Катя Пушкина, Петя Кук, а также их товарищи
Учебный комплект по курсу “Информационная культура”
ыпущенный Издательским домом “Дрофа” учебный комплект для преподавания нового курса “Информационная культура” охватывает весь возрастной диапазон (11 лет) общеобразовательной средней школы. Курс этот имеет общеразвивающее значение, а не ставит целью обучение программированию. В связи с этим изучение курса можно начинать в 1, 2, 5 и 9-х классах. В состав учебного комплекта для каждого класса входят учебное пособие и методическое пособие для учителей.
Учебник Д.В.Зарецкого, З.А.Зарецкой “Информационная культура. Компьютер – твой друг” для первого класса открывает курс “Информационная культура”. Учебник называется “Компьютер – твой друг”. Его главная установка – привить детям интерес к компьютеру, сняв малейшие основания для боязни и чрезмерной осторожности перед этим предметом.
“Компьютер – твой друг” – это рабочая тетрадь, поэтому главные инструменты общения с учебником – цветные карандаши и фломастеры.
Не углубляясь в основы информатики и терминологию вычислительной техники, уроки информационной культуры знакомят первоклассников с наиболее близким им применением компьютеров: на уроках по родному языку, математике, природоведению. Школьникам дается представление о множестве и его элементах, символе как обозначении обьекта; тренируется и развивается память, формируется логическое и алгоритмическое мышление. На уроках дети будут выполнять самые разные задания: задания на запоминание образа буквы и узнавание ее в разных шрифтовых вариантах; задания, показывающие роль порядка букв в словах; задания на запоминание последовательности цифр и умение находить составные части слов – закрепляющие умения грамматического и фонетического разбора; задания, обучающие составлению и решению кроссвордов, а также направленные на расширение навыков работы с меню ПК и формирование навыков работы с цветом при редактировании графической информации.
Много внимания в книге уделено формированию навыков общения с компьютером как в клавиатурном, так и в “мышином” интерфейсе.
Учебник не дублирует компьютерные программы. Его использование на уроке направлено прежде всего на подготовку учеников к выполнению компьютерных упражнений и закреплению знаний. Не менее важное назначение книги для школьника – коллекция используемых на уроке дидактических материалов. В их числе стихотворения, загадки, развивающие игры. Набор заданий составлен так, чтобы учитель мог выбрать из него наиболее соответствующие целям урока и контингенту учащихся. Многие бескомпьютерные задания можно использовать за пределами компьютерного класса. Это будет способствовать преемственности между компьютерными и бескомпьютерными уроками.
При работе с учебником рекомендуется использовать методическое пособие “Информационная культура. Модуль – 1” тех же авторов. В нем представлены поурочные методические рекомендации для учителей. Предлагается последовательность представления информации, планирования уроков, выбора заданий для программ и даже зачастую выбора самих программных средств.
Кроме того, в пособии даны практические рекомендации по подходу к учащимся в зависимости от их знаний и умения общаться с компьютером. В остальном же в поурочных комментариях рассказывается не только о методике проведения урока, но и о его технологии, вплоть до указания нажимаемых клавиш.
С учебником Ю.А.Первина “Компьютерная смекалка” для второго класса школьники продолжают изучение курса “Информационная культура”.
Так же, как и учебник для первого класса, “Компьютерная смекалка” – это рабочая тетрадь, предназначенная для раскрашивания, вписывания, вырезания, вклеивания и выполнения предложенных в ней заданий с использованием компьютера.
Основная цель этого учебника – дать второклассникам представление об информации и разных ее формах, показать разные формы мыслительной деятельности, в которой компьютер участвует как инструмент решения задач.
В учебнике предлагается игровая форма проведения уроков: все предложенные задания второклассники будут выполнять с симпатичными персонажами учебника – непоседливым и любознательным Петей Куком, спокойной и рассудительной Катей Пушкиной и их товарищами. Вместе с тем задачи, решаемые школьниками, весьма серьезны: вводится представление о множестве и его элементах, выделение подмножества по характерному признаку, соотношение множества и подмножеств; тренировка на выявление закономерностей в предьявляемой последовательности обьектов; представление о символе как обозначении обьекта (пиктограмма). Компьютер и игровая форма компьютерных программ позволяют ненавязчиво вовлечь учащегося в круг актуальных логических, комбинаторных и информационных задач.
В книге есть задания попроще и посложнее, предполагается использование программного обеспечения разных уровней сложности.
Материал учебника спланирован таким образом, что проблемы восполнения пропущенных навыков, в том случае если учитель входит со своим классом в курс “Информационная культура” только во втором классе, не возникает.
