предложено записаться у помощника капитана по учебной части Усанкова и врача-стоматолога Сучкова.

После обеда в учебном классе яблоку было негде упасть. В конно-пеший переход собрались почти все: от мала до велика. Купились даже бывалые “морские волки”. Художник из Санкт-Петербурга Андрей Красильщиков, милый, добрый, доверчивый человек, отец троих детей, пытался доказать “организаторам перехода”, что его участие в этой “эпопее” более необходимо, чем участие другого корабельного художника Сергея Пена. “Пен – маринист, живописец, – страстно доказывал Петрович (Красильщиков). – А я и пейзажи могу писать…”.

Зачитывается “телеграмма от председателя по пешим и конным переходам при правительстве России Закопытского”. Принимается за чистую монету. Старший врач “Крузенштерна” предостерегает “путешественников” от несуществующих болезней. Верят! Ученый Федор Федорович Литвинов дает “научное обоснование” перехода. Взрыв восторга и готовность к самопожертвованию…

После бурных дебатов кое-кто отсеялся, но все равно вместо 12 человек записались 18. Шестеро лишних.

Проводится конкурс: победит тот, кто больше отожмется от пола. (Фельдшер Вера замеряет давление после отжиманий). Но и этого мало. Необходимо написать короткий реферат-обоснование своего решения пойти в столь рискованное путешествие через Анды.

Вот выписки из ребячьих сочинений.

“Хочу проверить свою выносливость”.

“Хочу отдохнуть от корабельной жизни”.

“Хочу познакомиться с жизнью индейцев”.

“Хочу оказать помощь ученым в сборе редких растений и насекомых”.

“…легче будет сдать экзамен по географии”.

“…предполагаю, что эту экспедицию поведет Федор Конюхов”. (Фантазия конкурсантов разыгралась…)

Финал шутки: всем участникам конкурса “Наивняк” вручается грамота (выполненная художником из Санкт-Петербурга Сергеем Пеном) и “хвост кобылы” (распушенный конец каната).

Все смеются. Никто не обижается. Цель розыгрыша достигнута – жить стало веселее.

Моряк вразвалочку сошел на берег…

Потому и тянет в море, что оно дарит берег. Без берега море мертво в сердце даже самого законченного моремана. Потому как цель любого плавания – это достичь суши.

Как курсанты и юнги ведут себя в портах? По-разному. Но в целом – за них не стыдно.

Порт Фримантл (Австралия) встречал “Крузенштерн” настороженно (несмотря на то, что в Австралии большая колония русских эмигрантов). Почему настороженно? Потому что накануне в порту этого крохотного экзотического городка стояли американцы. За полторы, что ли, недели их стоянки в городе в несколько раз выросла преступность. Никогда не закрывавшие дверей своих домов горожане стали бояться собственной тени и позже семи вечера уже не высовывали носа за порог. Янки порезвились от души. Того же (только в более крутых масштабах) ждали и от “иванов”. Каково же было удивление местных “аборигенов”, когда с борта русского парусника на берег сошли подтянутые, аккуратно одетые, причесанные мальчишки-морячки в синих форменках с белыми воротничками. И только и слышно было от них: “Сорри… Сорри, сэр… Экскьюз ми…”

Но жалко смотреть на парней, когда они беспомощно вертятся вокруг витрин магазинов – в карманах-то ветер. Платят курсанту один доллар в день, а “лиговцу” и того меньше – полдоллара.

По этой причине был неприятный случай в Гонолулу. Двое юнг-мальчишек (чебоксарец и одессит) стибрили в какой-то лавчонке видеокассету. Их схватили. И – надо же! – с помпой, под сирены и мигалки, в полицейской машине, в наручниках (!), через весь город доставили к трапу “Крузенштерна”.

Случай, конечно, вопиющий и совершенно неожиданный. Ведь на “Крузенштерн” в “кругосветку” был дикий конкурс. Попали (как нам казалось) лучшие из лучших. В целом так оно и оказалось, но вот инцидент в Гонолулу стал ложкой дегтя в бочке меда.

Поговаривают, в начале плавания случались мелкие кражи. Потом это пресекли сами же ребята. Но вот то, что видел сам. В Бремерхафене курсантик предлагал на продажу новенькую форму оператору детских качелей. Не знаю, за сколько, но тот отказался, сказав, что у него уже есть “сувенир с “Крузенштерна”. Немец открыл багажник своей машины и показал курсанту белоснежную морскую фуражку.

Эта сценка тоже уколола сердце.

А вот Копенгаген в этом смысле приятно удивил. В столице Дании много велостоянок, где всего за 20 крон (в одном долларе США 5,6 датские кроны) можно взять напрокат велосипед. И колесить на нем хоть сутки. Главное, верни двухколесного друга на стоянку – 20 крон автомат тебе возвращает. Фантастика!