При работе с учебником рекомендуется использовать методическое пособие “Информационная культура. Модуль – 2” того же автора.
Учебник Ю.А.Первина “Компьютер и слово” для пятого класса открывает собой новый раздел курса “Информационная культура”.
Прочитав эту книжку, пятиклассники узнают о том, как можно на компьютере редактировать текстовую информацию, смогут сами отпечатать визитную карточку и даже выпустить собственную книжку средствами адаптированной издательской системы.
Это не означает, конечно, что изучению фундаментальных понятий и механизмов информатики в настоящем учебнике уделено недостаточно внимания. Как способы представления информации, так и типовые информационные процессы рассмотрены в “Компьютере и слове” на достаточном уровне общности. Причем с помощью предложенных методических приемов эти положения можно перенести на другие прикладные области в информатике – обработку графической и музыкальной информации, работу с базами данных, электронными таблицами и интегрированными системами. В предложенных задачах текстового редактирования отчетливо проявляются основные черты информационных процессов: запоминание и сохранение, копирование и перемещение, каталогизирование и выборка по признаку…
Для решения большинства предложенных задач рядом с читателем должен находиться компьютер. В качестве программного обеспечения предполагается использовать пакет прикладных программ ТОРТ, обьединяющий несколько разных по своим возможностям программных средств: от простого тренажера “Курсор” до развитого текстового редактора “Микрон”. В учебнике подробно обсуждаются приемы работы с этими программами.
В конце учебника находится раздел “Некоторые технические подробности”. Здесь описаны средства, которые, как правило, использует только преподаватель: способы подготовки заданий к упражнениям, приемы работы с принтером. Однако это не означает, что эти параграфы только для учителей – любознательным пятиклассникам они тоже будут интересны.
Замечательная педагогическая особенность учебника “Компьютер и слово” состоит в том, что он позволяет практически полностью исключить этап восполнения пропущенных навыков в той ситуации, когда курс “Информационная культура” начинается с пятого класса. Дело в том, что все навыки общения с компьютером в настоящем учебнике используются независимо от той учебной деятельности, которая осуществляется в начальной школе. Рассказ начинается буквально с азов. Поэтому читать эту книгу могут даже младшие школьники.
При работе с учебником рекомендуется использовать методическое пособие “Информационная культура. Модуль – 5” тех же авторов. Предложенные в нем варианты планирования уроков носят рекомендательный характер и не ограничивают действия преподавателя.
Для учителя, преподающего в школе курс “Информационной культуры”, необязательна специальная подготовка в области программирования. Нужны лишь общие представления о возможностях персональных компьютеров и владение простейшими клавиатурными навыками. В настоящем пособии обсуждаются приемы работы с программным обеспечением ТОРТ, причем акцент сделан на подробное толкование клавиатурных операций (не только на манипулирование клавишами, но и на действия, выполняемые при нажатии на эти клавиши).
Учебник А.Г.Кушниренко, М.Г.Эпиктетова “Кодирование информации. Информационные модели” для 9-10-х классов открывает собой новый раздел курса “Информационная культура”, но приступить к его изучению не поздно и в девятом классе.
Учебник состоит из семи глав (первые три изучаются в девятом классе, следующие четыре – в десятом). Первая глава называется “Повторим программирование”, она написана доступным языком, и девятиклассники справятся с ней даже в том случае, если ни разу в жизни не программировали. Прочитав эту главу, школьники изучат (или вспомнят) основные понятия из курса информатики: алгоритм, величина, ветвление, повторение, присваивание и др., научатся выражать эти понятия на алгоритмическом языке, а также научатся основным приемам работы в системе КуМир – Гипертекст. Основная задача второй главы (“Кодирование информации без компьютеров”) – познакомить учеников с несколькими формами кодирования информации, возникшими в докомпьютерную эпоху. Это должно подготовить их к пониманию различных методов кодировки информации на компьютерах, а также подготовить к особенностям задач на кодирование информации. Третья глава называется “Кодирование информации на компьютере”. Ее изучение должно снабдить ученика достаточным набором взятых из практики примеров кодирования и перекодирования информации, научить простейшим приемам прикидочных подсчетов, связанных с информацией. По существу речь идет о базовых навыках, необходимых для жизни в ХХI веке.
Программа 10-го класса начинается с изучения главы, которая называется “Передача информации”, ее содержание тесно примыкает к материалам, изучаемым в предыдущем классе. В этой главе идет речь об основных современных способах передачи информации – компьютерных сетях, модеме, электронной почте… Следующая глава – “Информационные модели” – ключевая в учебнике. Ее материал опирается на тему 9-го класса “Повторим программирование”. Она углубляет тему “Кодирование информации” и готовит учащихся к изучению темы “Система ПланиМир”. После изучения этой главы школьники смогут, в зависимости от круга решаемых задач, предложить несколько вариантов информационной модели. Глава “Как устроены компьютерные программы” познакомит десятиклассников с такими утилитарными программными продуктами, как база данных, графический редактор и компьютерная игра-головоломка “Мудрый Крот”. И, наконец, последняя глава учебника, которая называется “Компьютеры в обучении”, полностью посвящена системе “ПланиМир” – инструменту для построения легко модифицируемых чертежей.
При работе с учебником рекомендуется использовать методические пособия “Информационная культура. Модуль – 9” и “Информационная культура. Модуль – 10” тех же авторов.
Дина КАЗАЧКОВА
Геометрия
Учебное пособие “Геометрия. Дополнительные главы к школьному учебнику 8 класса” предназначено для школ (классов) с углубленным изучением математики и написано как дополнение к основному учебнику “Геометрия, 7-9” Л.С.Атанасяна, В.Ф.Бутузова, С.Б.Кадомцева, Э.Г.Позняка, И.И.Юдиной (М.: Просвещение, 1990 г. и последующие издания).
Каждой главе основного учебника соответствует дополнительная глава в пособии. В дополнительных главах, как правило, не повторяется материал, изложенный в основном учебнике. Вместе с тем он широко используется, поэтому, прежде чем приступить к изучению той или иной дополнительной главы, ученикам необходимо изучить соответствующую главу основного учебника.
Содержание дополнительных глав расширяет и углубляет геометрические сведения, представленные в главах основного учебника: вводятся новые понятия, рассматриваются интересные геометрические факты, дается обоснование некоторых утверждений, которые в рамках основного учебника принимались на основе наглядных представлений либо предлагались в виде задач повышенной трудности.
В каждой главе по ходу изложения теоретического материала даются задачи с решениями, иллюстрирующие применение тех или иных утверждений. В общей сложности по всем главам таких задач около сорока. К каждому параграфу главы даны задачи (а также ответы и указания к ним) для самостоятельной работы. Их уровень, как правило, превышает средний уровень задач основного учебника.
Книгу можно использовать для индивидуальной работы с ребятами, проявляющими интерес к математике.
Алгебра
Книга А.Я.Кононова “Задачи по алгебре” содержит задачи по всем основным разделам курса алгебры 7-9-х классов. Она рекомендована Главным управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации. Большой выбор задач на закрепление и повторение, текстовых задач, задач на доказательство, построение графиков, нестандартных задач будет полезным дополнением к любому учебнику алгебры.
Задачи расположены по нарастающей трудности, что дает возможность использовать сборник при дифференцированном подходе к обучению.
Математика
Пособие А.С.Чеснокова, И.К.Нешкова “Дидактические материалы по математике для 5 класса” содержит упражнения для самостоятельных работ, которые носят обучающий и проверочный характер, а также тексты контрольных работ. В нем отражены все темы курса математики для пятиклассников.
Упражнения для самостоятельных и контрольных работ представлены в четырех вариантах. Они полностью соответствуют учебнику “Математика, 5” – авторы Н.Я.Виленкин, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд и В.И.Жохов (М., 1990). Однако большинство этих упражнений можно использовать и при работе по учебнику “Математика, 5” Э.Р.Нурка, А.Э.Тельгмаа (М., 1990). С этой целью в брошюре приведены две таблицы распределения упражнений для самостоятельных работ по пунктам как одного, так и другого учебника.
Контрольные работы составлены отдельно для каждого из указанных учебников. Ко всем контрольным работам дается в скобках номер пункта соответствующего учебника, после изучения которого возможно выполнение данной работы. Варианты контрольных работ идентичны по степени их трудности.
Каждая контрольная работа состоит из пяти заданий. Первые четыре задания (а в последней работе все пять заданий) служат для проверки качества усвоения основного материала и выработки соответствующих навыков, которыми должны овладеть ребята. Пятое задание всегда особенное. Для его выполнения потребуется смекалка.
Самостоятельные работы имеют, как правило, обучающий характер и не предназначены для оценки знаний и навыков учеников.
Книги вышли в издательстве “Просвещение”.
Мало знать, надо применять. Мало хотеть, надо и делать.
Иоганн Гете
Комментарии