Конечно, курсанты с “Крузенштерна” вовсю пользовались этой бесплатной услугой. Ни у кого и в мыслях не было такой велосипедик (практически новый) присвоить.

Порядок воспитывает.

Встретимся в ХХI веке

Скажу в завершение, что капитан Олег Седов (которому 40 лет исполнилось в дороге) сдержал слово, данное перед стартом: “Через десять месяцев плавания все юнги, курсанты и взрослые члены экипажа будут живы и здоровы”. Сбылась мечта тех, кто посвятил себя морю: пройти вокруг света под парусами. Но впереди новый отчаянный план: повторить кругосветное плавание на “Крузенштерне” через четыре года новым маршрутом и посвятить переход началу ХХI века и Олимпийским играм в Сиднее.

Если меня позовут, я буду счастлив…

Сергей РЫКОВ,

специальный корреспондент “Комсомольской правды” на “Крузенштерне” – для “УГ”

Факультатив

Продолжение. Начало в NN 5-7, 10, 13, 18, 25

Этнографический вопросник

Игры и забавы

1. Какие детские игры вы знаете?

2. Как вас развлекали, каким играм учили в детстве взрослые?

3. Какие игры вы устраивали в детстве на свежем воздухе? На огороде? В поле? В лесу? На воде?

4. Какие зимние игры вы знаете?

5. Какие предметы вы использовали в ваших забавах и развлечениях? Какие игры вы знаете с мячом, палками, головными уборами, яйцами, костями, огородными и садовыми плодами, орехами? Использовали ли вы в играх предметы быта, орудия крестьянского труда?

6. Как в своих играх вы копировали взрослых, их характеры, занятия? Какие вы знаете игры, связанные с хозяйственной деятельностью взрослых? Что старались перенять у них в играх?

7. Какие вы знаете комнатные игры? Как развлекались зимой в доме?

8. Принимали ли участие в ваших забавах взрослые? В роли кого?

9. Как развлекались взрослые? Летом? Зимой?

10. Какие взрослые и детские игры устраивались во время праздников, в том числе религиозных? Какие вы знаете святочные, пасхальные, троицкие, купальские, масленичные игры и забавы?

11. Из каких материалов изготовлялись игрушки? Как в этом вам помогали взрослые? Какие игрушки делали для вас? Какими игрушками забавлялись младенцы?

12. Какие практиковались наказания тем, кто проигрывал? Какие награды ожидали победителей?

13. Какие вы знаете песенки, стишки, шутки, прибаутки, дразнилки, связанные с играми и забавами?

Народные игры

Воздушный змей

Пускание воздушного змея – старая забава ребят всех возрастов. Наблюдать за парящими в высоких воздушных потоках змеями любят и взрослые. Иные из них на радость детям и сами запускают простенькие летательные аппараты из бумаги, лозинок и разноцветных лент. Кстати, древние греки вместо бумаги, которая еще не была изобретена, для воздушных змеев использовали рыбий или бычий пузырь. На островах Тихого океана рыбаки запускают воздушных змеев, с которых свисают нити с наживками на конце. Они скользят над поверхностью воды, приманивая рыбу. Современным умельцам ничего не стоит изготовить змея из подручных средств. Без труда и проворства человека-рыбаря крылато-хвостатое бумажное чудище, конечно, не подцепит даже маленькую рыбешку из мелкого пруда, но позабавить и потешить способно многих.

Для сборки змея нужно отобрать шесть полосок картона и разложить по парам желательно разных цветов. Затем полоски первой пары необходимо наложить поверх второй так, чтобы получился квадрат размером 200 на 200 мм. Третья пара размещается по диагоналям квадрата. Места пересечения полосок проклеиваются. На этот каркас наклеивается лист цветной бумаги.

Уздечка делается из двух нитей. Верхняя ее часть в виде петли должна точно укладываться по верхним частям диагоналей (300 мм), а нижняя (100 мм) – от центра змея до середины верхней полоски каркаса. К нижним выступающим концам полосок каркаса наклеивается хвост из цветной бумаги размером 800 на 50 мм в виде петли, к середине которой приклеивается полоска размером 1600 на 50 мм.

Для запуска змея необходима тонкая и прочная нитка или леска. Если скорость ветра невелика, то помощник относит змея по ветру метров на двадцать, поднимает его как можно выше, натягивает нитку и по команде запускающего толчком подбрасывает вверх. Запускающий быстро бежит против ветра, постепенно распуская нитку. Если же скорость ветра большая, то надо стать спиной к ветру, поднять змея над головой левой рукой уздечкой к себе, а правой придерживать нитку, отмотав от нее три-четыре метра. Затем змея слегка подкидывают. Если он теряет высоту, то нитку немного тянут к себе или отбегают против ветра. При сильных порывах змей ложится набок или “клюет” вниз. В этом случае быстро отпускают несколько метров нитки, чтобы змей мог подняться и набрать необходимую высоту.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте